search
main
0

Все начинается с детского сада

Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования: – Вопросы повышения качества дошкольного образования обсуждались на прошедшем 1 февраля 2008 года в Новочеркасске заседании Совета при Президенте РФ. Владимир Путин в своем выступлении отметил, что детские сады наиболее массовая и действительно базовая форма для всей сферы образования. По мнению Владимира Путина, должна быть более рациональной по своей структуре сеть учреждений, выше должно быть и качество образовательных услуг, а их номенклатура – более современной и соответствующей интересам граждан. Именно на таких позициях построены «Основные направления Программы развития дошкольного образования в городе Москве на 10 лет (2008-2017 гг.)» и проект раздела «Развитие дошкольного образования в городе Москве» Городской целевой программы развития образования «Столичное образование-5».

Главная цель образовательной политики города Москвы в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

Кардинальный перелом в развитии системы дошкольного образования произошел после заседания Правительства Москвы «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве», которое состоялось 6 декабря 2005 года. Но все же сегодня есть проблемы, которые остаются нерешенными в системе дошкольного образования.

Одна из основных проблем – обеспечение доступности дошкольного образования для всех детей, проживающих в городе Москве. С 2000 года в Москве растет число новорожденных: в 2000 году родились 73,1 тысячи детей, в 2007 году – 101,3 тысячи детей.

Несмотря на интенсивное строительство детских садов, возврат в городскую систему образования ведомственных учреждений, ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения остается по-прежнему актуальной задачей. По состоянию на 1 января 2008 года очередность в дошкольные образовательные учреждения составила 20 тысяч человек, или 4% от количества детей от 1 года до 6 лет, проживающих в городе.

Московский городской педагогический университет составил прогноз рождаемости детей в Москве на период до 2017 года, в соответствии с которым пик рождаемости ожидается в 2009 году (свыше 106 тыс. чел.). Затем следует ожидать плавного снижения рождаемости вследствие «демографической паузы», подобной той, что наблюдалась в Москве в середине 90-х годов.

Сегодня дошкольные образовательные услуги в разных формах получают 279,2 тыс. юных москвичей. Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях составляет 20 тысяч человек. Исходя из количества детей, охваченных разными формами дошкольного образования, и количества желающих посещать детские сады, мы установили, что в получении дошкольных образовательных услуг нуждаются 67% от количества детей в возрасте от 1 года до 6 лет, проживающих в Москве.

По предварительным данным, ликвидация очередности ожидается в 2015 году. Такой результат можно ожидать в случае, если показатель количества детей, охваченных услугами дошкольного образования, останется на уровне 67%.

Особого внимания требует решение вопроса обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. С этой целью необходимо развивать систему инклюзивного и интегративного дошкольного образования.

Необходимо обратить внимание на решение вопроса неравномерности расположения дошкольных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья по округам и районам Москвы, что создает непреодолимые транспортные препятствия для многих семей.

В дошкольных образовательных учреждениях ведется большая работа по оздоровлению детей. Вместе с тем в некоторых детских садах остается высоким уровень заболеваемости детей. Проблема формирования здоровьесберегающей среды, интеграции профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс по-прежнему актуальна для системы дошкольного образования.

По результатам опроса количество родителей, неудовлетворенных качеством питания ребенка в детском саду, составляет 11,2%. Необходимо продолжать работу по совершенствованию организации питания детей, в том числе с учетом особенностей их здоровья.

Недостаточное внимание уделяется воспитанию у ребенка осознанного отношения к двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию.

Проблема повышения качества дошкольного образования не менее значима, чем ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения. В последние годы стала явно заметна разница между дошкольными образовательными учреждениями, обеспечивающими высокое качество дошкольного образования и имеющими низкий рейтинг у населения. Окружным управлениям образования и методическим службам необходимо организовать работу с детскими садами, имеющими низкий уровень качества дошкольных образовательных услуг. Наиболее острой проблемой в работе «непопулярных» детских садов по-прежнему остается крайне недостаточное внимание к индивидуальной работе с ребенком.

