Первый луч солнца прокрался в щелочку сквозь шторы, скользнул по полу, добрался до моего лица, и я ощутила тепло весны. В душе уютно расположилась радость от яркого утра, от запаха кофе и от предвкушения новых встреч и открытий. Вот я уже бегу через дорогу, стоило немного задуматься, как промчавшаяся мимо машина обдала меня с ног до головы грязной водой. Досадно. Но это не испортило весеннего настроения. Сдерживая смех, всерьез уговариваю себя, что мир не перевернулся. И это только малый эпизод в целом калейдоскопе красок. Права моя мама, утверждая в шутку, что я дитя не от мира сего. ФилОЛУХ!
Однако надо спешить. Меня ждут дети. И мне опять смешно. Сама еще ребенок, а учу детей.
Давно ли, на ходу схватив бутерброд, бежала в свою любимую школу?.. Теперь мне часто не до бутербродов. Школа – мой дом, моя семья, моя судьба. В детстве, помню, всегда казалось, что учитель – это особый человеческий подвид, который не грех было бы занести в Красную книгу. И все вещи, окружавшие его, в моем представлении были волшебными: ежедневник, очки, журнал, книги, бесконечно добрые глаза и проникновенный голос, загадочная улыбка – почти Джоконда… Все, что я тогда так старательно хотела почувствовать, теперь моя жизнь. Я мечтала – и мечты сбылись. И теперь я учу мечтать своих учеников. Их целых пять классов. Есть «волшебный» классный журнал, красная ручка. Даже очки появились.
Я учу детей мечтать и летать не только во сне. И строить замки из песка. И кружиться в вальсе вместе с Наташей Ростовой. И с надеждой смотреть в синее бесконечное небо. И любить не только себя, но каждую травинку, каждый солнечный зайчик, каждое мгновение жизни. Все это дарит чудесный мир литературы. Пушкин, Достоевский, Толстой, Экзюпери, Есенин, Тютчев… Вечный источник познания. Любая страница из великого произведения может стать предметом для разговора и темой урока. Для меня лучшая книга по педагогике – сказка-притча Экзюпери «Маленький принц». Свой первый урок в любом классе начинаю с изучения именно этого произведения, раскрываю ученикам секрет Лиса: «…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Дети чувствуют фальшь и не приемлют ее. И за это я их люблю еще больше, потому что мы говорим на равных. Я вижу, как они тянутся к слову, учатся понимать его притягательность, проникать в музыку стихотворных строк, в яркость красок словесного рисования. Их любознательность порождает долгие захватывающие диалоги с поэтами и писателями прошлых эпох. И со мной. Целая жизнь впереди, и как она сложится у них, я тоже в ответе. Поэтому и выступаю против механического постижения, лишающего возможности осмыслить, разобраться в прочитанном, найти свой путь.
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», – утверждал Ф.М.Достоевский. С ним трудно не согласиться. И я погружаюсь в очередной лабиринт философского поиска смысла жизни…
В руках карандаш. Обыкновенный такой, за десять рублей. На конце ластик. Но прожитые мгновения, часы, дни и года не стереть. Надо жить начисто. Это трудно. Еще труднее научить жить начисто тех, кто приходит ко мне на урок, чтобы сделать открытие о мире или постичь самого себя. Вот я и работаю по принципу «семь раз отмерь, один отрежь». Литература – не арифметическая задача и не геометрическая фигура, а чудо, созданное душой и только потом разумом человека.
Так хочется радугой прочертить радостный и исключительный путь для каждого из моих учеников, для моего сына, для меня самой… Вот оно, СЧАСТЬЕ.
Екатерина ЖИМАНОВА, учитель русского языка и литературы СШ № 42 Петропавловска-Камчатского, учитель года Камчатской области-2005
Комментарии