Эта история действительно началась с пожара. Пламя уничтожило все помещения средней школы №17 в районе базы Краснознаменной Амурской флотилии в Хабаровске. По мнению городских чиновников, школу надлежало закрыть, ученики должны были продолжить обучение в соседних учебных заведениях. Но нашлись те, кто не согласился с решением руководства и начал борьбу за восстановление школы после пожара. Инициативную группу возглавил директор школы бывший военный моряк Тихоокеанского флота Григорий Борщаговский. Ради этого ему пришлось исписать немало бумаги, обойти кабинетов высокого начальства, доказывая свою правоту. И все же бывший служивый убедил власть имущих в необходимости возрождения средней школы. Причем не в прежнем, а в новом виде – с военным уклоном.
– Идея создания кадетских классов, а в дальнейшем и кадетской школы появилась у меня довольно давно, – рассказывает Григорий Борщаговский. – Как бы ни ругали пионерскую и комсомольскую организации, но они сплачивали школьников, проводили интересные мероприятия, приучали детей к самостоятельности и умению отвечать за свои поступки. Конечно, формализма и заорганизованности тоже хватало, но хорошего было больше… Начал я изучать литературу о кадетском движении, переписывался с организаторами подобных классов и школ в других городах. Многое мы переняли у средней школы №70 Пензы, где сумели создать классы кадетов с первого по одиннадцатый для дальнейшего обучения в учебных заведениях МЧС.
После обсуждения с педагогическим коллективом, родителями и учениками директор решил ввести кадетское направление работы. Проблем оказалось с лихвой. Специально для разработки оригинальных учебных программ была создана экспертная комиссия.
Принимать школьников в кадетские классы решили только в добровольном порядке, с согласия родителей. Причем учиться военному делу могли и юноши, и девушки. Кстати, вокруг обучения девчушек сначала разгорелись нешуточные споры. Но в конце концов остановились на том, чтобы ввести для них определенный уровень подготовки и несколько иные требования. Сыграл свою роль веский аргумент: армия сегодня испытывает определенную нужду в женщинах-военнослужащих. Разрабатывая учебную программу, прислушались и к мнению врачей, убедивших в необходимости более активной физической подготовки.
Теперь в кадетских классах учатся более 150 школьников пятых-одиннадцатых классов, изучающих факультативно целый цикл военных дисциплин. В учебную программу входят история Российской армии, Пограничных войск, православия, по три часа физкультуры в день, рукопашный бой, военно-инженерная и строевая подготовка, топография.
– Считаю, что современная молодежь кроме всего прочего должна уметь танцевать. Поэтому мы ввели в учебную программу для кадетов уроки хореографии, – продолжает директор школы. – Если мы хотим получить всесторонне развитую личность, почему не давать им историю православия? Наша задача – воспитать у ребят чувство ответственности перед родителями и перед Отечеством. Не принципиально: станет ли наш выпускник военным или посвятит себя служению обществу на другом поприще. В любом случае государству нужны граждане организованные, воспитанные, в том числе с нравственной точки зрения.
По кадетской программе ребята живут второй год. И уже появились неплохие результаты. Прежде всего удалось добиться стопроцентной посещаемости. Ни один кадет не стоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Нет и проблем в выполнении любых задач, будь то уборка класса или территории. Всем процессом жизнеобеспечения руководят старшие кадеты, освобождая учителей и классных руководителей от рутинных, мелочных вопросов, давая им возможность сосредоточиться на воспитании и учебном процессе.
Каждое утро во двор школы стекаются ученики в кадетской форме. Опаздывать не принято. В 7.00 общее построение, утренний осмотр, зарядка, которые проводят старшие кадеты, и в 8.30 – начало занятий. Еженедельно все участвуют в общих совещаниях, проводится своего рода «разбор полетов». Порой старшие весьма неуютно чувствуют себя перед младшими кадетами за упущения и огрехи в поведении и учебе. А младшие привыкли брать пример со старших. Таким образом ребятам прививают честь и достоинство, ответственность друг перед другом.
Отличием кадетов служит единая форма, которая дисциплинирует всех. «Если вначале многие не понимали значения и необходимости формы, то сейчас ребят не узнать», – рассказывает преподаватель начальной военной подготовки капитан 3 ранга запаса Георгий Ошкин.
Форма дисциплинирует, повышает ответственность ребят. Например, самое страшное наказание за проступки для них – снятие погон. Реагируют на эту меру кадеты очень остро и не успокаиваются, пока не возвращают себе право носить погоны.
Есть в ношении формы и еще одна сторона – социальная. Форма уравнивает ребят из семей с разным достатком. Никто не появится в «прикиде», свидетельствующем о явном социальном, имущественном превосходстве своей семьи. Ребятам остается соперничать в учебе и дисциплине.
С момента образования кадетских классов педагогический коллектив школы поставил перед собой задачу довести подготовку учеников до такого уровня, чтобы каждый выпускник мог поступить в суворовское военное училище или какой-либо из вузов.
В школе впечатляет порядок. Чувствуется, что здесь не только убирают, но и не мусорят, не пачкают обувью стены. На стендах информация: заветы и честь кадетов, кодексы поведения и взаимоотношений, не забыта история школы. Есть и плакат о правилах поступления в Хабаровский военный институт ФСБ РФ. Между школой и вузом заключен договор, согласно которому практикуются выезды учащихся на пограничные заставы, ознакомление с ритуалами заступления в наряд и несением службы на границе.
Школа носит имя адмирала Федора Ушакова. В свое время флотоводец также заканчивал кадетский корпус. К нему воспитывается особое уважение за вклад в защиту интересов России. В день рождения адмирала и памятные дни кадеты несут вахту у портрета Ушакова.
А еще в школе поощряется труд. Не так давно кадеты приводили в порядок городской парк культуры и отдыха. Директор парка был удивлен, узнав, какой объем работы выполнили ребята. Они вывезли более ста мешков мусора. В качестве вознаграждения ребятам предоставили возможность посетить аттракционы и побывать на концертах.
Кадетский уклад жизни ребят, система их воспитания позволяют растить достойных людей.
Комментарии