search
main
0

Все мы вышли из «Азбуки» Горецкого

​25 апреля 2011 года будет ровно два года, как нет с нами Всеслава Горецкого – автора «Азбуки», по которой мы и наши дети открываем мир русской словесности. Многочисленные почетные ученые звания и должности доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, члена диссертационных советов, почетного профессора МГПИ отступают перед ясной простотой формулировки – автор «Русской азбуки».

– Всеслав Гаврилович! Как вы? – Борюсь с новым «букваренком». Сидим упорно – кто кого поборет. Пока – он меня! И звонкий хохот в телефонной трубке, как оказалось, нашего последнего разговора зимой 2009 года… До последних дней профессиональная и научная жизнь Горецкого была посвящена азбучным истинам образования: обучению грамоте и развитию речи. И взмывает в воспоминаниях светлый образ интеллигентного ученого Всеслава Горецкого, человека умного, доброго, искреннего и благородного.Для работников образования имя Горецкого означает научную школу методической системы обучения грамоте. Общение с ученым опосредовано через его научные труды, монографии, учебники. И каждый из нас был знаком с Горецким через его учебники «Обучение грамоте и чтению», «Русская азбука», «Прописи», которые есть в любой школьной библиотеке, по ним учатся читать и писать миллионы первоклассников. Я, как и многие, знала имя Горецкого по его «Азбуке». Но летом 2008 года жизнь подарила мне величайшую радость знакомства, общения с Всеславом Гавриловичем. Тогда состоялось для меня подлинное открытие светлой вселенной, имя которой Всеслав Горецкий. Летом 2008 года на теплоходе «Белинский» мы с мужем отправились в путешествие на Соловки. Волею случая мы оказались соседями Всеслава Гавриловича и его замечательной супруги Лидии Ивановны: рядом были наши каюты, да и в ресторане теплохода мы оказались за одним столом. Это соседство по-человечески сблизило нас с красивой и благородной супружеской парой Горецких и приблизило нас к замечательному ученому Всеславу Горецкому. Теперь мы понимаем, что эта встреча была подарком судьбы, удивительным уроком открытия бесконечной щедрости одухотворенного таланта ученого. Все наше знакомство и общение с Всеславом Гавриловичем было пронизано радостью, легкостью, ироничностью, ситуативной веселостью, бесконечным интересом к общению, глубоким взаимным уважением. Всеслав Гаврилович был тонким и глубоким собеседником, он философично созерцал бесконечную красоту за бортом, всегда пребывал в каком-то непрекращающемся внутреннем размышлении, диалоге с самим собой. Он с удовольствием общался со всеми, очень интересно рассказывал о своей жизни, работе. Наше знакомство и узнавание в собеседнике «того самого Горецкого, что «Азбуку» написал», было очень веселым и комичным. Беседуя во время обеда в ресторане теплохода, мы случайно узнали, что с нами за столом сидит Горецкий – автор русской азбуки, по которой, собственно, все мы учились грамоте. Дмитрий и Сергей, далекие от сферы образования, мгновенно обменялись колкими репликами об авторстве азбуки. Один сказал: «А я думал, что Азбуку папа Карло написал», другой добавил: «А Буратино ее продал». На это Всеслав Гаврилович отреагировал взрывом радостного хохота, оценив чувство юмора своих собеседников. Вот так, без пиетета, наши спутники отнеслись к автору «Азбуки». А он без пафоса хохотал, весело, беззаботно и искренне! Спустя неделю после этого, отмечая День Военно-морского флота, мы с теплотой и глубокой серьезностью провозгласили тост за «Азбуку» Горецкого, по которой учился грамоте каждый моряк российского флота. В глазах Всеслава Гавриловича промелькнул намек на слезу, но мы опять весело хохотали, обсуждая значимость Горецкого для российского флота. Легкий, тонкий, без профессорской помпезности и важности, по-детски искренне и радостно поддерживал компанию, удивлялся любому человеку, его жизненной истории. Таким мы узнали Всеслава Гавриловича. Он восторженно покачивал головой и с удивлением восклицал: «Ай-ай-ай»! Всеслав Гаврилович обладал редким качеством – умением удивляться жизни, человеку, ситуации, истории, природе, вкусной еде, общению! Выбор соловецкого маршрута для каждого из нас был по-своему обоснован. Нас и наших друзей Синицыных на Соловки влекли история и дивная северная природа. Для Всеслава Гавриловича соловецкий маршрут имел глубоко личную драматическую историю семьи Горецких. Автор «Азбуки» не просто путешествовал на Соловки, он шел по трагическому пути своего репрессированного отца, который в далекие годы строил Беломорско-Балтийский канал, выжил, внедряя предложения по эффективности строительства канала в тяжелых климатических условиях, а впоследствии стал видным ученым, академиком. Да, Всеслав Гаврилович выполнил сыновнюю задачу – пройти крестный беломорско-балтийский путь отца. Проходя длинную череду шлюзов ББК, который уже модернизирован с использованием современных технологий, мы оказались в одном из последних шлюзов, который оставался еще в том виде, каким его строили репрессированные заключенные. Шлюзы на ББК очень узкие, именно поэтому на Соловки идут только маленькие двухпалубные теплоходы «река – море», во время шлюзования теплоход оказывается запертым в каменный мешок беломорского шлюза. По правому и левому борту – не бетон, как во всех шлюзах, а каменная порода, вбитые в нее деревянные сваи, стекающая сквозь породу вода, выпирающие ржавые металлические крепежи, проросшие сквозь суровый камень тонкие извилистые березки, своей кривизной обнажающие невероятную жажду жизни… строителей Беломорканала, оставивших на Беломорканале свои жизни… Теплоход аккуратно входил в последний шлюз. Всеслав Гаврилович, как капитан, стоял впереди всех в носовой части прогулочной палубы, его губы дрожали, лицо было просто и сурово, руки крепко сжаты. Что он испытывал в тот момент? Что переживал? О чем думал? Что чувствовал?Мы вышли в Белое море. Всеслав Гаврилович рассказывал об отце, о матери, о своем детстве, об учебе и первой школе, в которой начинал работать, о семье. В беседах о семье Горецких открылась удивительная сторона Всеслава Гавриловича – сыновняя. Это было удивительно! Глядя на Всеслава Гавриловича, думала, какая духовная глыба – человек, как важны генетические корни и историческая память о них, что с возрастом, отдаляясь от детства, человек приближается к корням и памяти предков, сохраняет непрерывающуюся связь времен и поколений, ищет встреч с прошлым, в котором отражается истинная сущность настоящего.Утром нас встречали Соловки. Мы были в одной экскурсионной группе с Всеславом Гавриловичем и его женой, опять были рядом, шагая по соловецкой святой мученической земле. Я думала, сколько же у него жизненных сил и жажды жизни в его 84 года, когда он с таким познавательным интересом, легкостью проходит по всему маршруту: поднялся на Секирную гору и спустился с нее, прошел тропками Ботанического сада, на экскурсии по Соловецкому монастырю сокрушался об участи всех заключенных, но в особенности – заключенного Дмитрия Сергеевича Лихачева, величайшего русского ученого. Горецкий застыл перед портретом Лихачева… Уже знакомое горецкое восклицание «Ай-ай-ай» выражало восхищение и преклонение одного ученого перед другим. Так оказалось, что это было последнее путешествие Всеслава Гавриловича и Лидии Ивановны Горецких. А мы так подружились! Так тепло вспоминали! Так мечтали отправиться в новое путешествие нашей маленькой соловецкой компанией: Горецких-Львовых-Синицыных. После соловецкого круиза, согретая теплом возникшей дружбы, я пригласила Всеслава Гавриловича на встречу со студентами педагогического колледжа №18. Для студентов – будущих учителей начальных классов – эта встреча и публичная лекция Всеслава Гавриловича Горецкого, профессора, члена-корреспондента РАО, автора «Азбуки», по которой предстоит обучать первоклассников, были очень значимыми. Почему? Горецкий для нас – классик отечественного образования. Очень просто и доступно говорил Всеслав Гаврилович о сложных проблемах развития языкового чутья у детей, значимости формирования грамотности, этапах речевого развития человека, важности чтения. С удовольствием отвечал на вопросы, удивлялся пытливости и заинтересованности студенческой аудитории. В конце встречи было общее фото на память. Но когда юная студентка Таня Прокофьева попросила разрешения сфотографироваться на память с самим автором «Азбуки», он деликатно ответил: «Сочту за честь сфотографироваться с вами!» «Сочту за честь!» – так и звучит в моей памяти голос Горецкого.  Сочтем за честь знакомство и общение с Вами, дорогой Всеслав Горецкий, автор «Азбуки», из которой все мы вышли!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте