В сентябре 2017 года на западе Москвы, в районе Филевский парк, был создан образовательный центр «Протон».
Что такое «Протон»: позитивность, неравнодушие, саморазвитие, талант, сотрудничество, надежность. На основе этих ценностей формируется конвергентная образовательная среда для достижения высоких результатов и реализации общегородских задач.
Понятие «конвергенция» вошло в практику образовательной организации с 2012 года, так как «Протон» является участником городского проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования». В конвергенции главную роль играет проект. Он рассматривается как основная форма учебной деятельности.
Поэтому именно через проекты мы пришли к созданию конвергентной образовательной среды, как в плане развития инфраструктуры, так и организационной составляющей. Организационный аспект занимает решающее место и включает в себя обучение проектной деятельности, развитие дополнительного образования, вовлечение в проект, проведение конференций.
Технические условия создания конвергентной среды – это развитие инфраструктуры. В рамках реализации городских проектов («Кадетский класс в московской школе», «Курчатовский проект», «Инженерный класс в московской школе», «IT-класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Школа старшеклассников») полученное лабораторное оборудование, цифровые лаборатории, реактивы и расходные материалы позволили создать условия для обучения школьников в урочное и внеурочное время как на базовом, так и на профильном уровне для выполнения групповых и индивидуальных проектов.
Разработана программа «Основы прикладной проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся» с учетом преемственности всех уровней образования: дошкольного, начального, основного и среднего общего. Обучающимся предоставляется пространство выбора темы, предметной области, руководителя проекта в школе, внешнего руководителя проекта, а также состава участников, так как проекты могут быть групповыми и индивидуальными.
С сентября 2019 года реализуется внутришкольный проект «Конвергентная среда» – проект по деятельностному освоению отдельных учебных предметов (три межпредметные связки учебных предметов: география + информатика; история + музыка; технология + изо + музыка) – через выполнение проектов по технологии Московского центра качества образования «Групповой проект».
В этом учебном году в проекте участвуют четыре 5‑х и два 6‑х класса. Проводятся встречи учителей по вопросам организации групповой проектной деятельности, семинары-практикумы по подготовке к занятиям. Разработаны памятки для учителей и учащихся. Часть внеклассных мероприятий также организуется по технологии группового проекта. Проводятся информационно-просветительские мероприятия для родителей учащихся.
В 10‑м или 11‑м классе в учебный план введен учебный индивидуальный проект, в рамках которого каждый обучающийся проходит обучение по теоретическим основам проекта и его практическому применению. Срок индивидуального проекта определяется его развитием, то есть тем, насколько успешно проходит его выполнение. Ежегодно в декабре организуется предварительная защита тем индивидуальных проектов обучающихся старших классов. Полученные рекомендации помогают в работе над проектом и подготовке к защите на внутренних и внешних конференциях, конкурсах.
Реализация проекта предполагается на стыке наук, поэтому необходимо привлечение специалистов из разных областей. Сетевое взаимодействие реализуется через заключение договоров с вузами, колледжами, предприятиями.
Примером такого взаимодействия является заключение трехстороннего договора (15 апреля 2019 года) между образовательным центром «Протон», Московским авиационным институтом (Национальным исследовательским университетом) и Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В.Хруничева. Это позволило привлекать экспертов – кандидатов и докторов наук института, сотрудников центра, учителей «Протона» – к оценке проектных работ учащихся 7‑11‑х классов московских и подмосковных школ в рамках ежегодной конференции «Будущее начинается сегодня», организаторами которой стали МАИ, Центр Хруничева и образовательный центр «Протон».
Для решения задач по систематизации организационных и технических условий создания конвергентной образовательной среды в нашей организации был создан проектный офис, функционирование которого позволяет находить способы сближения и взаимовыгодного проникновения всех городских и внутришкольных проектов, реализуемых в образовательном центре «Протон».
Самира КАРАХАНОВА, директор образовательного центра «Протон»
Комментарии