Город Вологда, как и в целом Русский Север, славился и славится до сегодняшних дней ремеслами. Как их много! В современной Вологде вот уже на протяжении девяти лет каждое лето, в конце июня, проводится Международный фестиваль «Город ремесел». Выставка «Вологда – город ремесел» в музее-заповеднике «Царицыно» рассказывает не только и не столько об истории ремесленничества Вологодчины, сколько о современных мастерах дивного края.
В этом году фестиваль собрал участников не только из многих регионов России (41), но и из Узбекистана, Грузии, Армении, Белоруссии, Эстонии. Были гости из Шри-Ланки и даже Индонезии. Гончары, керамисты, мастера по плетению из бересты и дерева – настоящий праздник народного промысла и творчества любим всеми вологжанами и гостями города. Конечно, на камерной, но очень насыщенной по количеству экспонатов выставке в музее-заповеднике «Царицыно» рассказать обо всем и всех невозможно. Однако много интересного и радующего глаз увидеть можно. Конечно, знаменитое вологодское кружево. Красиво, легко, изящно, царственно. К середине XIX века кружевоплетение стало настоящим промыслом Вологды, появились в ней небольшие фабрики, а изделия отправлялись в Москву и Санкт-Петербург. К концу позапрошлого века (да и прошлый был богат на медали и награды) замечательные отзывы о настоящих произведениях кружевного искусства можно было услышать в Париже, Брюсселе, Нью-Йорке и Чикаго.
…Пройдись по заречным улицам,
Взгляни на резной палисад:
Такие узоры красуются
На кружеве наших девчат.
Хотите отделку на платье,
Панно, чтоб создать уют,
Косынку, накидку иль скатерть?
Все мастерицы сплетут.
Такие трогательные и теплые слова посвящает кружевоплетению заслуженный учитель РФ Валентина Жукова из села Нюксеница Вологодской области. Надо сказать, что кружевоплетение, как и другие виды ремесел, передается педагогами и мастерами из поколения в поколение. До сегодняшнего дня занимаются в секциях и кружках ребята ремеслами Русского Севера. В этом поистине благородном и очень важном деле есть не только дань традиции, передача того, что веками составляло и составляет гордость вологодского края (без преувеличения), но и рассказы о родном крае и его истории, развитии воображения, творческого начала, умения видеть и творить красоту. Фестивали, мастер-классы, конкурсы, выставки – все это умело проводит Центр ремесел в Вологде – партнер выставки. Сохранение и развитие, популяризация и обучение традиционным вологодским ремеслам не единственное дело центра. В нем собираются профессионалы своего дела, передающие опыт последующим поколениям.
Не отстают в изящности и изделия из бересты, представленные в экспозиции. Так, можно полюбоваться работами Наталии Кашиной, тоже педагога дополнительного образования, мастера народных художественных промыслов Вологодской области. Шемогодская же прорезная резьба по бересте представлена работами Татьяны Вязовой, главного наставника всех современных мастеров по резьбе. Еще в XVIII веке крестьяне из сел и деревень на реке Шемогсы научились искусству резьбы по бересте. В Государственном историческом музее есть работы мастера из Великого Устюга Степана Бочкарева – шкатулки, а также табакерки XIX века со сценами из басен Эзопа. Чайницы, пеналы, портсигары, туеса, блюда и тарелки – все это было и есть деревянное кружево. Иван Вепрев мастер знатный, знаменитый, в 1882 году он был награжден Большой медалью на Всероссийской промышленной выставке в Москве, в 1900 году – уже в Париже – получил диплом и похвальный отзыв. В ХХ веке, в советское время, изделия шемогодской резьбы участвовали во Всемирной выставке «Экспо-70» в Японии. До революции в багаже модниц и модников Парижа и Нью-Йорка были работы шемогодских мастеров. История жизни народных ремесел вологодского края знавала разные времена – и славные, и забвенные. Отрадно, что сейчас, в XXI веке, не поросли быльем дела наших предков.
К слову, выставка в Царицыне – это не только Вологда в миниатюре (стоит только взглянуть на керамические домики, копии деревянных домов-памятников), здесь и история Родины, ее сынов и дочерей. Благовещенская улица, улица Гоголя, Ленинградская улица, Кремлевская площадь, Козленская… Рассматриваешь изделия, а перед тобой возникают образы спорых кружевниц, хозяев доходных домов, краеведов, писателей и поэтов, ибо Вологда связана с именами Николая Рубцова и Константина Батюшкова. Через Вологду лежали пути торговли с Англией при Иване Грозном, в городе (в гимназии) учился Владимир Гиляровский, с вологодским фольклорным началом связано имя композитора Валерия Гаврилина, того, что создал музыку к «Перезвонам» (хоть и написаны они по прочтении произведений Василия Шукшина, но Вологдой напитана вся музыка композитора). «…Для маленького Валерия деревни Перхурьево и Воздвиженское оказались благодатным оазисом. Они наградили мальчишку первыми незабываемыми впечатлениями. Все, что касается языка, природы, народных обычаев, песенной народной стихии, – отсюда, из Воздвиженского и Перхурьева. Без этих двух и окружающих их деревушек и деревень не было бы у России композитора Гаврилина», – писал позже в книге «Голос, рожденный под Вологдой: Повесть о композиторе Валерии Гаврилине» Василий Белов.
В городе жили и живут деревянное зодчество, резной палисад, памятники архитектуры. Память об истории сохраняется и в работах Евгения Курочкина – его деревянные рельефы описывают старую Вологду, впрочем, сохраненную и сегодня.
Комментарии