search
main
0

Все начинается с нас! Хроника II Всероссийского фестиваля учительских клубов в Ульяновске

II Всероссийский фестиваль учительских клубов в Ульяновске прошел под девизом: «Новой школе – новый учитель: все начинается с нас!» Совсем не случайно фестивальные дни пришлись на конец августа, когда в школах идет подготовка к новому учебному году, учителя со свежими силами берутся не только за привычные учебники и программы, но и открывают для себя новые проекты, начинают изучать и воплощать в жизнь новые методики и технологии. «Методика» профессиональных учительских клубов – объединение усилий, сотрудничество педагогов с активной профессиональной и жизненной позицией. Она очень близка Общероссийскому профсоюзу образования. Именно поэтому профсоюз стал самым деятельным партнером Министерства образования Ульяновской области в деле организации фестиваля.

Гостей, прибывавших на фестиваль самолетами, поездами и автобусами, встречала ульяновская гимназия №44 имени В.Д.Деева, недавно отметившая 113-летие. Здесь трудятся семь обладателей президентского гранта в рамках ПНПО. Успешно функционируют два музея. Есть своя организация самоуправления, которая воспитывает активную жизненную позицию у каждого ребенка. Вообще, приоритет в гимназии отдается воспитанию. Директор Лидия Жуковская-Латышева говорит: «Обучаем всех, не отбираем детей по особым показателям и конкурсам». Тем не менее ученики гимназии постоянно ходят в победителях олимпиад. Особое направление деятельности – оздоровительное. Девиз гимназии взят из произведений Жан-Жака Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым». Здесь есть спортивно-оздоровительный центр, два массажных кабинета, возможности для занятий лечебной физкультурой, тренажерный зал.Особая гордость педагогического коллектива – народный учитель РФ Юрий Латышев. День открытия фестиваля для Юрия Ивановича особый – в Ульяновск съехались народные учителя из других регионов России, их специально пригласили на учительский форум.Открывая педагогическую ассамблею «Создаем новое, сохраняя традиции», зам. председателя правительства Ульяновской области Тамара Девяткина отметила: «Мы сегодня все вместе – и молодые учителя из клубов «Учитель года», и умудренные опытом, много-много сделавшие для образования, для детей, для России педагоги, собрались вместе».Ну а дальше с гостями и хозяевами фестиваля общался губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, выкроивший время для встречи с педагогами в своем напряженном графике. Он отчитался перед учителями: «В регионе была сохранена великолепная система образования. Она и сегодня существует, несмотря на отдельные сбои. Надеюсь, ваше пребывание на нашей территории, мы ее называем территорией талантов, пройдет очень интересно, полезно, причем не только для вас, но и для нас. Мы прекрасно понимаем, что без нового учителя невозможно быть новой школе, невозможно воспитать человека, который будет заниматься новой экономикой. Ульяновская область – одна из самых экспериментальных в области образования. Поэтому мы придерживаемся девиза: «Новой школе – новый учитель: все начинается с нас!» Мы хотели бы, чтобы учителя были креативно мыслящими, энергичными людьми».Интерес к образованию Сергей Иванович Морозов испытывает не только как руководитель региона, но и как родитель. У него четверо детей, и они с женой думают и о пятом.Заветная мечта ульяновского губернатора – чтобы талантливые дети оставались после окончания школы в родном краю. Для того чтобы мечта воплотилась в жизнь, в Ульяновске открываются учебные комплексы в сотрудничестве с федеральными университетами. А еще с этого года выпускники ульяновских школ, сдавшие ЕГЭ с результатом 225 баллов и выше, могут рассчитывать на повышенную стипендию. При условии, что будут учиться в своем регионе и только на «отлично». Со всеми доплатами эта необыкновенная стипендия может составить 8-9 тысяч рублей! Причем на такую стипендию могут рассчитывать и иногородние ребята, успешно сдавшие ЕГЭ и приехавшие учиться в Ульяновск.Слово берет министр образования Ульяновской области Екатерина Уба. В 2006 году она не только стала победителем областного конкурса «Учитель года», но и вошла в пятерку лучших на всероссийском финале. Екатерина Владимировна находит красивые слова: «В сочетании креативности, энергии, стремлении и мудрости духа нам видится будущее нашего образования. Модель этого будущего рождается в дни фестиваля». Это очень искреннее желание человека, который был инициатором созыва всероссийских фестивалей. Министр вспоминает: «Когда мы в первый раз сюда приглашали учителей года, мы смогли собрать 8 человек, это был 2007 год. Потом родилась идея проведения фестиваля, и в 2008 году к нам приехало 15 человек. В 2009 году, на первом фестивале, нас было 29 человек, а сегодня мы ждем более ста гостей. В общем, обнадеживающая перспектива. Конечно, никакая идея не могла быть воплощена, если бы нас очень серьезно не поддерживал губернатор. У нас есть еще две серьезные мощные силы, без чьей дружбы мы бы никакую идею не могли бы воплотить…» Представителям этих сил – Общероссийского профсоюза образования и «Учительской газеты» – дали слово.Заместитель заведующего PR-отделом Центрального совета профсоюза Елена Елшина передала участникам Всероссийского фестиваля учительских клубов привет от главы Общероссийского профсоюза образования: «Галина Ивановна Меркулова очень сожалеет, что не может присутствовать здесь. И она просила передать – обращайтесь в профсоюз за любой помощью, какая вам нужна. Конечно, профсоюз не против каких-либо учительских объединений. Он только за. Представлять и защищать ваши интересы, не опираясь на ваше мнение, невозможно, а услышать ваше мнение о том, куда двигаться школе, образованию, учительству, можно только на таких мероприятиях. Профсоюз поддержит любую вашу инициативу».«Учительская газета», родоначальница конкурса «Учитель года России», также выслала на фестиваль своего представителя, автора этих строк. Заочно главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец и первый заместитель главного редактора Ирина Димова пожелали участникам удачи.Следующий день начался с визитов гостей фестиваля в образовательные учреждения Ульяновска и области. В городе посетили Гуманитарный лицей, Авторский лицей №90 Эдварса, в Чердаклинском районе – Октябрьский сельский лицей, в Ульяновском – Ундоровский общеобразовательный лицей, в Новомалыклинском районе – Новомалыклинскую среднюю школу. А также городскую гимназию Димитровограда. Гости и хозяева давали друг другу мастер-классы, просто общались. Мне повезло попасть в группу, которую принимал Гуманитарный лицей Ульяновска. Изюминка лицея – школьный театр Pygmalion, которому в этом году исполнится 20 лет. В театре, рассказала гостям Лидия Голубева, учитель английского языка и главный режиссер, с 1994 года ставят «Маленького принца». И совсем рядом со сценой, небольшой, но очень уютной, настоящей, оборудованной по всем правилам, есть галерея «Маленького принца», созданная страстным почитателем Антуана де Сент-Экзюпери штурманом гражданской авиации Николаем Яценко вместе с лицеистами и педагогами. Например, модель самолета, на котором летал знаменитый французский писатель и летчик, создал лицейский учитель труда.У лицея богатая история (он возник в 1919 году как Симбирская советская школа второй ступени) и блестящий сегодняшний день. Лицей – обладатель президентского миллиона. Здесь работает немало учителей года – лауреаты областных конкурсов, финалист всероссийского.Именно в Гуманитарном лицее Ульяновска давала свой мастер-класс народный учитель РФ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1996» Екатерина Филиппова. Она рассказала о своем участии в проекте «Учительской газеты» «Фундаментальные понятия». Участники проекта создавали метапредметные уроки, сценарии публиковали на страницах газеты (сейчас проект публикуется в сети, на сайте www.ug.ru). «Эти уроки помогают вывести наших детей за пределы обычного, потому что мы говорим о вещах, которые позволяют расширить их культурное, информационное поле и по-другому взглянуть на себя», – считает Екатерина Алексеевна. Рязанская «француженка» подробно остановилась на теме «Симметрия и отражение». «Я думала – отражение, симметрия… Озарило – перевод! Перевод зависит от того, талантлив ли переводчик. Разные языковые культуры, менталитеты разные. Ну как вы переведете «Чудо-юдо рыба-кит»? Я начинаю работу с пословиц и поговорок. И мы находим полную симметрию. Есть французская поговорка: «Ночь приносит совет». А у нас как? Правильно: «Утро вечера мудренее». В XX веке я нашла двух поэтов, которые настолько симметричны, настолько близки их поэзия, их образный строй, стилистика! Это ровесник века Жак Превер и мой любимый Булат Окуджава». Все участники мастер-класса с удовольствием работали с текстами, слушали каждое слово Мастера.Вечер предыдущего дня закончился «Учительской кадрилью» – веселой программой, целью которой было сдружить участников фестиваля, научить их взаимодействовать, сотрудничать, пока на уровне КВН. А с утра сдружившийся коллектив принялся за серьезные задачи. Первая – обсуждение одной из важнейших задач президентской инициативы «Наша новая школа» – совершенствование учительского корпуса. Дискуссия прошла в форме педагогического ринга. Вопрос непростой: «Привлечение в школу специалистов, не имеющих базового педагогического образования». Команды «за» и «против» подобрали очень просто – провели с утра анкетирование, авторы самых полярных мнений попали на ринг.Во время первого раунда лучше всех сформулировал позицию позитивно настроенной команды председатель Северо-Осетинской республиканской организации профсоюза Таймураз Тезиев: «Конечно, вполне очевидно, что в школе должны работать профессионалы-педагоги, с этим нельзя спорить. Успешного ученика должен воспитывать успешный учитель, профессионал, который разбирается в детской, школьной педагогике. Однако в вузах уже давно принято приглашать профессионалов с производства, которые достигли определенных успехов в своей отрасли. Из них получались хорошие педагоги. Говоря о школе, конечно, к этому вопросу надо подходить осторожно. Но вполне возможно приглашать в школу специалистов по информатике, даже, может быть, писателей для преподавания русской словесности. Конечно же, оговоримся, что они предварительно должны получать основы педагогического образования. Но мы обязательно должны использовать тот высокий профессионализм, знания, которые у них есть и которыми они бы могли делиться с детьми. Ведь быть хорошим педагогом – это прежде всего быть профессионалом в своей деятельности».В последнем раунде решение проблемы нашел учитель иностранного языка средней школы №6 города Вольска Саратовской области Дмитрий Мокроусов: «Мы не против узкого специалиста в школе. К примеру, у меня педагогическое образования, а сейчас я получаю второе, экономическое. И если у нас открывается второй профиль, почему бы мне не взяться за него? Вот о чем мы говорим, а не о полном вымещении учителей с педагогическим образованием специалистами из другого вуза. Например, наш Саратовский государственный университет готовит специалистов с правом преподавания в школе, им преподается углубленный курс педагогики и психологии».Педагогический ринг привлек внимание всех участников фестиваля. Свое мнение высказала и главный редактор журнала «Химия в школе» Людмила Левина: «Я считаю, нужно дать начало педагогическому движению: каждый прекрасный учитель должен из года в год готовить себе прекрасную смену. Это должен быть девиз каждого педагога».День продолжила конференция «Профессиональные педагогические сообщества как ресурс инновационного развития российского образования», во время которой говорили об инновациях в развитии учительского потенциала, делились опытом работы с одаренными детьми и обсуждали, как лучше формировать новое образовательное пространство. На фестивале собрались представители самых разных учительских сообществ – сетевых, объединений молодых учителей, ассоциаций творческих педагогов. Но, конечно, ядро фестиваля – участники, лауреаты, победители конкурса «Учитель года» различных уровней – от районного до всероссийского. Они образуют свои городские, районные, региональные клубы. Елена Станиславовна Елшина напомнила, что в 2002 году был создан межрегиональный клуб «Учитель года», и высказала предложение – межрегиональное объединение должно обязательно возродиться. Почему? Например, чтобы помочь профсоюзу представлять и отстаивать интересы учителей. Елена Елшина объяснила: «У нас проводится мониторинг состояния заработной платы, оптимизации школ, аттестации педагогических работников. Но когда Галина Ивановна Меркулова говорит о проблемах в Правительстве России, ее выступление необходимо подкреплять конкретными примерами. Если мы с вами, работая в клубах, в межрегиональном клубе, сможем вырабатывать предложения, если мы это сублимированное мнение сможем передавать властям, это послужит на пользу образованию».Еще одну задачу региональных клубов «Учитель года» озвучила зав. кабинетом педагогического опыта Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ Елена Пахомова: «Необходимо создавать атмосферу победности для тех людей, которых мы выпустили на этот конкурс, которые стали представителями нашего региона. И не надо ждать, когда это сделает региональный губернатор или министр образования, это сделаем мы, клубники, люди, ближе всех стоящие к этому конкурсанту. Ведь участие во всероссийском конкурсе – это уже доказательство профессионализма учителя».Ну а «Учительская газета», естественно, готова оказать региональным клубам, межрегиональному объединению самую широкую информационную поддержку.Последний день фестиваля был немного грустным, но расставались с надеждой встретиться вновь. А перед разъездом хозяева пригласили гостей на пресс-конференцию в зал заседаний правительства Ульяновской области. Здесь же состоялась презентация программы педагогического десанта представителей учительских клубов в Южную Осетию.Когда проректор Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, председатель областного клуба «Учитель года» Раис Загидуллин дал слово «любимому Общероссийскому профсоюзу образования», Елена Елшина сказала в том числе об этой важной акции: «Когда собирались предложения к Году учителя, мы делали мониторинг по всей стране, и не было ни одного региона, где не прозвучало бы такого предложения – хочется увидеть хороший фильм об учителях. А мне кажется, не надо сценариста дорогого, автора диалогов, достаточно показать сериал, каждая серия которого будет посвящена открытому уроку одного из наших учителей года, одного из народных учителей России. Даже один такой открытый урок откроет глаза всему обществу на то, как прекрасна наша профессия. Наш статус – статус педагога – в наших руках. А клубное движение в этом поможет. Нам надо показать учителя как человека государственного, ответственного за все государство. Чтобы показать учителя как человека государственного, имеет смысл совершить педагогический десант представителей межрегионального клуба «Учитель года» в Южную Осетию. Мы сделаем все возможное, чтобы этот десант состоялся».Председатель Северо-Осетинской республиканской организации профсоюза Таймураз Тезиев выступил с ответным благодарственным словом: «То, что в недрах фестиваля зародилась такая идея – организовать педагогический десант для выезда в Южную Осетию, мне особенно приятно. Южная Осетия – это небольшая часть Осетии, де-факто мы один народ. Сейчас де-юре это отдельное государство. Мы тесно сотрудничаем, они к нам приезжают в республиканский институт повышения квалификации. Такой педагогический десант может показать, что Южная Осетия находится не в изоляции, это территория, которая интересна России».После таких слов участники фестиваля почувствовали, что это не финал, на прощание они говорили друг другу: «До встречи!».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте