search
main
0

Все начинается с улыбки. Где развивается душа?

Когда Ирина заканчивала исторический факультет Воронежского государственного университета, даже не предполагала, что именно школа станет ее профессией. Поэтому свое распределение учителем в школу села Гремячье Хохольского района Ирина Волкова приняла как временную необходимость. Сегодня о том времени Ирина Ивановна говорит так: – По большому счету, если сравнивать Гремяченскую восьмилетку с тем, что я потом видела в некоторых школах, сельская школа оставила только самые прекрасные воспоминания. Наверное, это связано с особым отношением деревенских детей к учителю: ребятишки попались очень отзывчивые, поэтому я и продержалась там все три года не по обязанности, а с удовольствием. Хотя для городского жителя это было непросто.

В той сельской школе молоденькую учительницу истории чуть ли не с первого дня обеспечили дополнительной нагрузкой – и спортивной секцией, и кружковой работой. Наверное, поэтому внеклассная работа с учениками стала для Ирины Ивановны важной частью учительства. С 1994 года она ведет историю в лицее № 2 города Воронежа, одновременно являясь не только учителем и классным руководителем теперь уже 11-го «А», но и частично педагогом-организатором.

Кстати, лет 13 назад, когда воспитанники первого класса, в котором Ирина Ивановна стала классным руководителем, были еще «пятачками», они здорово ревновали свою классную к старшеклассникам, на долю которых всегда доставалось все самое интересное. Поэтому «пятачки» старались поскорее вырасти или в крайнем случае придумать такое дело, чтобы их классная проводила с ними как можно больше времени. И придумали. На тот момент как раз все общественные организации развалились, и ребята решили, что им срочно надо объединиться, чтобы сделать внеурочную школьную жизнь интереснее. Решили – сделали. Стали собираться вместе с Ириной Ивановной и придумывать всякие нескучные мероприятия не только для класса, но и для параллели, а потом и школы. Постепенно сформировался актив, а затем своя лицейская детская общественная организация, которую назвали «Радуга». А одно из самых интересных мероприятий той поры – викторина «Что? Где? Когда?» – стало популярной общешкольной игрой, которая не сдает своих позиций и сегодня.

Также Ирина Волкова – организатор лицейской газеты «Клякса», которую делают сами ребята уже 10 лет. Инициаторами были ученики из первого выпуска Ирины, а помощниками в наборе и верстке – родители учеников.

Еще одно большое общешкольное дело, в котором участвует Ирина Ивановна, – это выездной экономический семинар. Каждый год на осенних каникулах старшеклассники второго лицея выезжают за город, в последние годы – в детский оздоровительный лагерь «Кировец». Едут обычно человек 100-120 (максимально было 250), с восьмого по десятый класс, а одиннадцатиклассники – уже как инструкторы, организаторы КТД и помощники учителей. Все классы перемешиваются в разновозрастные отряды-«государства», которые активно взаимодействуют между собой.

– Экономическим, – рассказывает Ирина Волкова, – семинар называется потому, что в основе заложена система подачи себя с последующей материальной оценкой своего вклада в общую работу. Проводятся мероприятия, и каждый может заработать «условные единицы». А в последний день семинара проходит аукцион, на котором свою валюту меняют на реальные призы.

Ежегодно деньги на призы, а это 100-150 тысяч рублей, находит школа, точнее, директор Александр Серафимович Шаповалов. В целом экономический семинар, по словам Ирины Волковой, делает очень большое дело:

– Мы живем там одной семьей, и дети начинают относиться к учителям без страха, но с уважением.

– Что для вас, как для учителя и воспитателя, является наивысшей оценкой?

– Самая высокая оценка – это когда дети по прошествии долгого времени после окончания школы приходят, общаются с тобой, и у них в голосе – теплота! Это очень приятно. А чтобы такое было, надо отдавать больше времени неформальному общению с детьми. Сейчас у моих выпускной класс, и по моей просьбе с ними занимаются психологи, чтобы снять волнение и страх перед ЕГЭ. Если требуется, ребятам оказывается индивидуальная психологическая помощь.

Многие наши учащиеся посещают кружки и секции, которых в лицее 13. Кстати, директор лицея занимается с ребятами баскетболом, и одиннадцатиклассники с удовольствием играют.

Большое внимание уделяется направлению «Человек и культура». У нас очень хорошие связи с театрами, в некоторых мы побывали уже по многу раз.

Но, к сожалению, сейчас в студиях занимается меньше детей.

– Почему?

– Видимо, проблемы возникают. Общество делает социальный заказ, и на сегодняшний день он отличается от того, который был десять лет назад. Тогда родители, на мой взгляд, больше доверяли школе. А сейчас у них свое видение на образование, и большинство ему подчиняются. Например, считают, что ребенок обязательно должен знать английский язык. Хотя, может, он ему и не понадобится ни разу в будущей жизни и профессии, и через год после школы он все забудет. Тем не менее все «запихивают» детей в английскую школу. И получается, что кроме основной у него еще и дополнительная школа. То же самое с репетиторством, оно также стало для большинства обязательным. Можно сказать, наши дети при помощи родителей занимаются накопительством знаний. А туда, где действительно развивается душа, где ребенок проявляет себя как личность, туда его не пускают. Родители иногда препятствуют.

– Вы стараетесь как-то переубедить родителей?

– Конечно. Прежде всего наглядно: приглашаем родителей на спектакли, в которых играют дети. И в личных беседах стараешься переубедить. Родители ведь тоже разные, и некоторые стараются понять. В последние годы стало гораздо больше родительских лекториев, а у нас еще и психологи работают с родителями. В любом случае начинать надо с индивидуальной беседы, потому что родителя нельзя ругать при всех или делать ему замечания во время родительских собраний в присутствии других мам и пап.

Домашние посещения, по словам Ирины Ивановны, дали ей очень много. Она говорит, что даже, когда рассматривала семейные альбомы, уже было видно, какое место занимает ребенок в семье – культовая ли он фигура или нет. Соответственно и выводы потом делаешь, как работать с родителями и с самим учеником.

– Сейчас очень много методической литературы о том, как проводить родительские собрания. Я стараюсь делать их тематическими, например, рассказываю родителям об особенностях развития детей в том или ином возрасте. В пятом классе – о развитии пятиклашек, о том, что пока это взрослеющий ребенок. А вот в шестом классе он уже подросток. Большинство родителей не особенно любят читать книги по психологии, поэтому им надо рассказывать, давать информацию. Но не с позиции «я тебя научу», потому что есть родители старше меня по возрасту, и такая позиция может быть воспринята ими в штыки. Нужно говорить о том, что я вычитала интересную информацию и хочу с вами ею поделиться.

Одной из интересных форм работы с родителями Ирина Волкова считает параллельное анкетирование: сначала вопросы задаются детям, а потом те же самые – родителям. Например, какой у вас в семье режим – демократический, авторитарный или тоталитарный? Конечно, детей перед ответами надо настроить на серьезный лад, чтобы отвечали без своих «прикольчиков». Позже, во время собрания, провести такую же анкету с родителями и дать им возможность сравнить собственное мнение с мнением своего ребенка. Главная цель подобной работы – сделать родителей союзниками классного руководителя. Дать им почувствовать, что возможно и нужно работать в обстановке взаимного доверия.

– Ирина Ивановна, на ваш взгляд, в чем заключается главная задача классного руководителя?

– Если берешь ребят маленькими, с пятого класса, то на выходе должен быть коллектив. Не беда, если это не будет коллектив единомышленников, потому что в наши дни этого трудно добиться. Главное в том, чтобы дети были терпимы друг к другу. Лояльные, терпимые люди, которые могут посочувствовать и поддержать другого, если потребуется.

– У вас есть какой-то свой рецепт на случай, если вдруг обидели дети?

– Вообще-то, если обида сильная и неожиданная, могу и заплакать. Даже при детях. Надо отдать им должное, они всегда извиняются. Но в целом рецепт один: детей надо уважать и в то же время нельзя давать почувствовать, что ты слабее их. Бывают такие моменты, когда они спокойно принимают авторитет, а бывает, надо упереться и доказать, что ты больше знаешь и что у тебя больше власти. В школе должен быть здравый авторитаризм учителя.

Советы от Ирины Волковой

Самое главное – улыбаться детям. Приходишь к ним и первым делом улыбаешься. Жизнь сейчас довольно суровая.

Лучше все-таки посещать семьи. Хотя это и дополнительная трата времени, а возможно, и нервов. Но это нужно для будущей плодотворной работы. И кстати, чаю вволю напьетесь, потому что практически каждая семья сажает за стол с чаем и печеньем.

Никогда нельзя ругать одних родителей в присутствии других или в присутствии детей. С каждым родителем надо работать индивидуально.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте