От школы зависит степень продвижения нашей страны к правовому государству и гражданскому обществу. Подготовка педагогов к реализации этой важнейшей задачи начинается с вуза.
Значительным потенциалом в этом направлении обладает, на наш взгляд, историческое образование. На протяжении пяти лет наши студенты получают знания, умения и навыки, которые необходимы им для будущей работы в школе. Особенно важен спецкурс «Теория и методика гражданского образования», который играет важную интегрирующую роль.
Основу гражданско-правового образования составляют следующие сквозные содержательные линии курсов истории:
общество, основные этапы его развития, эволюция основных сфер общественной жизни;
власть в ее историческом контексте, политические режимы;
государство, его институты, формы государства;
демократия, ее исторические формы, формирование современной либеральной демократии;
история зарождения и развития парламентаризма;
формирование концепции и институтов гражданского общества, правового государства и конституционализма;
история выборов и избирательного права;
исторические аспекты проблемы прав человека, история борьбы за права человека, формирование механизмов защиты прав и свобод человека;
примеры высокой гражданственности в деятельности выдающихся исторических личностей и другие.
Особую роль в гражданском становлении личности могут сыграть краеведческие темы. Но только в ходе изучения спецкурса студенты узнают, какие знания наиболее актуальны для гражданского образования. Одно из направлений его – формирование гражданской компетентности личности, которая позволяет ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике. «Эффективный деятель современного общества владеет следующими основными компетентностями: исследовательской, коммуникативной, компетентностью по принятию решений, компетентностью по реализации принятых решений, учебной компетентностью.
В рамках спецкурса студенты знакомятся с новыми тенденциями в образовании, в том числе с компетентностным подходом. Поиск, исследование, анализ информации, принятие решений и их выполнение, способность учиться и др. – все это равно применимо и для частной жизни. Особое место занимает способность критического мышления.
В системе вузовской подготовки слишком мало места занимают курсы, предназначенные для инструментального оснащения студентов, на организацию их мыслительной деятельности. Но и без специальных курсов, на наш взгляд, возможно развитие способности критического мышления. Важно вовлечь молодых людей в исследовательскую деятельность. Но это бывает сложно осуществить на младших курсах, т.к. у большинства недостаточно навыков. Поэтому на 1-м и 2-м курсах исторического факультета особое внимание уделяется развитию умений, направленных на развитие критического мышления. Например, в рамках изучения истории Древнего мира студенты учатся анализировать источники, делая выводы и приводя необходимую аргументацию. Рецензировать научно-популярную литературу и монографии, сравнивая точки зрения различных авторов по определенным проблемам. Находить нужную информацию, готовясь к семинарским занятиям и коллоквиумам. Выделять главное, конспектируя статьи и монографии. Организовывать свое время, выполняя большой объем самостоятельной работы. Это, несомненно, способствует более высокой организации мыслительной деятельности студентов и готовит их к последующей серьезной исследовательской работе.
На занятиях по спецкурсу студенты знакомятся с теоретическими аспектами проблемы формирования критического мышления, а также с методическими приемами, с помощью которых возможно формирование соответствующей способности. Навыки критического мышления необходимы всем людям, а будущим учителям особенно, так как научить мы можем только тому, чем владеем сами. Но более всего эти навыки необходимы педагогам гуманитарных дисциплин. Это обусловлено и спецификой того учебного материала, который изучается на этих предметах, и формой изучения этого материала. Суть специфики сводится к следующим аспектам: необходимо иметь свою точку зрения и корректно учитывать другие; способность учета исторического, культурного и других контекстов; необходимость вступать в коммуникацию, вести работу со своей и чужой аргументацией, разворачивать обсуждение как диалог аргументаций; умение оценивать достоверность информации и обоснованность выводов.
Одним из направлений реализации гражданского образования на историческом факультете является воспитательная работа вне учебного процесса. В основу такой работы положены следующие принципы: приоритет самоуправления и соуправления в воспитательной работе, сочетание индивидуальных и групповых форм и методов, связь содержания воспитательной работы с конечной целью – подготовкой специалиста. Не случайно при существующей системе внеучебной деятельности необходимо сделать акцент на организацию студенческого самоуправления, позволяющего создать условия для формирования гражданских навыков. Студенческое самоуправление рассматривается нами, во-первых, как условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном и культурном отношениях, во-вторых, как возможность выработки необходимых навыков социального взаимодействия, в-третьих, как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью, в-четвертых, как средство социально-правовой защиты и, наконец, как средство передачи традиций факультета. Благодаря такому участию у студентов складывается гражданская позиция и ценностное отношение к себе и другим, повышается их социальная компетенция, развиваются навыки самостоятельного принятия решений в социальных проблемных ситуациях. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, вырабатываются необходимые любому человеку (а тем более будущему учителю) коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Важно отметить, что студенческое самоуправление на историческом факультете нашего университета не ограничивается профсоюзной организацией и системой старостата, которые присутствуют в любом вузе и на любом факультете. На наш взгляд, самоуправление, инициируемое сверху, не всегда выражает интересы самоорганизации студентов. Результатом самоорганизации студентов исторического факультета является СКИФ (студенческая корпорация исторического факультета), по инициативе и под руководством которой проходят важнейшие дела в жизни факультета. Организация в своей деятельности максимально автономна в выполнении поставленных задач, хотя опирается на поддержку деканата и преподавателей исторического факультета.
В процессе активной студенческой жизни многие студенты на практике приобретают важнейшие граждановедческие умения, а уже на занятиях по спецкурсу получают теоретические знания по организации школьного самоуправления. Для эффективного гражданского образования чрезвычайно важным является демократическая организация школьного климата.
Значительным этапом в подготовке студентов исторического факультета является знакомство в восьмом семестре со спецкурсом «Теория и методика гражданского образования». Они изучают различные подходы и модели реализации гражданского образования в современной России и в мире. Осваивают методики, с помощью которых возможно формирование граждановедческих умений и навыков. Особое внимание уделяется межпредметному подходу, поскольку в большинстве школ Калужской области не преподается специальный предмет «Граждановедение». Занятия проходят не только в форме лекций. Теоретическое знакомство с различными технологиями обязательно подкрепляется их демонстрацией на практике. Студенты имеют возможность почувствовать преимущества использования на уроке активных и интерактивных приемов обучения. Перед зачетом по спецкурсу они готовят методическую разработку занятия по истории или обществознанию, на котором решаются различные задачи гражданского образования школьников.
Таким образом, студенты в процессе изучения спецкурса получили: основные представления о целях и задачах гражданского образования в школе; познакомились с возможностями реализации основных идей гражданского образования через предметы исторического и обществоведческого циклов.
Вместе с тем следует заметить, что результаты спецкурса для студентов по гражданскому образованию отследить непросто. С помощью анкетирования можно продиагностировать только усвоение теории. В частности, анкетирование показывает успешное освоение граждановедческой терминологии, понимание целей, задач и путей развития гражданского образования в школе. Но, к сожалению, механизма, с помощью которого возможно было бы проследить эффективность спецкурса на практике, к настоящему моменту еще не сложилось. Нам видятся два направления, реализация которых могла бы способствовать решению этой задачи: во-первых, давать специальные задания студентам, проходящим педагогическую практику в школах на 5-м курсе; во-вторых, организовать целенаправленное и тесное взаимодействие с институтом повышения квалификации.
Людмила ФИЛАТОВА, доцент кафедры всеобщей истории педагогического университета, Калуга
Комментарии