Представьте себе: один из московских центров образования – №1272, преданные своему делу учителя, ученики, старательные, веселые, озорные непоседы; уроки, перемены, контрольные, экзамены и выпускные балы… Школьная пора… И вот посреди всей этой кутерьмы оказалась я – сама еще студентка – выпускница Московского городского педагогического университета, но уже и учитель английского языка. До чего же гордо звучит! Казалось бы, прошло каких-то пять лет, как я сама оканчивала эту школу, а теперь я встала на место тех, кто учил меня. С первых дней я стала вести дневник и записывать туда все свои приключения, события и впечатления, а их накопилось немало…
1.09.09
Неужели это я??? Почти что первый раз в первый класс! Только первый класс поменялся на девятый, а я превратилась в учительницу. Сегодня познакомилась со своими учениками. Неужели в девятом классе мы были такими же взрослыми? Становится немного страшно… Ничего, справимся!
2.09.09
Сегодня провела мои первые три урока. Никогда раньше не задумывалась о том, что быть учителем так сложно, но так интересно. Вначале казалось, что от волнения забуду все английские слова. Но на удивление уроки прошли легко и весело. Я попросила у ребят рассказать о себе, о своих увлечениях, интересах. Такие они у меня увлекающиеся, разносторонние, столько всего знают и умеют. А еще здорово, что многие из них любят то же, что и я. Многие девочки занимаются в танцевальных студиях, и я в свое время профессионально занималась бально-спортивными танцами. Они учат иностранные языки, а для меня английский и французский стали почти родными. Мальчишки играют в футбол, а я в последнее время стала страстной болельщицей. Даже музыку мы любим похожую. После уроков я поняла, что хочу стать для ребят не просто учителем, но и другом, которому можно доверять, который всегда поддержит. Я хочу видеть в них личности самостоятельные, сильные, интересные. Буду стараться говорить с ними как с действительно взрослыми людьми, учить их не только английским словам и грамматическим структурам, но и тому, что надо быть ответственными за свои поступки, учиться слушать и слышать других, уважать друг друга, относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Буду учить их фантазировать, мечтать, а потом делать все, чтобы мечты сбывались, всегда идти вперед к своей цели. А еще буду учить их мыслить, самим находить ответы и принимать решения. Вместе у нас все получится!
5.10.09
Сегодня праздник! Мой первый День учителя! Как же здорово, когда к тебе подходят твои ученики, говорят приятные слова. На концерте увидела, сколько талантливых ребят учится в нашей школе. По-хорошему позавидовала им, вспомнив, как и мы, будучи школьниками, вот так выступали. Решила, что буду делать все, чтобы мои ученики, такие непосредственные, эмоциональные, яркие, на каждом уроке раскрывались и становились еще лучше. А в этом мне поможет, конечно же, театр – театр везде и во всем. Ведь любое правило становится проще и понятнее, когда ты словно пропускаешь его сквозь себя. Даже физику учить легче, если играешь роль электрона.
А теперь самое главное, я участвую в конкурсе «Первые шаги – педагогический дебют»! Неожиданно, ведь я работаю в школе чуть больше месяца, но очень хочется попробовать свои силы. Заданий много, они сложные, начинаем готовиться!
9.10.09
В школе – каникулы, в университете продолжаются занятия, а я готовлюсь к первому заданию своего первого профессионального конкурса – к самопрезентации. Я буду играть роль Тома Сойера, которому скучно на уроках, где нужно зубрить и где учитель только и делает, что наказывает учеников. Мне очень нравится! Я сама еще Том Сойер, но уже и тот, кто пытается его научить.
Для конкурса мне необходимо сформулировать мое педагогическое кредо. Сначала я подумала, что это очень трудно, ведь каждый день учителя неповторим, постоянно нужно открывать в себе что-то новое. Так сложно выразить все то, чему хочешь научить детей, в одной фразе. А потом я поняла, что самое главное, чего я жду от своих учеников, – это умение и желание думать. Вот оно, мое педагогическое кредо: «нужно учить не мыслям, а мыслить».
27.10.09
Вот и настал день самопрезентации, день имени Тома Сойера. Как же было трудно за отведенные пять минут рассказать о себе, о школе, о театре, об увлечениях, о планах и стремлениях. Как же хотелось сделать это интересно, необычно. Надеюсь, у меня получилось.
13.11.09
У меня радость! Двое моих учеников заняли призовые места в школьной олимпиаде по английскому языку. Какие же они молодцы!
А еще я готовлюсь к конкурсному открытому уроку. Знаю, что у меня будет девятый класс. Пусть трудно, но мне очень нравится работать именно со старшими детьми. С ними хочется вести урок на равных, делать его похожим на общение друзей. Уже выбрала тему урока «Изучение английского языка через сопоставление культур России и Великобритании». К сожалению, изучению культуры страны уделяется очень мало времени на уроках, но ведь язык можно учить, понимать и знать, только зная культуру страны. За отведенные мне сорок минут я попробую рассказать обо всем том, что составляет культуру: о музыке, живописи, традициях. А еще сравнить культуру нашей страны с культурой Великобритании.
24.11.09
Открытый урок проведен. Вместе с умными, активными и творческими детьми, которые любят и умеют работать в команде. Проведен на одном дыхании, словно он длился не сорок, а пять минут. Все принимали участие, все смогли проявить себя, обсуждая творчество группы «Биттлз» или представляя себя организаторами художественных выставок. А еще я поймала себя на мысли, что чем интереснее самой вести урок, тем «живее» и красочнее он получается!
30.11.09
Сегодня объявили результаты первого этапа конкурса. Ура! Я прошла в следующий тур. Неожиданно и очень приятно! Теперь буду готовить проект моей педагогической инициативы. Я заметила, что время разделилось на «до конкурса» и «во время него». Все отходит на второй план, оставляя место только мыслям о конкурсных заданиях, новым идеям, желанию придумать что-то фантастическое.
21.12.09
Сегодня защищала проект моей педагогической инициативы. Решила, что расскажу о том, что помогает мне на каждом уроке, что мне близко и понятно, а именно о театрализации процесса обучения. Проще говоря, о том, чтобы сделать каждый урок похожим на маленький спектакль, привлечь каждого ученика, как сильного, так и слабого, раскрыть способности каждого ребенка. Я говорила не только о том, чтобы применять элементы драмы во внеурочное время и на гуманитарных предметах, к чему все давно привыкли, но и о том, что с помощью театрализации можно разнообразить весь процесс обучения, независимо от предмета.
24.12.09
И снова о конкурсе! Вчера мы выезжали на импровизационное задание в Центр дополнительного профессионального образования «Поведники». Точнее, не только на импровизационное задание, а еще на потрясающие психологические тренинги, мастер-классы и консультации. Когда в одном месте собирается столько эрудированных, образованных, удивительных людей, начинается волшебство! «Поведники» помогли сделать из нас, молодых педагогов, педагогических дебютантов, настоящую команду, сплоченную и дружную. Вместе мы – сила!
29.01.10
Вот он – день, которого так ждали, так боялись и к которому так готовились! Наш «выпускной», как ласково называли его мы, молодые учителя, делающие свои первые шаги по образовательным дорогам и тропинкам. Выпускной – это дверь в большую жизнь, вот и наш конкурс стал для нас началом чего-то нового, неизведанного, но обязательно счастливого, творческого, яркого. А для меня он стал возможностью пойти еще дальше, попробовать свои силы уже на городском этапе, ведь я стала победительницей! Сказать, что я рада, – значит не сказать ничего! Сказать, что я не ожидала, – значит слукавить! Я буду стараться! Очень стараться! Стараться во всем! Каждый день! На каждом уроке! Все только начинается…
Людмила БОРБОТЬКО, учитель английского языка ЦО №1272 Южного округа, абсолютный победитель конкурса «Первые шаги – педагогический дебют»
Комментарии