search
main
0

Все люди делятся на клоунов и зануд. Мы – из клоунов

Если мамы не забывают включать телевизоры в нужное время на нужном канале, предварительно усадив своих детей на скамейку и снабдив их достаточным количеством карандашей, то АБВГДейка, как и прежде, не замедлит выйти на экран.

Правда, уже не в том составе, что 20 лет назад.

В студии на Шаболовке, пожалуй, только Татьяна Кирилловна Черняева, неизменная ведущая АБВГДейки, помнит те незапамятные времена.

Т.К. А началось все с того, что в 75-м году начальник управления дошкольного воспитания Министерства просвещения СССР Роза Алексеевна Курбатова сьездила в Америку. Там она увидела учебно-развлекательную программу для детей <>, пришла к нам на телевидение и сказала: <>. Методисты просовещались три месяца, обсуждая возможность переложения учебной программы. И когда они дали добро, мы обратились к Эдуарду Успенскому. Он написал первые 10 сценариев и придумал для передачи название.

В 75-м году вышла первая АБВГДейка с клоунами Сеней, Саней, Таней и Владимиром Ивановичем. С Семеном Фарадой, Александром Филиппенко, Татьяной Непомнящей и Владимиром Точилиным мы сделали около 20 программ, которые потом в течение трех лет повторялись.

В 78-м году мы начали новый цикл. Пригласили цирковых актеров из одной студии. У нас появились Ириска, Клепа, Левушкин и Юра: Ирина Асмус, Виталий Довгань, Валерий Левушкин и Юрий Шамшадинов. Любимыми были все. Но впереди по характерам всегда шли Клепа и Ириска, а остальные создавали для них очаровательный фон.

Ирина Асмус погибла в 86-м году на цирковом представлении в Гомеле очень нелепо и горько. Но у нее была счастливая актерская судьба, ее очень любили. Однажды в Ташкенте детвора прознала, в какой гостинице остановилась актриса, и утром скандировала под ее окнами: <> Она выходила на балкон и говорила: <>. И дети, возвращаясь назад, <> выстраивались в очередь.

Почему АБВГДейку сразу полюбили и никогда любить не переставали? Ведь были у нас промахи: где-то недотянули, недоделали. Но это была первая мыльная опера. Это сериал, в котором были не пятый перепев Буратино или шестая транскрипция Красной Шапочки, а свои, никем до нас не придуманные персонажи, за которыми было интересно следить из серии в серию. Почему мы, понимая, что это слюни и клюква, все-таки смотрели <>? Потому что ее герои стали родными, и им все прощали, как родственникам.

– А каков нынешний состав АБВГДейки?

Т.К. Вообще в жизни все люди делятся на клоунов и зануд. Вот мы все из клоунов. Включая режиссеров и операторов.

А на сцене их играют: Клепа – Сергей Балабанов, актер театра, Шурик – Александр Осипов, лауреат международного конкурса <>.

Недавно Шурик электропилой распилил себе ногу. Рану ему зашили, а на следующий день он уже танцевал с детским балетом. После шести дублей степа у Шурика разошлись швы, его отвели в медпункт, заклеили-перевязали, и он еще два дубля отработал.

Клепе за день до сьемок сделали операцию на горле. Абсцесс. Звоним ему домой, чтобы узнать, как здоровье, а его жена говорит: <>.

– А в АБВГДейке вы этому случайно не учите?

Кл. Больница не тюрьма, чего тут сложного? Я из армии сбегал, правда, не на сьемки… Давайте лучше поговорим о проблемах педагогики.

– И что же вы думаете о ее проблемах?

Кл. Я на примере общения с собственным ребенком убедился, что с детьми не надо обращаться слишком строго.

Однажды около нашего дома вспыхнули гаражи. Народ сбежался, вызвали пожарку, мужики с ведрами бегают, заливают. Машины из соседних гаражей выползают, как тараканы, начинают взрываться канистры с бензином. Поняв, что мой 8-летний ребенок пойдет глазеть на это зрелище, я высунулся на балкон, увидел его и строго сказал: <> Он примчался и сразу с порога мне говорит: <> Анекдот, конечно. Но видите, к какой неадекватной реакции может привести строгое обращение?..

– Сергей, а вашему непререкаемому родительскому авторитету не мешает роль клоуна в АБВГДейке? Как ваш сын соотносит папу-папу и папу-Клепу?

Т.К.В три года Степан впервые увидел Сергея на сцене в костюме Клепы и за кулисами ему сказал: <>

Кл. А сейчас он уже ко мне привык. Я работаю в Театре юного зрителя, и сын насмотрелся на папу-собаку, папу-клоуна, папу-дирижера.

– А на вас самих не довлеет образ ведущих АБВГДейки?

Т.К. Сергея и Александра тяжело узнать без грима, поэтому у них такой проблемы нет. А я очень часто раздваиваюсь: как себя повести, как Татьяна Черняева или как Татьяна Кирилловна?

Однажды я шла на работу в новом красном пальто. Стоило 800 рублей – безумные деньги. И вдруг из окна второго этажа прямо мне на пальто падает яйцо! Моему возмущению не было предела. Я <> квартиру и на следующий день звоню в дверь, чтобы получить обьяснения. Выходит такой крутой папа, в маечке, и говорит: <>. Ну, думаю, сейчас увижу какого-нибудь сына-гангстера. И вдруг – худенький мальчик, в очках, тихий и скромный. И вместо того чтобы как рассерженная Татьяна Черняева потребовать возмещения ущерба, я как учительница из АБВГДейки Татьяна Кирилловна поговорила с ним по душам…

– Татьяна Кирилловна, а вас узнают на улице? Насколько велика популярность передачи?

Т.К. Снимали мы как-то с телевизионной группой передачу <>. Едем по Иерусалиму и видим под Гефсиманским садом купол русской церкви. Подьезжаем, там на двери домофончик, русский голос спрашивает: <> Отвечаем: <>. Выходит юная монашенка, в облачении, заглядывает мне в лицо и вдруг говорит: <> Все мои коллеги просто <>.

Еще лет пять назад меня на улице не узнавали. А сейчас <> дети выросли, стали работать. Таможенники автографы просят, пограничники честь отдают.

– А почта к вам приходит?

Т.К. За время существования АБВГДейки писем мы получили где-то миллиона два. И сейчас они продолжают идти, несмотря на то, что почта подорожала, а зарплата снизилась. Наверное, 40% успеха передачи зависит от того, что мы на письма отвечаем. У меня были студенты-энтузиасты, которые разбирали почту и отвечали всем детям от 6 до 10 лет, вкладывая в конверт нашу фирменную открытку. А потом мамы пишут: <>. Где-то полмиллиона детей у нас в Союзе такие открыточки получили. И я думаю, для них это, наверное, было маленькое чудо.

– А приходят в АБВГДейку недоброжелательные отклики?

Т.К. Их за все время было шесть (! – NB), поэтому я все очень хорошо помню. Обычно эти письма отпечатывались на машинке под копирку. Один экземпляр шел в ЦК партии, другой – на телевидение.

Был сюжет в АБВГДейке про правила уличного движения. Учили, что дорогу нужно переходить по зебре. Клепа говорит: <>. Снимает тельняшку, кладет на асфальт и по ней переходит дорогу – чисто цирковой трюк.

Приходит письмо с Дальнего Востока от ветерана войны и труда: <>. Нас режиссер успокоил: <>.

В другой передаче в лесу Ириска, спускаясь с дерева, говорит: <>. И завязывает его бинтиком на бантик. После передачи приходит письмо опять же от ветерана войны и труда: <> Вы смеетесь, а мы были из-за этого на ковре и писали авторам писем извинения.

Еще один потрясающий случай у меня произошел уже с третьим составом: Клепой, Костей, Другом человека собакой и Аксютой. Косте мы придумали спортивный костюм. И художница мне говорит: <>. Я говорю: <>. И вдруг директору ЦТ, Лапину, пишет, между прочим, наш коллега, телевизионщик из Барнаула: <> Я пришла в ужас – ну сотрут у нас 30 программ, где эта маечка мелькала! Мы четыре дня выясняли, обращались куда только можно. Выяснили, что 99 – это номер футболиста Грецки. А про 66 никто знать не знает и ведать не ведает. Писали барнаульскому <> ответ.

– Скажите, а на сьемках возникают экстремальные ситуации? Легко снимать детскую передачу?

Т.К. Только зрителям кажется, что все это смешно и просто.

Была такая передача, когда клоуны сбегали у меня с урока и шли в цирк. В цирке Клепа должен был зайти в клетку, потрепать одному тигру загривок, дернуть его за хвост, пересчитать всех тигров и выйти. Сами понимаете, неподготовленного актера в клетку к тиграм не пустишь. И было решено в Клепин костюм переодеть дрессировщика Мстислава Запашного. И когда он, загримированный, вошел в клетку, родные тигры его не узнали! Чтобы их успокоить, Мстиславу пришлось дважды стрелять из пистолета. А в кадр вошло, что Клепа гладит симпатичных тигров – все так просто и замечательно.

– Часто ли актерам приходится импровизировать на сьемочной площадке?

Кл. Импровизация бывает разная. Но на телевидении, особенно в передаче, которая несет в себе какую-то методику, она малопозволительна. Здесь самая лучшая импровизация – семь раз отрепетированная.

Живая отдача из зала – это совсем другое ощущение. Раньше Татьяна Кирилловна работала только на телевидении, а когда появились концерты, она вошла во вкус. И было даже интересно наблюдать, как она ловит кайф на этих концертах. Мне реакция зала знакома по театру. Но там публика ведет себя более чинно. А на концерте дети могут позволить себе в порыве выйти на сцену и потрогать меня за нос, подержать Татьяну Кирилловну за руку и посмотреть ей внимательно в глаза не через экран телевизора. Тогда и рождается импровизация.

Т.К. Даже родители от смеха под стулья падают.

– Что можно было наблюдать и на недавнем торжестве в честь 20-летия АБВГДейки. Оно меня, честно признаюсь, приятно удивило. Какое-то время назад я потеряла передачу из виду и думала, что АБВГДейка сейчас уже не выходит.

Т.К. Она действительно не выходила в эфир с 92-го по 94-й год. По финансовым причинам.

Спонсоров у нас нет. Детская передача – это всегда поиск средств и финансов. Взрослые дяди, которые выросли на наших программах и стали крутыми, почему-то не думают, что их дети, в каких бы английских колледжах они ни учились, вернутся в эту страну. Но в КАКУЮ?

Мы работаем для среднестатистической семьи, в которой папа – водитель троллейбуса, мама – блондинка, бабушка Мария Ивановна, которая хорошо печет пироги, и двое детей – Светка и Вовчик. Вот для таких. Раньше передача была всесоюзной. Московских детей родители могут определить в какой-нибудь кружок, сводить на балет, в цирк, театр Образцова. А в каком-нибудь поселке около Магадана этот экранчик – единственный свет в окошке.

Поэтому мы считали, что наша передача не для больших городов. А потерялись потому, что после перерыва начали выходить два раза в месяц на семейном канале.

Средств у нас по-прежнему нет. Но мы решили, что можно обучить, даже сидя на диване. Как-то в студии не было места, мы взяли диван, вытащили его на улицу и сняли передачу во дворе.

Наталья БУНЯКИНА

На снимке: ведущие телепередачи

<> тускнеет

Последняя телепередача с таким блестящим названием явно не удалась ее ведущему – доктору исторических наук театроведу Виталию Яковлевичу Вульфу. На сей раз он выбрал для своего рассказа актера, о деятельности которого в последнее время мы узнаем все меньше и меньше: несколько лет назад Михаил Козаков уехал в Израиль, и в России о нем, кажется, стали подзабывать. Я, например, с нетерпением ждал эту передачу, зная, как мастерски и необычайно осведомленно В.Вульф может поведать телезрителям о подробностях творческой биографии своих героев, говорить о них то, что, наверное, известно только ему одному. Но, увы… К сожалению, ничего нового – потрясающего или даже самого заурядного – о Михаиле Козакове из уст В.Вульфа почему-то не прозвучало. Полагаю, за годы, которые прожиты М.Козаковым в Израиле, он обрел новый успех, славу, а может быть, его постигли и неудачи. Словом, эти проблемы как будто не волновали ведущего, и за кадром осталась новая жизнь Михаила Козакова за рубежом. Конечно, спасибо В.Вульфу за напоминание: мы увидели актера молодым в фильме <>, в спектакле <> со своим партнером по театру <> О.Табаковым. Промелькнул он и в ностальгическом эпизоде из <>. Но, говорят, теперь у Михаила Козакова своя антреприза, свой театр, и изьясняться он научился не по-русски… Говорят, дружит он с Валентином Никулиным, тоже эмигрировавшим на родину предков. Говорят, у М.Козакова родился очередной ребенок, и шестидесятилетний папа воспитывает его с нежной любовью… Говорят… Другие. Но от Виталия Яковлевича Вульфа всегда ждешь точную информацию, в том числе и светскую хронику, но опять-таки такую, где, как выражался А.Твардовский, ничего <>. Ждешь правду. Ждешь новые открытия. Где же все это, Виталий Яковлевич?

* * *

Валерий ЕРМОЛОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте