search
main
0

Все начинается с общения

Московский учитель навстречу будущему

Самая горячая тема в любом обществе – это тема будущего. Прислушайтесь, о чем чаще всего разговаривают люди? О том, что будет завтра. Но будущее не очень получается или вообще не подтверждает наших ожиданий, потому что мы к нему, как правило, и не готовы.

Жил-был великий математик, физик, психолог, философ Блез Паскаль. Признан гением. Так вот, гений утверждал: «Прошлое и настоящее – наши средства, только будущее – наша цель». А достижение цели всегда требует продуманности действий, воли и даже мужества. Совершенно очевидно, что время наше непростое: идеология поменялась, а «проклятые вопросы бытия» остались, и современная школа, как и прежде, должна помочь юношеству в их решениях и движению к будущему, то есть в достижении целей.

В последние годы все чаще говорится о том, что профессия учителя, педагога должна стать главной. И далее закономерен вопрос: а каким же должен быть тогда сам учитель? На основании чего он должен воздействовать на ученика? На основании каких общечеловеческих ценностей, нравственных принципов, какой научной картины мира, культурной парадигмы? Что сам должен знать учитель и в чем должен хорошо разбираться кроме содержания своего предмета? Должны ли педагоги быть едины в мировоззрении или каждый может внушать ученикам те убеждения, в которые верует сам? Обязана ли школа активно заниматься формированием мировоззрения или можно говорить лишь о педагогической поддержке школьников в решении вечных проблем?

В педагогической науке эти вопросы активно ставятся, а на практике каждый учитель каждый день сталкивается с ними лично и пытается решать самостоятельно. В решении этих задач учитель не оставлен в профессиональном одиночестве. Система помощи учителю со стороны государства (а в Москве особенно) очень мощная в плане повышения квалификации, но почти невозможно успеть за быстро меняющейся действительностью. Сегодня учитель должен не только владеть новыми технологиями, но и быть интересен ученику, по-хорошему современен, много знать.

Именно в этом два творческих проекта Московского городского Дома учителя призваны помочь учителям, прежде всего молодым. С этой целью второй год в Доме учителя ведутся проекты с вполне говорящими названиями: «Учительская есть» и «Клуб «Классные руководители». Разрабатывая программы этих проектов, мы тщательно проанализировали ситуацию общественной оценки труда учителя по таким направлениям: есть ли снижение престижности профессии, как формируется авторитет учителя, сознает ли учитель свою профессию как некую миссию. Как должен психологически чувствовать себя учитель, когда ученик сегодня любой ответ учителя может проверить через 5 кликов на своем гаджете? Из профессии учителя последовательно вымывается контролирующий элемент, личность учителя, его непререкаемый авторитет.

Исходя из полученных ответов мы и создавали программы проектов. Главной целью проектов стало желание помочь учителю развить свое творческое мышление, овладеть современными средствами диалога со своими учениками, осознать свое мировоззрение, психологические возможности и стрессоустойчивость, наконец расширить свои общекультурные представления. Во многом решению этих проблем и раньше помогало профессиональное общение, которое часто начиналось в учительской. Но если мы сегодня заглянем в учительскую, то часто увидим там что-то вроде помещения для оргтехники, хотя осталась и «доска объявлений». А вот что говорят сами учителя:

– Раньше в учительской мы общались, что-то рассказывали друг другу, хотя бы курьезы с последнего урока, что-то друг у друга спрашивали по работе, так сказать, могли получить маленькую очную консультацию, смотрели расписание, читали объявления. Сейчас расписание – в Дневник.ру, объявления – в чатах, а общаться просто некогда.

Но проекты «Учительская есть» и «Клуб «Классные руководители» эти проблемы снимают. Все мероприятия проектов – это прежде всего возможность профессионального и просто человеческого общения для молодых педагогов.

При этом проекты дают возможность учителям значительно расширить границы своего общекультурного уровня – от представлений об устройстве современных городов до последних сценарных трактовок знаменитых постановок русского балета.

