Сейчас стенаний по поводу того, что приходится учить «неподвластную пониманию» физику готовящемуся поступать на филфак, не услышишь. В основном у теперешних старшеклассников есть возможность выбирать самим, что учить и каким предметам уделять особое внимание. Не осталась в стороне от модернизации и школа №4 Усть-Джегута Карачаево-Черкесии. Комплектование профильных классов этого города южной республики осуществляется на основании Федерального закона «Об образовании».
4-я школа – многопрофильная, но в ней есть и универсальные классы, где учатся не определившие еще точно свой путь ребята. Профильные потоки насчитывают 25 человек. Для изучения элективных курсов создаются ученические группы поменьше.
В профильные классы принимаются те ученики, которые успешно сдали экзамены и по обязательным предметам, и по тем, которые выбрали сами. Место их проживания не влияет на поступление в эти классы. Преимуществами же пользуются выпускники 9-х, победители районных и республиканских олимпиад, обладатели похвальных грамот «За особые успехи в изучении отдельных предметов», дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей.
Наряду с результатами итоговой аттестации учитываются портфолио индивидуальных достижений в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга девятиклассников. За учениками профильных классов сохраняется право перехода в обычные. Конечно, если у них нет академических задолженностей, родители не против, и администрация школы не возражает.
В 10-м классе можно изменить свой выбор только в первом полугодии. И только в том случае, если опять-таки нет «хвостов», ученик смог сдать зачеты по предметам вновь выбранного профиля и заручиться поддержкой родителей. В случае неуспеваемости ученика по профильным предметам администрация школы вправе директивно перевести его в обычный класс.
В школе разработана анкета, по которой девятиклассники определяют свои элективные курсы:
1. Какие предметы вы выбрали?
2. Почему именно эти предметы? (Нравится предмет, учитель, заинтересовала тема, пошел с товарищем за компанию, случайно, посоветовали, у этого учителя чувствуешь себя на уроке спокойно, на этом уроке можно не отвечать, укажите другие причины.)
3. Что вам нравится на элективном курсе? (Содержание заданий, рассказ учителя, отдельные фрагменты урока, отношение к вам учителя, отношения между учащимися, другие мотивы.)
4. Что для вас на элективном курсе было неожиданным, удивительным? (Содержание заданий, форма урока, отношение к вам учителя, что-то еще.)
5. Что бы вы хотели улучшить на элективном курсе?
6. Удовлетворены ли вы тем, что узнали на занятиях по курсу? (Полностью, скорее да, чем нет, затрудняюсь ответить, скорее нет, чем да, нет.)
7. Какой курс вы хотели бы еще посетить?
8. Ваши планы после 9-го класса.
Эта анкета помогает не только ученику поставить все точки над i и понять, что же его на самом деле толкает сделать выбор специализации. Она также важна для педагога, знающего увлечения своего подопечного и желающего направить их верно.
Способствует выявлению приоритетов и предпрофильная подготовка девятиклассников. Основные задачи предпрофильных классов состоят в том, чтобы обеспечить самоопределение личности в выборе способа получения дальнейшего образования, сделать личность вполне социализированной. За это время смогли бы реализоваться творческие способности учащихся в соответствии с наклонностями и возникнуть интерес к изучаемой специализации. Это овладение практическим опытом в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности. А также расширение спектра познавательных и профессиональных интересов, обеспечивающих успешность в будущей деятельности.
Организация образовательного процесса в предпрофильных классах строится на основе базисного учебного плана, индивидуализации учебного процесса, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам. Учебные планы и программы элективных курсов, прошедшие экспертизу, утверждаются на педагогическом совете школы.
Аминат БАЙКУЛОВА, Ирина ПОНОМАРЕВА
Усть-Джегут, Карачаево-Черкесия
Комментарии