В нашей Вологодской области с 2002 года проводится ежегодная областная акция «Я – гражданин России». Это практическая форма применения знаний, полученных на уроках граждановедческих дисциплин. Все больше наших школ участвует в разработке социальных проектов. На областной этап конкурса в прошлом году было заявлено 25 работ.
Большая часть их была посвящена теме Великой Отечественной войны, и это не случайно, ведь страна праздновала 60-летие Победы. Все проекты оказались значимыми, важными, интересными: будь то создание комнаты отдыха в Доме ветеранов или закладка аллеи орденоносцев, увековечение памяти фронтовиков через установление мемориальных досок и памятников или переименование улиц в честь героев-земляков.
Интересным, на наш взгляд, стал социальный проект «Облик воина честный сохраним на века». Авторы его – ребята Больше-Сиземской школы Шекснинского района. Идея его – создание в селе атмосферы уважения к старшему поколению, которое вынесло все тяготы войны. Подростки решили не только благоустроить территорию у памятника погибшим воинам. Они продумали и реализовали целую систему действий: конкурс детских рисунков и сочинений «Облик воина глазами детей», сбор информации о погибших воинах на тему «Они не вернулись из боя», а также о вдовах фронтовиков и тружениках тыла. В рамках акции дети обновили экспозицию школьного музея. Писали заметки о ветеранах войны в местной печати.
«Это нужно не мертвым, это нужно живым». Проект под таким названием был представлен ребятами Липецкой начальной школы Верховажского района. Он, может быть, не в полной мере соответствует технологии социального проектирования, предложенной Самарским центром гражданского образования, но по своему воспитательному воздействию, по роли учащихся в решении задач проекта он один из значимых.
На общем собрании колхозников в июне 1985 года было принято решение установить к следующему юбилейному Дню Победы обелиск погибшим воинам-землякам. Выбрано место – около Липецкой начальной школы. В Ленинграде был изготовлен памятник, но в 1990 году денег у колхоза уже хватило только на то, чтобы привезти третью часть монумента. Так с лета 1991 года фрагменты памятника и лежали перед школой и не просто теряли свой первозданный вид, но и создавали антивоспитательный фон.
В декабре 2003 года главой администрации Липецкого сельского совета стала Галина Павловна Веденская, которая нашла поддержку со стороны педагога дополнительного образования Дома детского творчества с Верховажья, художника-мастера Татьяны Васильевны Горбатовой.
Работа учеников над проектом началась с урока мужества 1 сентября 2004 года. Они решили принять активное участие в подготовке к открытию памятника. Сначала собрали материалы об истории его создания, побывали в краеведческом музее, устроили экскурсию к памятнику Герою Советского Союза Н.Е.Петухову, к обелиску Славы. Закладка «Аллеи Памяти» осенью 2004 года стала прологом к реализации проекта. Весь учебный год ребята Липецкой школы активно участвовали в различных конкурсах по патриотической тематике. Вместе с родителями готовились к тому, чтобы достойно отметить 9 мая День Победы. Прошел конкурс сочинений на тему «Герой, на которого я бы хотел быть похожим», была организована военно-спортивная игра «Зарничка», состоялись акции письмо и подарок солдату-земляку, письмо и подарок ветерану. Все это стало первыми шагами в реализации проекта. Конкурс рисунков «Наш памятник» и анкета для учащихся «Наш памятник к юбилею Победы» были уже непосредственно этапами реализации проекта.
Весной 2005 года ученики младших классов совместно с учителями и родителями, старшими братьями и сестрами сделали все, чтобы открытие памятника стало событием для района.
Сколько выпускников ушло за эти годы из школы, перед которой лежали обломки фрагментов памятника! Участие нынешних учеников Липецкой школы в восстановлении его будет для них ярким этапом гражданского служения обществу.
Еще одна важная проблема для нашей области – экологическая. Этой теме были посвящены шесть социальных проектов. Подростки не только разработали комплексные планы по озеленению и благоустройству школьной территории («Благоустроим и озеленим» – Брусноволовская школа Нюксенского района, «Наш школьный двор» – Пяжелская школа Бабаевского района), но и создали проекты, направленные на превращение школы в центр возрождения культуры в сельской местности («Мир, в котором мы живем» – Огаровская школа Сокольского района).
Хотелось бы особо выделить два, целью которых является сохранение культурного и исторического наследия Вологодчины. Воспитанники Дворца детского и юношеского творчества им.А.А.Алексеевой г.Череповца задумали восстановить цветник в Музее-усадьбе И.Северянина, известного русского поэта, чьи детские и юношеские годы прошли на Череповецкой земле. («Что шепчет парк?»). Ребята очень надеются, что посещаемость и престиж музея повысятся, и он станет ярким памятником культуры Вологодской области.
Не менее интересен и проект воспитанников Тотемского детского дома «Кокоревскому саду – быть». Село Варницы Тотемского района некогда славилось не только своим солеваренным заводом, но и садово-парковыми комплексами. Особенно поражал своими размерами, масштабом строений и разнообразием представленных в нем деревьев, кустарников, цветов сад купца А.М.Кокорева. Но в результате варварского отношения от некогда пышного сада осталось к началу XX в. два десятка засыхающих деревьев. Восстановить парк в его первозданном виде не реально, но сохранить небольшой уголок природы на месте Кокоревского сада, содержать его в порядке, установить памятную доску – вот цель социального проекта тотьмичей.
Необычен и интересен проект учащихся Бабушкинской школы, целью которого явилось создание ученического бюро занятости учащихся в свободное время. Они изучили юридическую сторону проблемы, организовали «Юридический всеобуч», в этом издании публиковались основные положения трудового законодательства РФ в отношении труда несовершеннолетних. Несмотря на отсутствие опыта и трудности, с которыми столкнулись активисты ученического бюро, им удалось добиться первых результатов: ряд предприятий и организаций трудоустроили группу старшеклассников в летние каникулы.
В числе лучших оказался и проект учащихся Волковской школы Бабаевского района. Цель его – выпуск серии книг «Моя малая родина» о Волковском сельсовете. Малая родина! Знакомые с детства пейзажи, родные лица, удивительно близкий и понятный мир! Но сколько интересного хранит память людей, о которых мы с детства, кажется, знаем все. Авторы проекта работали вместе со своим наставником и консультантом О.Д.Рачихиной, учителем истории. Они собрали богатый материал об истории и людях окружающих деревень. Своего рода кульминацией проекта стала презентация первой книги из серии «Моя малая родина», которая прошла накануне 60-летия Великой Победы.
И в заключение хочется привести слова главы самоуправления Сиземского сельсовета Шекснинского района Вологодской области П.Э.Зелинского: «Очень радует, что ребята взялись за реализацию социальных проектов. Кто-то из скептиков скажет, что молодежи это не нужно и не интересно. Но занялись учащиеся решением конкретных задач, и каждый начал делать для себя открытия, приобрел свою точку зрения, предложил свое понимание проблемы, приложил свои усилия, а разве не это самое главное в воспитании гражданина?!»
Минувшим летом в Вологде прошел семинар-встреча победителей и участников областной ежегодной акции «Я – гражданин России». Эта уже ставшая традиционной для области форма подведения итогов всех направлений деятельности образовательных учреждений по гражданскому образованию одновременно была и стартом акции 2005-2006 года. Акция этого года проходит в области в рамках европейского года гражданственности через образование. Обсуждая содержание акции на предстоящий год, дети и учителя признавали, что наиболее интересной и значимой для гражданского становления личности является социальное проектирование.
По итогам V Всероссийского конкурса социальных проектов область не получила права представлять свой лучший проект на финале в Воронеже. Вопрос «Почему?» задавали и педагоги, и учащиеся. Тем важнее стала для области обучающая сторона реализации проекта. Уже в ходе семинара-встречи представители 17 районов области подробнее знакомились с целями и задачами проекта «Гражданин», создавали в ходе тренинга учебные варианты социальных проектов, учились оформлять необходимую документацию.
С сентября обучающие семинары стали основным направлением развития проекта «Гражданин» в области. К концу октября в разных районах прошли более 10 семинаров и тренингов по технологии социального проектирования. Интерес к ней связан с тем, что результаты прошедшего конкурса прошлого учебного года стали достаточно широко известны. Многие школы поняли, что на нынешнем этапе поддерживается желание овладеть технологией проектирования, сделать что-то полезное для окружающих, научиться видеть проблемы других людей.
Возрос интерес к проекту «Гражданин» и технологии социального проектирования со стороны учреждений дополнительного образования. Система дополнительного образования ищет новые возможности для развития. Гражданское образование и воспитание гражданского самосознания учащихся многими педагогами этих учреждений рассматривается сегодня как перспективный путь дальнейшего развития системы.
Хотелось бы привлечь к этому методу и воспитателей детских домов. Он поможет преодолеть потребительские качества воспитанников и будет способствовать формированию чувства ответственности за все, что происходит вокруг них.
В декабре впервые планируется провести презентацию социальных проектов на стадии разработки варианта реализации проекта. Это будет сделано для того, чтобы о темах разрабатываемых социальных проектов шире узнала общественность, чтобы способствовать установлению партнерских отношений между школьниками, бизнесом и муниципальной властью. Ведь каждый социальный проект – это решение какой-то конкретной проблемы в нашей жизни. А в этом должны быть заинтересованы все.
Валентина ТАЛАШОВА, координатор проекта «Гражданин» в Вологодской области
Комментарии