По масштабам капиталовложений и человеческих ресурсов московский конкурс “Учитель года” смахивает на выборы президента или губернатора. Шутка ли – в этом году в состязании приняли участие семь тысяч московских педагогов, а в финале – 263 человека!
Cвыборами у конкурса “Учитель года Москвы-2001” было еще одно сходство – “самого” учителя избирали почти что “всем миром”. Нет, москвичи пока не выстраиваются к избирательным урнам, чтобы проголосовать за любимого педагога. Волей председателя Московского комитета образования Любови Кезиной расширилось жюри. Об этом с особой гордостью говорил на закрытии конкурса в киноконцертном зале “Россия” мэр Москвы Юрий Лужков, посвященный в тонкости проведения учительского состязания: “Впервые в жюри приняли участие представители нашей науки. А еще в жюри участвуют родители и сами дети. Этот букет поможет нам и в будущем точно определять победителей и главного победителя конкурса “Учитель года Москвы”.
Однако от обилия и разнообразия взглядов команде судей было не легче. Ведь в финале им пришлось выбирать из 263 всего 27 педагогов и затем всего-то семь человек. Причем двадцать семь финалистов не давали, как обычно, уроков-импровизаций на взрослых, а вместо этого участвовали в дискуссиях, “круглых столах”, рассказывали о себе и отвечали на вопросы журналистов. Три дня продолжались испытания в Московском Доме учителя. И вот семеро учителей стоят на сцене “России”. А Большое жюри окончательно зашло в тупик – один лучше другого, кто же из них учитель года Москвы-2001?
Может быть, Маргарита ИВАНОВА, учитель технологии 159-й школы Северного округа, которая считает, что на работе надо быть “такой же простой и естественной, как в жизни, а в жизни такой же деятельной и целеустремленной, как на работе”?
Или математик из 1934-й школы Юго-Восточного округа Сергей ПАВЛОВ? Между прочим, в детстве Сергей Сергеевич не любил учиться, а вот ведь преподает уже 15 лет. За эти годы сформулировал педагогическое кредо: “Воспитывать в процессе обучения личность”.
Или еще один представитель редко встречающегося в школе мужского пола? О себе он сложил сагу: “Андрей МИЛЕХИН, педагог, учитель, психолог, заместитель, муж, отец, москвич, Восток, кольцо, работник, житель, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Булгаков, Окуджава, “Сказ про принца”, театр, песня, счастье на весах. Уверен: лучше, чем в руках синица, журавль белокрылый в небесах”. Добавим: школа N1927.
Ничем не хуже прочих претендентов и преподаватель экономики лицея N1533 Юго-Западного округа Елена СМИРНОВА. “Я преподаю самый интересный предмет в школе и в стране – экономику. Разве может что-нибудь больше будоражить кровь, чем преподавание экономики в 2001 году в стране Российская Федерация?”
А Светлана МАКИНА – оптимист. Ее жизненный принцип: “Улыбайтесь! Улыбкой еще никто и ничего не испортил, а вот исправить можно многое. Унылых дети ненавидят”. Ребята из 1048-й школы, вам повезло с историком!
Так же ученикам 307-й школы Северо-Восточного округа повезло с учителем физики и астрономии. Ольга ЛУЩЕКИНА считает: “Школа должна быть доброй, учитель обязан быть профессионалом”.
Наконец, трудно пройти мимо педагога с такой замечательной биографией: “Мария СЕВЕРНАЯ, административный округ Южный, родилась и живу в столице, а работаю в лицее “Столичный”. Я преподаю английский язык. На уроке мы общаемся, а я стараюсь быть искренней и интересной ребятам”.
Чтобы мучились не одно жюри, но и зрители, организаторы устроили суперфиналистам еще несколько испытаний. Прямо на сцене киноконцертного зала. Конкурсанты должны были рассказать о себе (“Визитная карточка”), о любимом уголке столицы (“Покажите мне Москву, москвичи”), сочинить стихи, припомнить песни композитора Александра Морозова и взять урок танцев у актрисы Илоны Броневицкой.
И опять все поголовно блистали талантами. У жюри оставался единственный выход – наблюдать за выдержкой конкурсантов. Самым спокойным и уверенным оказался Андрей Милехин. Еще бы, психолог! Он и получил лавры, суперсовременный ноутбук и путевку во Всероссийский финал.
Впрочем, без подарка не ушел ни один из 27 педагогов-финалистов. Награждали спонсоры, оргкомитет, СМИ… А главный редактор “УГ” Петр Положевец вручил наш персональный приз Елене Романовой, преподавателю химии 1181-й школы, в которой учатся дети, находящиеся на излечении в Детской республиканской больнице. Елена достойна отдельного очерка в газете. Впрочем, как и все участники московского конкурса.
Оксана РОДИОНОВА,
Борис МУСКЕВИЧ (фото)
Комментарии