search
main
0

Все начинается с детства

Воспитание подрастающего поколения – дело сегодня важное, нужное и архиответственное. Тут нет готовых моделей, готовых рецептов: ведь каждый ребенок – человек особенный, ни на кого не похожий; увидеть в нем уникальную личность и помочь его становлению, воспитание гражданина своего Отечества – вот те задачи, которые решают педагоги. О том, какую работу ведет московская образовательная система, рассказывает руководитель Управления воспитания и дополнительного образования Анатолий Хорец.

Множество направлений работы требует от нас тесного взаимодействия с окружными управлениями образования, восемью департаментами и комитетами Правительства Москвы, правоохранительными органами, Военным комиссариатом, а также межведомственными городской комиссией по делам несовершеннолетних, городской комиссией по профилактике правонарушений при Правительстве Москвы, координационным советом по реализации Комплексной целевой программы «Патриотическое воспитание молодежи Москвы», советом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Москве, городским координационным советом по государственной поддержке развития детского движения, другими организациями и ведомствами. С 2005-го по 2007 год управление координировало реализацию шести комплексных городских целевых программ, а также участвовало в реализации городских целевых программ: «Столичное образование-4», «Молодежь Москвы», «Дополнительные меры по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год», а также приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах».

В прошлом учебном году совместно с Московским гуманитарным педагогическим институтом был проведен Московский городской конкурс «Панорама воспитательных систем», в рамках которого 467 образовательных учреждений всех видов и типов, в том числе учреждения среднего профессионального образования, представили свои программы и проекты.

Информация к сведению

В 3-м Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении» дипломантами 1-й степени стали: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 7-го вида №833 (СЗАО), Центр детского творчества (ЮЗАО); дипломантами 2-й степени: колледж гостиничного хозяйства «Царицыно» №37, педагогический колледж №15; лауреатом – Центр детского творчества «Рязанский» (ЮВАО).

В нынешнем учебном году был проведен первый Московский городской конкурс программ воспитания «Все начинается с детства», в котором приняли участие уже 523 образовательных учреждения. Думаю, этот конкурс станет ежегодным с включением в него номинации «Программы воспитания для классного руководителя».

В Москве готовится очень много воспитательных программ, для их учета мы создаем электронный банк передового опыта, особое внимания уделяя развитию воспитания, повышению качества и эффективности работы классных руководителей. В этом году идет работа с классными руководителями, в помощь классным руководителям разработаны и утверждены методические рекомендации «Об осуществлении классного руководства педагогическими работниками образовательных учреждений Москвы»; «Критерии оценки деятельности классного руководителя»; изданы учебно-методическое пособие «Классный руководитель в современной школе», «Рабочая тетрадь классного руководителя», «Дневник классного руководителя», «Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы».

На новом качественном уровне в этом году проведен Московский городской конкурс педагогического мастерства классных руководителей «Самый классный классный». Если в 2004-2005 учебном году в конкурсе участвовали 135 человек, то в этом учебном году уже 1222 педагога.

Совместно с Московским городским педагогическим университетом и Московским гуманитарным педагогическим институтом в 2006 году мы провели два мониторинговых исследования по изучению современного состояния воспитания детей и молодежи, места и роли социальных институтов в формировании единого воспитательного пространства, изучению потенциала общеобразовательных учреждений в создании и реализации воспитательных систем. Изучение показало, что формирование социально активной личности – основной показатель результативности образовательного учреждения, наиболее востребованные направления воспитательной работы – физическое, патриотическое, эстетическое, нравственное, правовое, экологическое, что очень важно налаживать взаимодействие педагогов и воспитателей прежде всего с семьей. Большая часть опрошенных считает необходимым реализовывать конкретные мероприятия по повышению уровня эффективности работы классного руководителя, что, к сожалению, все еще остра проблема межведомственного взаимодействия различных структур и ведомств в работе по воспитанию учащихся.

Одним из важных направлений воспитания остается музейно – педагогическая деятельность образовательных учреждений.

В 2007 году разработаны Концепция музейно-педагогической деятельности образовательного учреждения и новое Положение о музее образовательного учреждения, создан электронный банк данных музеев.

Важнейшим направлением нашей работы было и остается совершенствование форм и методов патриотического воспитания учащихся. В 2006 году совместно с Центром военно-патриотического и гражданского воспитания при участии заинтересованных ведомств и организаций была разработана и утверждена Комплексная целевая среднесрочная программа «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007-2009 годы» (постановление Правительства Москвы от 12 декабря 2006 года №956-ПП).

В последние два года реализуется много новых и интересных инициатив Управления воспитания и дополнительного образования: проведены Международный форум учащихся двенадцати городов-героев «Поколение мира – без войны»; Московский городской конкурс проектных разработок и творческих работ детей и молодежи «Нет фашизму!»; издание книги творческих работ лауреатов «Это Победа твоя и моя»; Московская открытая интернет-олимпиада по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн; «Гонка лыжных патрулей»; Московский городской турнир по рукопашному бою среди воспитанников военно-патриотических клубов. В рамках ежегодного смотра-конкурса военно-патриотического воспитания молодежи на «Кубок Героев», проводимого совместно с региональным Фондом поддержки Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, в этом году были введены новые номинации для кадетских школ и школ-интернатов, учреждений среднего профессионального образования, со следующего учебного года будет введена номинация для специальных общеобразовательных школ для детей с девиантным поведением.

Принципиально важными для нас остаются совершенствование межведомственного взаимодействия в вопросах патриотического воспитания, сохранение традиционных и развитие инновационных форм патриотического воспитания. Это – детское и молодежное волонтерское движение по оказанию помощи ветеранам, уважение и знание государственной символики России, формирование мотивации к глубокому изучению героической истории Москвы и России, использование информационных технологий, проведение на качественно новом уровне мероприятий, посвященных Дням воинской славы и памятным дням России, вовлечение максимального числа учащихся в деятельное участие по их подготовке и проведению.

Совместно с Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания мы осуществляем контроль за работой физкультурно-спортивных объединений, загрузкой спортивных залов учреждений дополнительного образования, проводим работу по приемке к началу учебного года спортивных баз, по проведению в соответствии с календарным планом соревнований с участием пяти детско-юношеских спортивных школ Московского городского Дворца детского и юношеского творчества и Московского городского дворца творчества детей и молодежи «Марьино», открываем профильные спортивные лагеря. В дни школьных каникул традиционными стали спартакиада обучающихся в специальных образовательных учреждениях (дети с девиантным поведением), окружные и городской этапы спартакиады допризывной молодежи (число участников ежегодно свыше 600 человек) с торжественным подведением итогов в Музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе, бал юных спортсменов – воспитанников образовательных учреждений Департамента образования и Комитета физической культуры и спорта (1939 номинантов, 700 участников творческих коллективов, 6 тысяч зрителей), программа «Зритель» на спортивных аренах города при проведении чемпионатов, первенств мира, Европы, России, соревнований волейбольной и баскетбольная суперлиги (в 2005 году мероприятия посетили 37 тысяч, в 2006 год – 23 тысячи зрителей).

Одним из самых популярных и массовых среди детей и родителей по-прежнему остается художественно-эстетическое воспитание. Ежегодно по инициативе нашего управления увеличивается число театров и музеев, которые учащиеся посещают бесплатно. Сегодня в списке 71 театр и 30 музеев, (в 2005 году был 61 театр и 27 музеев), выставочные залы. В 2006 году из бюджета было выделено 39 млн. рублей, что позволило 500 тысячам учащихся (в 2 раза больше, чем в 2005-м, когда их было 226 тысяч человек) посетить театры и музеи города. Причем с 2006 года к культуре приобщаются не только школьники, но и студенты колледжей, педагогических вузов, воспитанники учреждений дополнительного образования детей. В 2007 году – Году ребенка – запланировано выделить на эти цели 71 млн. 700 тыс. рублей.

Управление организует и проводит городские фестивали детского и юношеского творчества: «Юные таланты Московии», «Красота. Мода. Музыка», «Эстафета искусств», «Серебряный голос», «Звучит Москва», хоровой праздник «Рождественская песнь».

Фестиваль «Юные таланты Московии» – это 30 различных жанров и направлений, в которых выступают ежегодно около 100 тысяч детей и подростков. С 2005 года помимо художественного творчества в фестивале появились новые номинации: техническое творчество, экологическое, информационные технологии, исследовательская деятельность учащихся, экономика, туризм, страноведение. В рамках фестиваля проходят соревнования по морскому многоборью, фотовыставки, конкурс кино-, видеофильмов.

В 2006 году лауреатам фестивалей «Юные таланты Московии» и «Красота. Мода. Музыка» присуждено 9 премий, рассматриваемых как поддержка талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Год от года расширяется число фестивалей и конкурсов, где учащиеся могут продемонстрировать свои таланты и творчество, это фестиваль-конкурс песен Ильи Резника «Маленькая страна», конкурс детских рисунков «Вифлеемская звезда», конкурс хореографических миниатюр имени Е.Р. Россе и так далее.

Наше управление активно сотрудничает с городскими педагогическими вузами в области обновления программно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров. Для педагогических работников проводятся курсы повышения квалификации и переподготовки по проблемам воспитания, социализации, дополнительного образования, профилактики отклоняющегося и зависимого поведения обучающихся (более чем по 120 программам ежегодно проходят подготовку около 7 тысяч педагогов). Опыт работы образовательных учреждений, окружных управлений образования обобщается и распространяется на регулярно проводимых «круглых столах», семинарах, научно-практических конференциях. Повышению эффективности и качества воспитания и социализации учащихся способствует система смотров и конкурсов, организуемых управлением, – педагогического мастерства, программно-методических материалов и проектов и так далее.

За 5 лет почти в три раза возросло число школьных музеев, их уже 1039 по 20 профилям. Из них 44% составляют военно-исторические музеи, 14,4% – этнографические, 11% – истории образовательных учреждений, 9,6% – краеведческие, 21 % – музеи других профилей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте