Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка –
все начинается с любви.
Роберт Рождественский
Василий СУХОМЛИНСКИЙ:
– Любовь к ребенку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку – все равно что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.
Любовь – потребность познания личности ребенка.
Иоганн Генрих ПЕСТАЛОЦЦИ:
– Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. Их похлебка была моей похлебкой, их питье было моим питьем. У меня ничего не было… только они были у меня. Когда они бывали здоровы, я находился среди них, когда они бывали больны, я тоже находился около них.
Любовь – это поступок, потребность быть рядом.
Ян Амос КОМЕНСКИЙ:
– Любить детей – дело природы, а скрывать свою любовь – дело благоразумия.
Любовь к детям естественна, она не требует объяснений и доказательств.
Константин УШИНСКИЙ:
– Посредством любви можно так воспитывать дитя, чтобы оно привыкло безусловно повиноваться воспитателю без наказаний и наград.
Любовь – это влияние на людей, меняющее их.
Станислав ШАЦКИЙ:
– В самом деле, становится несносным работать и знать, что ты не понимаешь тех детей, которых так любишь, что забыл самого себя, что у тебя нет никакой собственной истории, никаких корней, на которые ты мог бы опереться. А это все нужно, если только желать от своей работы разумного сознания.
Любовь – сохранение в детях всего лучшего, что заложено в них природой.
Антон МАКАРЕНКО:
– Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым – это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.
Любовь – умение видеть слабые и сильные стороны личности, желание предостеречь от опрометчивых поступков.
Юрий ЗАВЕЛЬСКИЙ:
– Однако любить детей вообще и любить их порознь совсем не одно и то же. Очень трудно влюбить каждого в себя, как бы этого ни хотелось. Но в любом случае ученик должен почувствовать, может быть, не столько любовь, сколько интерес учителя к нему, и этот интерес, несомненно, обеспечит его успех в учебе.
Любовь – способность радость и огорчение ученика разделить с ним, не пытаясь прожить за него его жизнь.
Леонид МИЛЬГРАМ:
– От меня всем и доставалось изрядно. Но какой же у нас в школе был климат! На своем юбилее я вспоминал наши выпускные вечера. Я ведь всегда говорил, что мало быть интеллектуалом, надо быть интеллигентом. И эти морды вокруг меня действительно были интеллигентными, состоявшимися людьми, со своими мыслями. Это непередаваемо! Я в этом купался! …Я старался прививать своим ученикам такие качества, как порядочность, справедливость, стремление быть человеком и гражданином своей страны. На своем юбилее я чувствовал себя окруженным птенцами из своего гнезда – одного из инкубаторов российской интеллигенции. Я радовался и думал: «Не зря прожита жизнь».
Любовь творит человека с величайшими нравственными ценностями, она конкретна.
А завершить хочется мыслью Бориса Пастернака, которую встретили в книге Юрия Владимировича Завельского: «Мы все стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить».
Ольга БАБУШКИНА, учитель русского языка и литературы школы №1002
Комментарии