Медведевский район Республики Марий Эл уникален тем, что он со всех сторон окружает Йошкар-Олу. Год назад руководителем отдела образования и по делам молодежи района была назначена Наталья ДЕРБЕНЕВА.
– Наталья Николаевна, в чем плюсы и минусы такого расположения?- Близость к центру дает жителям района большие возможности. Для школьников и педагогов широкий выбор зрелищных и культурно-просветительских мероприятий, спортивных секций, мест проведения досуга. Но есть и минус – совсем рядом, буквально в 15 минутах езды, расположены образовательные учреждения повышенного уровня. Соответственно неизбежен отток учащихся старших классов. Где-то он совсем незначительный, но нет школ, где бы его не наблюдалось совсем. Конечно, родителей можно понять – сегодня многие стремятся к статусу и престижу. И хорошо, что у жителей района есть право выбора. Мы со своей стороны можем сохранить контингент учащихся лишь одним способом – создать для учащихся более привлекательные, чем в городе, условия, предложить то, чего в городских школах нет.- Это очень интересно. Хотелось бы узнать о школах, которым удалось найти собственную изюминку.- У нас уже есть школы, где наблюдается приток учащихся из городских школ. К таким относится, в частности, Медведевская гимназия – английский язык там изучается с первого класса в рамках дополнительного образования. Но это настолько востребованная услуга, что обучением охвачены все 100% детей. Кстати, в нашем районе 96% учащихся первых классов изучают английский язык. Связано это с тем, что почти во всех дошкольных образовательных учреждениях Медведевского района язык начинают изучать в игровой форме с 4 лет, и родители не хотят делать перерыв. Понятно, что за год-два без повторения легко забыть усвоенный материал. Поэтому многих привлекает, что наши школы предлагают английский с первого класса, причем бесплатно.- То есть у вас английский не только во всех школах, но и во всех детсадах? Как это удалось сделать?- Сначала в виде эксперимента мы опробовали языковую программу в одном из детских садов поселка Медведево, а потом, убедившись, что она нравится и детям, и родителям, внедрили ее во всем районе. Чтобы не было разрыва дошкольного образования и школьного, ввели английский в первых классах. Дети, которые первыми начинали изучать английский в садике, сегодня учатся уже в 7-м классе. И можно видеть, что уровень их владения языком достаточно высокий. Конечно, мы работаем над созданием языковой среды, стремимся к тому, чтобы дети имели возможность регулярно общаться с носителями языка – с приезжающими в республику гостями или сверстниками по скайпу.Для старшеклассников мы тоже стараемся создать привлекательные условия. Многие родители хотят, чтобы ребенок наряду с прочными знаниями на выходе из школы имел профессию. Не все поступают на бюджетные места, на платное дневное образование деньги есть далеко не у всех. Поэтому поступившим на заочное и вечернее отделения приходится работать. Не имеющие профессии и опыта могут рассчитывать лишь на неквалифицированные виды работы. Поэтому мы решили вернуться к практике советской школы. Тогда на базе учебно-производственных комбинатов старшеклассники получали профессию. Медведевская школа №2 получила лицензию на обучение вождению с последующей сдачей на права категорий А и В. В течение двух лет мальчики и девочки посещают бесплатно уроки автодела. 90% выпускников сдают экзамен на права по достижении 18 лет, после школы желающие сдают на права категории С и работают водителями.В медведевской школе №3 совместно с республиканским комитетом по наркоконтролю организованы кадетские классы (с 5-го по 10-й класс). Успешно окончившие школу выпускники получают право преимущественного поступления в профильный вуз данного ведомства. Это тоже привлекло в школу учащихся, в том числе из Йошкар-Олы.И каждая школа района сейчас активно работает над поиском востребованных дополнительных услуг. В районе хорошо поставлено дополнительное образование. Дом детского творчества и центр технического творчества «Сириус» находятся далеко друг от друга, поскольку район вокруг города. Но специалисты этих учреждений ведут занятия на базе школ не только в поселке Медведево. У нас прекрасная спортивная база: спортивно-оздоровительный комплекс «Витязь», прекрасные современные стадионы, в трех школах есть бассейны, а занимаются там и учащиеся других школ, которых подвозят на школьных автобусах.- С материальным обеспечением у вас все нормально, а как с кадровым?- В последние годы к нам пришла молодежь. Третий год в районе работает Совет молодых педагогов. Каждые каникулы для молодых учителей проводятся тренинги, мастер-классы, в летние каникулы работает школа молодого педагога. Чтобы привлечь в школы молодых специалистов, за счет республиканского бюджета установлена пятидесятипроцентная надбавка к зарплате. Это очень важно: у большинства начинающих нет категории и стажа работы. Ипотека для молодых педагогов есть, в прошлом году в нашем районе этой выплатой воспользовались три молодых педагога. Кроме этого выпускники вузов и ссузов имеют право на получение единовременного пособия на хозяйственное обзаведение в размере шести должностных окладов.- Наталья Николаевна, каков средний возраст педагогов в районе? Нет проблемы увольнения пенсионеров?- Наоборот, уговариваем ветеранов поработать еще годик-другой. Средний возраст педагогов – сорок три года. Не хватает учителей начальных классов (рождаемость повысилась, что привело к резкому увеличению количества первых классов), учителей иностранного языка. Вузы готовят специалистов, но в школу они идут неохотно, предпочитая находить работу в коммерческих структурах.- Сейчас многие жалуются на то, что школы не успевают за изменениями законодательной базы образовательной сферы, что работать стало очень трудно.- Из опыта своей в прошлом директорской, а ныне управленческой работы могу сказать, что если своевременно и четко вести документацию, то ни один приказ, ни один локальный акт не будет противоречить другому. Но, к сожалению, многим руководителям не хватает юридических знаний, не хватает времени внимательно прочитать тот или иной документ. Из-за этого некоторые попадают в сложные ситуации. Конечно, современной школе при том количестве циркуляров, которые она получает, необходим юрист. Если бы удалось освободить школы от несвойственных им функций, все было бы значительно проще. Все-таки главная задача школы – обучение, а не строительство и ремонт, не статистика и делопроизводство. В мае прошлого года мы заключили договор с управляющей компанией – теперь она заботится о поддержании школьных зданий в порядке.- И вы довольны принятым решением?- В целом да. В случае нештатных ситуаций директор просто звонит в компанию, приходят специалисты и все делают сами. Также компания проводит и плановые текущие проверки технического состояния оборудования. Директоров удалось освободить от части хозяйственных проблем. Единственный минус – все-таки это дорого обходится. Тем более что некоторые школьные здания старые. Жаль, что завершена программа модернизации. Только директора научились тратить деньги по этой программе, как она закончилась! Еще бы несколько лет такой программы, и мы бы завершили все недоделанное.- Какие советы дали бы вы, Наталья Николаевна, авторам программ, реализующихся в сфере образования?- Я бы посоветовала им спуститься на землю. То есть всегда помнить о том, что любое хорошее начинание, не поддержанное деньгами, теряет свой смысл. Взять программу «Школьный автобус». Автобусы мы получили – и это прекрасно. Но их нельзя эксплуатировать больше десяти лет. Теперь новое требование – все автобусы оборудовать тахографами. Диспансеризация детей, безусловно, важное и нужное дело, но далеко не везде есть два медицинских кабинета. Даже единственный в школе трудно оснастить на свои средства. Взять учебники. Школы должны их предоставлять бесплатно, но в этом году внесены изменения в списки допущенных, и те, что школы уже закупили, не годятся. Можно продолжать и дальше приводить примеры. Безопасность школьных зданий – прекрасная инициатива и нужная, но требующая больших капитальных вложений. Сейчас приходится доводить здания до соответствия требованиям за счет муниципалитета. Но у территорий нет таких средств – и так уже до 70% местного бюджета идет на образование. То же самое с третьим уроком физкультуры. Прекрасно, если для этого есть условия. А если нет?К сожалению, получается, что хорошая в целом инициатива, сталкиваясь со скудными средствами, превращается в неразрешимую проблему для руководства школы. Видимо, принимая решения, чаще ориентируются на современные, хорошо оснащенные школы. А ведь страна большая, и материальная обеспеченность везде разная.Досье «УГ»Большая часть жизни Натальи Дербеневой прошла в Кировской области. Там она получила среднее и высшее образование. По окончании математического факультета Вятского государственного педагогического института (сейчас ВятГГУ) работала в Яранске учителем математики, потом завучем. В 2006 году семья Дербеневых переехала в Медведево, где Наталья Николаевна заведовала районным методическим кабинетом, потом стала директором школы, а в прошлом году – руководителем отдела образования. пос. Медведево, Республика Марий Эл
Комментарии