Еще одна задача – оценка качества дошкольного образования. Работа по созданию оценки качества дошкольного образования начата, необходимо ее продолжить и широко обсудить с педагогами и общественностью.

Известно, что ребенок развивается в деятельности. Поэтому очень важно, чтобы самодеятельная игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, заняла свое законное место в жизни ребенка. Однако недооценка педагогами значения игры и обогащения игровой среды продолжает оставаться серьезной проблемой.

Необходимо совершенствовать предметно-развивающую среду и оборудование детских садов. Как показали результаты опроса родителей, 16% из них (практически каждый шестой) не удовлетворены материальной оснащенностью учреждений.

Требуется уделять больше внимания развитию речи ребенка, так как именно дошкольный возраст характеризуется повышенной природной чувствительностью к овладению родным языком, что пока еще мало учитывается в практике работы детских садов.

В связи с тем, что 18,4% родителей не удовлетворены работой по патриотическому воспитанию, необходимо усилить внимание к нравственному и социальному развитию современных детей как особой сферы формирования личности, поддерживаемой и обеспечиваемой периодом дошкольного детства.

В связи с увеличением количества двуязычных детей существует проблема обучения их грамотно говорить по-русски, проведения мероприятий по поддержке национальной идентичности, уважительного отношения к культурным традициям.

Как никогда актуально экологическое воспитание, причем именно в дошкольном возрасте. Необходимо создать детям условия для проведения самостоятельных исследований окружающего мира, игр с природным материалом.

Как показали опросы, 12,9% родителей не посещают культурные центры вместе со своим ребенком. В связи с усилением процессов социальной стратификации повышается роль дошкольных образовательных учреждений как института, выравнивающего стартовые возможности приобщения ребенка к культуре.

Часть детей, посещающих детские сады, в течение 1-2 лет одновременно посещают занятия и в школе. Назрела и требует решения проблема «натаскивания» детей для поступления в школу на подготовительных курсах в образовательных учреждениях. Проблема эта стала практически аналогична проблеме подготовки школьников к поступлению в вуз. Безусловно, есть и хороший опыт в некоторых школах города, но когда ребенка во время дневного сна поднимают раньше времени, чтобы успеть на занятия в школу, ничего хорошего такая подготовка к школе не даст. Также требует незамедлительного решения проблема преемственности программ дошкольного образования и начальной школы.

В Москве накоплен богатый опыт экспериментальной деятельности дошкольных образовательных учреждений. Однако проблема – низкая осведомленность дошкольных образовательных учреждений о лучших результатах экспериментальной деятельности и недостаточная трансляция передового опыта.

Успешность работы отдельного детского сада во многом зависит от взаимодействия его с другими учреждениями системы. В существующей практике есть учреждения, которые живут своей автономной жизнью, не включаясь в процессы развития района, округа и города в целом. На сегодняшний день необходима разработка системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным ресурсом для других образовательных учреждений и для родителей детей дошкольного возраста.

Имеются и проблемы в кадровом обеспечении дошкольных образовательных учреждений. Несмотря на то, что штатные расписания дошкольных образовательных учреждений практически полностью укомплектованы (по отчету на 1 января 2007 г. – на 97%), низкий уровень оплаты труда работников детских садов вынуждает их работать на полторы и более тарифных ставок.

Уровень прав и гарантий у педагогических работников дошкольных образовательных учреждений более низкий по сравнению с их коллегами в других образовательных учреждениях.

Во многом успех развития детского сада зависит от его руководителя. Существует проблема подбора кадров на должность руководителя, так как развитие детского сада во многом определяется социально активной позицией заведующей, ее мировоззрением и образовательным уровнем.

Как показал опрос родителей, конфликтные ситуации в детском саду по разного рода вопросам возникают практически у каждого второго родителя. Необходимо изменять формы и методы взаимодействия воспитателей с родителями, общаться с ними не в монологическом, а в диалогическом режиме.

Работа детского сада должна стать открытой и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования. Приоритетная задача каждого руководителя дошкольного образовательного учреждения – создание активного, авторитетного общественно-государственного органа управления в своем учреждении.

В целях дальнейшего развития системы дошкольного образования и во исполнение поручения первого заместителя мэра в Правительстве Москвы Людмилы Швецовой впервые в истории развития дошкольного образования разработаны «Основные направления Программы развития дошкольного образования в городе Москве на 10 лет (2008-2017 гг.)».

В соответствии с «Основными направлениями Программы развития дошкольного образования в городе Москве на 10 лет (2008-2017 гг.)» разработан проект раздела «Развитие дошкольного образования в городе Москве» Городской целевой программы развития образования «Столичное образование-5». В программе есть несколько важных подразделов.

Доступность дошкольного образования

Качественные показатели реализации программы «Столичное образование-5»:

– увеличение охвата детей организованными формами дошкольного образования до 65% (сейчас – 63%);

– снижение очередности в дошкольные образовательные учреждения до 14,4 тыс. человек к 2011 году (на 1 января 2008 г. – 20 тыс. человек, на 1 февраля 2008 г. – 19,2 тыс. чел.).

Что будет сделано для достижения этих задач?

Первая группа мер направлена на совершенствование системы прогнозирования и планирования с учетом потребностей в дошкольных местах в разрезе каждого округа и района. Для этого создается демографическая интернет-карта города, будут проведены мероприятия по прогнозированию, планированию и развитию системы дошкольного образования.

Вторая группа мер предполагает расширение мест за счет нового строительства, перепрофилирования, развития организационных форм дошкольного образования: лекотеки, группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки, консультативные пункты, службы ранней помощи, семейные детские сады и так далее.

Третья группа мер включает разработку и внедрение новых организационных форм дошкольного образования: корпоративный детский сад, гибкая система пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, в том числе свободное посещение занятий, развивающие образовательные услуги для детей в возрасте от 1 года до 3 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

«Здоровье детей»

– повышение до 165 показателя «число дней функционирования» дошкольного образовательного учреждения (в настоящее время – 160);

– увеличение до 90% количества родителей, которых удовлетворяет качество питания в дошкольных образовательных учреждениях (в настоящее время – 81,7%).

Для решения этих задач необходимо провести мониторинг состояния здоровья детей и разработать меры, стимулирующие педагогические коллективы к снижению заболеваемости детей, совершенствовать систему питания в дошкольных образовательных учреждениях, прежде всего для детей, имеющих разные виды заболеваний, перейти от стихийной вариативности использования здоровьесберегающих технологий, профилактических мер и оздоровительных мероприятий, осуществляемых в дошкольных образовательных учреждениях, к системному подходу по их использованию всеми учреждениями.

Развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования

В Москве проживают 4985 детей-инвалидов, из них 1803 ребенка посещают детские сады, что составляет 36%.

Качественные показатели программы:

– увеличение до 80% количества детей-инвалидов, охваченных дошкольным образованием, посредством развития инклюзивного, интегративного и специального образования, включая новые формы дошкольного образования;

– полное оснащение учебным, дидактическим, игровым и компьютерным оборудованием лекотек и служб ранней помощи;

– модернизация образовательной и развивающей среды групп компенсирующего, инклюзивного и интегративного вида дошкольных образовательных учреждений.

Задачи развития инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования планируется решать за счет принципиального изменения системы комплектования детских садов компенсирующего и комбинированного видов, разработки типовых вариантов образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования и обеспечения грамотного психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи. В этом подразделе также запланирован комплекс мер, которые должны обеспечить переход от экспериментальных моделей инклюзивного и интегративного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в массовую педагогическую практику. Кроме того, уделено внимание совершенствованию форм социального партнерства с ведомствами и общественными организациями.

Развитие физкультуры и спорта для детей дошкольного возраста

Качественные показатели:

– увеличение времени двигательной активности ребенка, физкультурных занятий, занятий разными игровыми видами спорта в каждом дошкольном образовательном учреждении до 1,5 – 2 часов в день;

– развитие у каждого ребенка навыков основных видов движений в соответствии с возрастом;

– открытие в каждом дошкольном образовательном учреждении спортивных кружков.

Чтобы достичь этих показателей, запланирована система мер по повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений, предусмотрено создание необходимой методической базы, запланировано введение в массовую практику спортивных соревнований по разным направлениям.

Повышение качества дошкольного образования

Как показали результаты социологического исследования семей по проблеме «Удовлетворенность родителей системой дошкольного образования города Москвы», проведенного ГНУ «Центр социологии образования Российской академии образования» в 2007 году, подавляющее большинство родителей (81,7%) удовлетворены качеством дошкольных образовательных услуг.

– увеличение до 85% количества родителей, которые удовлетворены качеством дошкольных образовательных услуг;

– увеличение количества участников Московского городского конкурса «Детский сад года» до 350 дошкольных образовательных учреждений ежегодно.

Сегодня уже разрабатываются и будут внедрены технологии оценки качества работы дошкольных образовательных учреждений. Нам необходимо перевести работу методической службы города по дошкольному образованию на новый качественный уровень. Нынче проводится и будет продолжена системная работа с педагогическими кадрами и заведующими дошкольными образовательными учреждениями, имеющими низкий рейтинг у родителей, запланирована работа по систематизации образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, будет реализован комплекс мероприятий, направленных на расширение государственно-общественных форм управления и открытости дошкольных образовательных учреждений.

Повышение эффективности кадрового обеспечения

– увеличение до 60% количества педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшее педагогическое образование (сейчас – 41,7%);

– увеличение числа руководителей дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию до 75% (сейчас – 60%).

Для достижения этих качественных показателей необходимо совершенствовать работу по повышению квалификации и переподготовке кадров руководящих и педагогических работников, создать условия для получения высшего образования педагогическими работниками системы дошкольного образования, улучшить качество подготовки кадров в педагогических колледжах.

Психолого-педагогическая поддержка московской семьи

Качественный показатель:

– рост до 75% доли родителей, включенных в программы повышения родительской компетентности (сейчас – 68,8%).

Практически в этом подразделе запланированы мероприятия по дальнейшему развитию программы «Московская семья – компетентные родители».

Что будет сделано:

– получат дальнейшее развитие новые формы дошкольного образования, направленные на оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье: консультативные пункты, семейные детские сады;

– будут разработаны программы обучения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

– предприняты меры по обеспечению большей открытости, диалога и привлекательности детского сада для детей и родителей, например, дни открытых дверей в детских садах для родителей будущих воспитанников.

Детский сад будущего

Одна из основных задач детского сада – дать ребенку шанс развить такие способности и навыки, которые уже никогда, ни в какой период жизни не сформируются.

Как неоднократно отмечала в своих выступлениях первый заместитель мэра в Правительстве Москвы Людмила Швецова: «Дошкольное образование – ресурс повышения интеллектуального потенциала нации».

На решение этих задач направлены мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей дошкольного возраста, поддержке интеллектуального развития и социализации детей и формированию моделей Детского сада будущего.

Реализация совместного пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между Департаментом образования Москвы и ЮНЕСКО

Соглашение заключено на срок с 2008 по 2012 год, оно предполагает проведение различных мероприятий по реализации совместного пилотного проекта, но основным из них станет Всемирная конференция по вопросам раннего воспитания и образования детей в Москве, которую ЮНЕСКО проведет в 2010 году.

При доработке проекта раздела «Развитие дошкольного образования в городе Москве» Городской целевой программы развития образования «Столичное образование-5» необходимо:

– дополнительно проработать вопрос по расширению развивающих услуг и охвата детей раннего возраста разными формами дошкольного образования, так как меры, предложенные в представленном проекте, проблему не решают;

– предусмотреть мероприятия по укреплению материальной базы детских садов для занятий физкультурой и спортом;

– дополнить проект раздела мероприятиями по усилению воспитательной работы в детских садах;

– расширить блок внедрения информационных технологий в управленческую деятельность и реализацию педагогических технологий;

– усилить блок мероприятий по социальной поддержке работников дошкольных образовательных учреждений;

– подготовить технико-экономическое обоснование проекта раздела «Развитие дошкольного образования в городе Москве»;

– провести расчеты объема финансирования проекта раздела.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте