search
main
0

Все на съезд! Дмитрий Ливанов пообещал увеличить финансирование сельских школ через специальные программы

Они все такие разные – по возрасту и характеру, материальному положению и семейному, даже по вероисповеданию и духовным традициям, но всех их объединяет одно: они учителя сельских школ. А это значит, что они одновременно могут вести по три, а то и по пять учебных предметов, что каждый из них обязательно обладает каким-нибудь дополнительным к педагогическому талантом, а то и несколькими – поет, танцует, вышивает, ходит в турпоходы и пишет историю родного села, строит, выращивает, выпиливает, чеканит, пишет стихи! Причем все это в обязательном порядке, потому что после окончания уроков дети из своей сельской школы не уйдут и с ними снова нужно будет заниматься, только уже дополнительно. Да, есть еще одна общая черта: в своем селе учителей знают абсолютно все, а это накладывает особую ответственность и ко многому обязывает. В трудное для страны время земляки идут именно к сельскому учителю, ждут от него подсказки, помощи и даже активных действий, например, по спасению села. И учителя советуют, помогают, порой даже спасают от вымирания родные деревни!

Об этом и многом другом шла речь на втором Всероссийском съезде сельских учителей «Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм», проходившем в Тамбовской области с 17 по 19 ноября. Регион принимал более полутысячи гостей со всей России – педагогов, директоров школ, ректоров вузов, руководителей региональных  и муниципальных органов власти, представителей Министерства образования и науки РФ, Министерства спорта РФ, Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию, а также экспертов различных научных и образовательных организаций. Организаторами мероприятия стали Минобрнауки РФ и общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание». В том, почему именно тамбовчане были выбраны принимающей стороной для столь заметного в жизни сельских школ форума, секрета нет. Одним из главных результатов работы съезда стало создание ассоциации «Агрошколы России», а в Тамбовской области школьное агробизнес-образование в последние годы получило огромное развитие. Каждая из пяти сельских образовательных организаций, на базе которых проходили встречи и общение гостей форума, – Тулиновская, Татановская, Новолядинская, Бондарская, Избердеевская школы – представляет собой инновационную площадку, одно из направлений развития, по которому может успешно двигаться современная сельская школа. Недаром заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец во время выступления на съезде назвала программу развития сельских школ одной из приоритетных, заметив, что из 48 тысяч школ в России 26 тысяч, а это больше половины, – сельские. И каждый четвертый учащийся в Российской Федерации – это учащийся сельской школы. Губернатор Тамбовской области Олег Бетин считает, что «сельская школа – это не просто центр образования, это центр жизни на селе». Поэтому, по словам главы региона, «к развитию сельских школ надо относиться с душой», что, кстати, каждодневно делают сами сельские педагоги, во всяком случае таких среди них преобладающее большинство. Ярким примером этого стало выступление учителя иностранного языка Доброводской школы села Сенное Брянской области Валентины Климовой. Точнее, не столько выступление, сколько сама жизнь и пример доброводских педагогов, принявших в свои семьи детей-сирот из школ-интернатов. Об этих приемных семьях «Учительская газета» рассказала в №52 от 23 декабря 2008 года. Тогда местная школа с ее 16 учениками балансировала на грани закрытия, и спасать ее решили педагоги. Они взяли в свои семьи кто по одному, кто по два, а то и по три ребенка, потом их примеру последовали другие односельчане. В итоге сегодня в селе 17 молодых семей, в школе обучаются 18 школьников, а главный ребячий резерв и надежда на будущее – 20 дошколят. Получилось так, что некоторые приемные и усыновленные дети, подрастая, не захотели уезжать из этого села, женились, вышли замуж и живут здесь уже своими домами и семьями и скоро поведут в местную школу собственных ребятишек. А у учителей теперь другая головная боль: как сделать так, чтобы снова ожило местное сельское хозяйство, которое когда-то здесь процветало – и большой тракторный стан, и коровы, и телятники, даже свиноводческая ферма и овцы. Люди не только вели свое подсобное хозяйство, но и имели нормальную оплачиваемую работу. Сейчас ничего этого нет. К сожалению, многие деревни и сельские школы сейчас в подобном положении. Даже если работают в них подвижники, неравнодушные к судьбе своей малой родины и страны в целом. Ведь в самом деле, не учителям же поднимать разбитое и разбазаренное сельское хозяйство! Например, педагоги из Брянской области и так сделали больше того, что были обязаны делать по своей работе и специальности. Только ведь так хочется, чтобы односельчане жили на своей земле! Чтобы вернулись в свои семьи из столицы, бросив изматывающие вахты, московские стройки, охранные и ремонтные фирмы, потому что жизнь надо обустраивать в российских селах, а не только в отдельно взятых столичных городах.   Еще об одной проблеме небольшой сельской школы рассказала Наталья Журило, учитель математики, директор школы села Генеральское Энгельсского района Саратовской области: – Наша школа ведет давнюю историю, а как средняя существует 33 года. У нас хорошее трехэтажное здание, два спортивных зала, 20 кабинетов, столовая, актовый зал, библиотека, кабинет информатики. Рассчитана школа на 624 ученика, но на 1 сентября у нас было 133 обучающихся, коллектив – 18 педагогов и технические сотрудники школы. Штат укомплектован, но какими усилиями – это настоящая проблема! Демографический кризис сказывается до сих пор, у нас только в одном классе 20 человек, а в большинстве классов – 6-7-8 детей, есть и 5 человек в классе! Зарплата педагогов оставляет желать лучшего, потому что подушевое финансирование сказывается и на зарплате. Нехватка кадров катастрофическая! В другой ситуации я могла бы не работать учителем, а быть только администратором, но у нас в селе Генеральское нет учителей математики, кроме меня. И по другим предметам приходится искать педагогов в других селах, один учитель так и ездит из соседнего села, другой – из районного центра, а молодых педагогов приходится догружать математикой и рекомендовать им переподготовку… Да, мы ищем талантливых детей, стараемся воспитать в них интерес к школе и учительской профессии. Но они оканчивают вуз и не возвращаются, не идут работать в школу, к сожалению, а находят себя в других профессиях. Поэтому на сегодня для нас самая главная проблема – это кадровый голод. – Какие вопросы форума показались вам интересными и чего вы ждете от этого съезда? – Я участвую в дискуссионной площадке Новолядинской школы, у нас две темы для обсуждения – доступность качественного образования на селе и каким быть дополнительному образованию детей на селе. Так как наша школа не испытывает проблем с дополнительным образованием – у нас есть школа искусств, мы сотрудничаем с домом культуры, с детской станцией туристов, у нас множество кружков и секций, поэтому вопросы допобразования меня интересуют в меньшей степени. А вот проблема доступности качественного образования из-за дефицита кадров на селе будет самой актуальной. Я очень надеюсь, что благодаря этому съезду наши проблемы будут услышаны первыми лицами государства, а также мы привлечем внимание к статусу именно сельского учителя, к важности этой профессии для жизни каждого маленького поселения и нашего государства в целом. Кроме названных тем на съезде обсуждалось еще несколько не менее важных вопросов. Какой может быть современная модель сельской школы, и насколько успешно осваиваются субсидии на ремонт спортивных залов. Кто поможет сельскому учителю в решении жилищной проблемы, и кем – универсалом или узким специалистом – должен быть современный сельский учитель. Современные образовательные технологии в малокомплектной школе и школе – ресурсном центре, а также патриотическое и духовно-нравственное воспитание на примере сельских школ казачьей станицы. Об интересном факте рассказал в своем докладе на съезде и министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Несмотря на практические навыки, которые призвана давать сельская школа, она еще и готовит прекрасных учеников, конкурентоспособных на самом высоком уровне и в самых различных областях. По словам министра, сохранение и развитие качественного образования на селе – одна из главных задач государства. В начале 2000-х годов, после проведения первых ЕГЭ, на 10-15% увеличилось количество сельских детей, поступивших в вузы. Следующий шаг, который становится заметнее с каждым годом, – это увеличение числа сельских школьников среди победителей и призеров олимпиад. Так, в 2014 году в финальном этапе всероссийских олимпиад было 18 победителей и призеров, обучающихся в сельских школах. В том числе 5 призеров из Республики Башкортостан, причем по разным предметам! Когда стали анализировать, выяснилось, что в республике действует очень хорошая программа сотрудничества сельских школ с ведущими вузами. И этот опыт, по словам министра, надо распространять в других регионах. Но, увы, к сожалению, этот факт был только небольшой ложкой меда. В целом, если сравнивать результаты городских школ и сельских, у вторых они значительно ниже. Министр призвал улучшать ситуацию и пообещал финансовую помощь в различных программах. Так, в 2014-2016 годах в школах России реализуется проект улучшения спортивной инфраструктуры, который включает ремонт спортивных залов, строительство спортивных площадок, приобретение необходимого оборудования. Главная цель – увеличить количество детей, в первую очередь сельских, занимающихся спортом. – Качественное образование на селе – это реальность, которую вы создаете своими руками, – сказал министр, обращаясь к участникам форума.  Выражаем особую благодарность за помощь в подготовке материала пресс-секретарю Управления образования и науки Тамбовской области Елене СИТНИКОВОЙ. Тамбовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте