Юлия ЖЕЛЕЗНЯКОВА, учитель химии школы №1449: Много лет назад мы пришли к осознанию необходимости формировать экологическую культуру учащихся на всех этапах школьного обучения.
Понятие «экологическая культура» включает в себя 3 направления. Это: теория и практика рационального природопользования; экологическое мышление и экологическое мировоззрение; индивидуальная экологическая ответственность.Мы работаем над развитием всех этих направлений, и в настоящее время можно говорить о сложившейся системе формирования экологической культуры в нашей школе.15 лет назад все начиналось с экспедиционного клуба «Горностай», участники которого, путешествуя, изучали заповедные места России, проводили исследования местных водоемов и растительности, выполняли волонтерские работы. Параллельно мы создавали в школе экологическую научную лабораторию, оборудование для которой ребята и учителя выигрывали на разных конкурсах. Присутствующие здесь члены клуба «Горностай» расскажут о своей работе.Формирование экологической культуры должно обязательно затрагивать сферу эмоций. Учить школьников сострадать, сопереживать, а также уметь грамотно общаться с социоприродным окружением своего города, района. Исследования, проводимые учащимися в школе, касаются состояния Лианозовского парка, улиц, водоемов и транспорта нашего района. Мы тесно сотрудничаем с органами местного самоуправления, передаем им полученные данные, которые они учитывают при проведении мероприятий по благоустройству района. Так, результаты комплексных исследований состояния Лианозовского парка, проведенных нашими учащимися около 10 лет назад, вошли в программу участников конкурса «Если бы я был главой управы», в котором мы участвуем каждый год. Программа была принята, и Лианозовский парк благоустроен в соответствии с нашими предложениями.Кроме того, экологические проблемы района ложатся в основу сценариев экологических сказок, литературно-музыкальных композиций, видеофильмов, которые создаются нашими учащимися. Экологические сказки были представлены в школе для учащихся младших классов и в рамках дней открытых дверей для родителей учащихся и других жителей района и в доступной форме помогают им проникнуться этими проблемами и принять участие в их решении. А видеофильм о проблеме бродячих собак в нашем районе, снятый учащимися начальной школы, получил 1-й приз от Чулпан Хаматовой на всероссийском конкурсе, организатором которого является школа «Венда».Естественно, что мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В ближайшие планы на Год культуры входят:- дооснащение Курчатовской лаборатории и открытие ее для школьников не только нашего комплекса, но и других школ;- более широкие связи с профильными ВУЗами (на сегодняшний день мы сотрудничаем с Университетом природообустройства и авиационным институтом) и организация цикла лекций преподавателей для наших учащихся;- активное привлечение родителей учащихся к исследованиям, мероприятиям по охране природы и творчеству в области экологии.В заключение приведу слова академика Моисеева: «Человек обязан жить в рамках определенного экологического императива! Наука сегодня способна согласовать стратегию природы и стратегию человечества, но это требует изменения структуры приоритетов и стремлений».Необходимо помнить, что мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить.Музей естественной истории Земли, созданный в нашей школе, пополняется материалами, привезенными из экспедиций, и является базой для научных исследований не только для школьников с 1-го по 11-й классы, но и для их родителей, увлеченных исследовательской деятельностью.Катя КОЧЕТКОВА, член клуба «Горностай»:Я занимаюсь в клубе «Горностай» с 6-го класса. Мы осваиваем маршруты разного уровня сложности, при подготовке необходимо пройти их все. Первый уровень сложности – однодневные походы по Подмосковью, а также поездки в природно-исторические заповедники в Тульской области «Поленово», где мы проводили геоботанические исследования, «Ясная Поляна» (проводили снегомерную съемку), «Куликово поле» (исследовали рекреационную нагрузку на биотопы степи). Второй уровень сложности – национальный парк «Паанаярви» в Карелии, где я занималась учетом и паспортизацией растений, а также Кавказский государственный природный биосферный заповедник, в котором, как и в «Паанаярви», мы проводим исследования на основе договоров, комплекс исследований и волонтерские работы, в частности при подготовке к Олимпийским играм в Сочи. (Моя тема – «Мониторинг раннецветущих растений»). Третий уровень сложности – национальный парк «Таганай» в Челябинской области, где мы проводили гидрохимические исследования и собирали материал для школьного музея естественной истории Земли. Самый сложный уровень подготовки – поездка на Байкал, где мы осваивали горные маршруты и проводили энтомологические и ботанические исследования, волонтерские работы по очищению берегов Байкала. Материалы, собранные в экспедициях, ложатся в основу наших исследовательских работ, с которыми мы выступаем на конференциях различного уровня и получаем награды. Это всероссийская конференция «Отечество» – 2-е место, Всероссийский смотр-конкурс юных туристов в номинации «Маршрутная экспедиция» – 1-е место в 2012 и 2013 годах, всероссийская конференция «Мы и биосфера» – 1-е место. Этим летом мы планируем выезд в «Паанаярви» для младших и на Байкал. Если на Байкале мы пройдем повышение квалификации, то получим допуск к походу на Камчатку, который все очень ждем. Могу сказать, что работа в экспедиционном клубе определила мою будущую профессию, как и у многих других.Регина ЗАЙНУТДИНОВА, член клуба «Горностай»:Я занимаюсь в клубе с прошлого года. Для меня более интересны выезды в экологические лагеря, которые организуются у нас каждые каникулы. Там мы углубленно изучаем предметы естественно-научного цикла, готовимся к олимпиадам по биологии, ОБЖ и экологии. В этом году я стала призером олимпиад по экологии и биологии в округе и в городе. Для исследовательской деятельности в школе у нас есть научная лаборатория, созданная в рамках Курчатовского проекта. Там могут работать и учащиеся начальной школы, и старшеклассники. Я сейчас провожу там исследование по химии «Мицеллярный катализ на примере реакции окисления перманганатом калия эмульсий растительных масел». В перспективе у нас 2 выезда на весенние каникулы: в учебно-исследовательский центр «Экосистема» в Подмосковье, где учащиеся получат основы экологических знаний на природе и будут проводить мини-исследования, и в лагерь в Пятигорске, где мы будем не только готовиться к предметным олимпиадам, но и пройдем высотную подготовку, подготовку на выживание и действие в чрезвычайных ситуациях в природной среде.
Комментарии