Сегодня и школьнику, и учителю важно знать и понимать, как устроен современный город, чтобы не теряться психологически, чтобы понимать возможности любого города, тем более того, в котором живешь и работаешь. И вот участники наших проектов в Казани и Иннополисе – столице Татарстана и городе-спутнике. Иннополис в проекте имел название «IT-деревня». (Как непривычны в одном названии символ высоких технологий XXI века и слово из прошлого!) «Деревня» рассматривалась как развитие успешного опыта создания крупнейшего в Восточной Европе технопарка в сфере высоких технологий IT-парков.

В таких проектах видят свое будущее наши лучшие ученики. И учитель обязан знать об этом удивительном городе, чтобы равноправно участвовать в диалоге со своими воспитанниками об их перспективах и о том самом будущем. Именно такую возможность учителю и дает участие в новых проектах МГДУ. После поездки в Татарстан осталось много впечатлений.

– Эта поездка, как незабываемое приключение, давшее нам свободу от планов, логистики и управления временем, – говорит учитель школы №2114 Анастасия Викторовна Виноградова. – Спасибо за возможность наполнить себя и насладиться красотами чудесной Казани. И за Иннаполис – самый молодой город страны, самый «умный» и при этом очень малочисленный.

– Наш клуб – это замечательный пример научного и всестороннего подхода к образовательному процессу, – отмечает учитель школы №1558 имени Росалии де Кастро Петр Владимирович Заботнов, – суть которого – обратить внимание не только на личность ученика, но и учителя. Еще Василий Сухомлинский писал, что учитель должен иметь собственную духовную жизнь, широкий круг интересов. Именно для этого и создан клуб.

Одним из направлений работы в проектах была возможность усовершенствовать свою речь не только в смысле ее содержания, но и в смысле формы. Вот и Плиний Младший, хоть и жил давным-давно, хорошо это знал: «Ораторы, говорящие сидя, если даже речь их обладает в значительной степени такими же достоинствами, что и речь говорящих стоя, одним тем, что они сидят, ослабляют и принижают свою речь. А у тех, кто читает речь, связаны глаза и руки, которые так помогают выразительности. Ничего удивительного, если внимание слушателей, ничем извне не плененное и ничем не подстрекаемое, ослабевает».

В рамках проектов проводятся занятия по ораторскому мастерству. Ведь учитель должен не только передать сумму знаний, но и уметь убеждать… Учитель может влюбить в себя голосом, а может, наоборот, оттолкнуть, если он не умеет правильно пользоваться речевым дыханием, резонаторами. Все учителя эти занятия восприняли с воодушевлением, потому что получили практическую помощь для своей ежедневной работы. Такую же помощь учителя получали и на консультациях психологов, на занятиях по физиогномистике (учитель должен уметь читать «с лица»).

Очень значимой была для участников проектов поездка в Дагестан. Через такие поездки открывается и осознается величие страны, в которой сегодня живут молодые педагоги. Вряд ли многие из них знакомы с творчеством Расула Гамзатова (хотя песню «Журавли» знают все), так изменились культурные реалии, но они увидели то, что этот поэт сформулировал в психологии наших народов:

Веками учил ты и всех, и меня
Трудиться и жить не шумливо, но смело,
Учил ты, что слово дороже коня,
А горцы коней не седлают без дела.

Психология народов формируется и узнается через народный быт, традиции, ландшафт и даже климат. Контингент учащихся в наших школах самый разный. Именно поэтому такие впечатления педагогу необходимы. Самый короткий путь – увидеть, почувствовать и узнать. Ста московским педагогам повезло – они побывали и увидели.

Проекты востребованы, безусловно, полезны, но они не статичны, они развиваются. У нас впереди большие планы: помочь московским молодым учителям осознать себя в приближении уже к следующему десятилетию… Конечно, молодые учителя нужны, очень нужны школе. Нужны они ученикам, потому что у них много энергии, педагогического азарта, рвения, а порой и больше свободного времени. Они нужны учителям старшего поколения, чтобы передавать свой опыт, обеспечивать преемственность поколений. Они нужны системе образования, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне нашего образования. И Московский городской Дом учителя в этом проекте со столичной системой образования.

Анна СЫСОЕВА, Виктория САМОНОВА, Анна ХРАМЕЕВА, специалисты по связям с общественностью Московского городского Дома учителя

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте