Создание многоуровневых территориальных образовательных комплексов предполагает эффективное решение задач расширения доступности, повышения качества образования, развития профессионального педагогического сообщества, вовлеченности семей и общественности в организацию образовательного процесса, развития образовательного пространства учреждения.
Что подтверждается уже двухлетним опытом работы школы №97, прошедшей сегодня путь двух реорганизаций через объединение нескольких образовательных учреждений. Первоначально – через слияние Центра образования №97, школы №874 и детского сада №1765; сегодня мы объединены с детскими садами №553 и №799. В пяти зданиях комплекса обучаются 1007 учеников, 532 дошкольника, работают 256 сотрудников.Главными итогами нашей совместной деятельности стали:- расширение доступности различных программ обучения большему числу обучающихся и воспитанников через организацию непрерывного образования по модели «детский сад – школа – колледж – вуз» (мы более 10 лет сотрудничаем с Московским государственным университетом экономики, статистки, информатики);- повышение качества образования, профессионализма педагогических работников и специалистов школы, становление нового педагогического коллектива;- успешная организация непрерывной системы мер по обучению и воспитанию детей с особыми возможностями здоровья.И конечно, экономическая составляющая. Объединение образовательных учреждений стало гарантией экономической стабильности как для школы в целом, так и для всех наших сотрудников.Вошедшая в состав Центра образования школа №874 не прошла в декабре 2010 года государственную аккредитацию, ученики школы не преодолели минимальный порог оценки уровня знаний по некоторым предметам. Рост качества знаний по всем ступеням образования среди учащихся в здании школы на Очаковском шоссе, успешность выпускников в ходе государственной итоговой аттестации двух прошлых лет не были бы достигнуты без тесного контакта администрации школы и родительской общественности – двух управляющих советов двух школ, ведь процесс реорганизации формально закончился летом.С первых дней объединения мы вели диалог с родителями классных коллективов, параллелей, ступеней, встречались с родительскими комитетами, наиболее активными родителями. И не все они были позитивно настроены, да и СМИ уделяли школе очень пристальное внимание.Управляющий совет школы №874 в первые же дни нашей совместной деятельности принял предложенный план преодоления проблем. Родители помогали в организации питания, дополнительного образования, в создании комфортной обстановки в школе. По инициативе члена управляющего совета полковника Налькина были организованы концерты военнослужащих в двух зданиях Центра для школьников и педагогов. Совет ветеранов Великой Отечественной войны района Очаково-Матвеевское предложил помощь в спланированной реконструкции музея воинской доблести и славы. Сегодня этот музей готов к открытию. Родители организовали секции хоккея и футбола для девочек. Школа №874 выступала с инициативой присвоения образовательному учреждению имени Татьяны Снежиной, Центр образования №97 параллельно ждал решения Правительства Москвы о присвоении Центру образования имени Героя Советского Союза летчика Алексея Артамонова. Сегодня по решению управляющего совета школа носит имя героя, а Татьяне Снежиной посвящен обновленный музей, литературная гостиная. В апреле прошлого года стартовал международный фестиваль молодых талантов имени Татьяны Снежиной, в котором приняли участие наши партнеры из Минска, Киева, Себежа, Башовской средней школы Псковской области. В организации фестиваля нам помогал управляющий совет (доставка гостей, организация экскурсий). В жизни школы активно участвуют родители Татьяны Снежиной.Администрация, учителя сегодня всегда находят отклик родителей, которые готовы понимать, принимать, помогать. Особенно папы наших учеников. И наверное, символично то, что объединенная команда пап двух зданий Центра стала призером окружного конкурса «Папа может все» в первые же дни нашего объединения. Именно родители здания на Очаковском шоссе стали инициаторами нашего объединения с детским садом №799, расположенным в непосредственной близости к школе, что позволяет развивать единое образовательное пространство микрорайона Очаково.Новое объединение образовательного учреждения с детскими садами позволяет, согласовав цели и задачи воспитания, обучения на отдельных ступенях, решать совместно задачи реализации федерального образовательного стандарта дошкольного и начального образования, обеспечивая систему непрерывного образования, успешной адаптации дошкольников с учетом возрастных особенностей воспитанников и обучающихся, расширить выбор развивающих программ для дошкольников.Специалисты школьного отделения проводят для дошкольников занятия по подготовке к школе, изобразительному искусству, английскому языку, фитнесу (команда малышей готовится к окружному фитнес-фестивалю). Дополнительные услуги, услуги, организованные в дошкольном отделении, позволили родителям экономить время, средства, обеспечивать безопасность ребенка в мегаполисе (пробки, загруженность общественного транспорта, контакты с возможными источниками болезней).За прошедший год был создан объединенный управляющий совет, в который входят представители всех объединенных образовательных учреждений. При этом сохранены советы родительской общественности в каждом отделении комплекса. Сфера деятельности совета: помощь в организации дополнительного образования, ведении экономической и хозяйственной деятельности, в разработке документов по НСОТ. Мы первый год самостоятельно заключали договора по обслуживанию зданий, иной хозяйственной деятельности. Сегодня эти документы мы подписываем после экспертизы их специалистами – родителями, два года во всех зданиях проходил ремонт, в том числе и капитальный. Отслеживать качество выполненных работ нам помогали родители.Комплексу Департамент образования выделил значительные дополнительные финансовые средства на приобретение спортивного и иного оборудования, на ремонт. Денежные средства распределены в соответствии с потребностями каждого звена школы по согласованию с управляющим советом. В наступающем новом году родители-специалисты помогут нам в составлении технического задания, в организации и участии в торгах по проведению ремонта в дошкольном отделении школы на улице Ватутина.Сегодня наше сотрудничество вышло на новый этап – разработки стратегии развития комплекса, построения модели, обеспечивающей доступное качественное образование. Мы разрабатываем и готовим к принятию в январе новые локальные акты школы по НСОТ, новое положение об управляющем совете, гарантирующее соблюдение интересов представителей всех отделений комплекса.Управляющий совет школы сегодня готов помогать в юридическом сопровождении такой модели: создание программы развития, разработка нормативно-правовой базы, организация хозяйственной деятельности школы в качестве экспертов, просто в проведении совместных дел, развитии непрерывности образования в вертикали «школа – вуз – профессиональная проба».Территориально наши здания находятся не совсем рядом, но мы все – администрация, педагоги, члены управляющего совета – сегодня чувствуем себя единомышленниками, живущими в одном доме, коллегами.Ирина МАЛЬЧЕВСКАЯ, директор школы №97
Комментарии