search
main
0

«Все как у вас, взрослых». Омбудсмен в школе. Деловая игра. 9-11-е классы

Цели: подготовить учащихся к реализации конституционного права – выбирать и быть избранным; выбрать Уполномоченного по правам человека в школе; выявить лидерские способности учеников; сформировать активную гражданскую позицию.

Тема «Выборы омбудсмена – Уполномоченного по правам человека в школе»

Урок проходит в форме игры.

Ход игры

Учитель:

Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмен) впервые появился в 1809 г. в Швеции «для целей надзора за применением публичной администрацией законов и других законодательных актов». Очень быстро практика привела к тому, что выделилась более конкретная сфера деятельности омбудсмена: столкновение рядового гражданина и власти.

Закрепление на конституционном уровне омбудсмен получил только в ХХ веке.

Во многих странах институт омбудсмена стал неотъемлемой частью юридической системы, так как он выражает точку зрения гражданского общества и доводит ее до сведения исполнительных и законодательных органов.

Первый в истории России Уполномоченный по правам человека назначен Государственной Думой Федерального Собрания в 1998 г. Им стал представитель парламентской фракции коммунистов Олег Миронов.

Главная функция Уполномоченного по правам человека в России – способствовать восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитию международного сотрудничества в области прав человека; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Учитель сообщает цель игры. Ученический совет школы назначает дату выборов омбудсмена школы. В каждом классе открытым голосованием выбираются члены избирательной комиссии, а также выдвигается кандидат в омбудсмены, или же он баллотируется (выдвигает свою кандидатуру на выборах, участвует в предвыборной кампании).

От 9-х классов выдвинули М. Куклина и Е. Кочурову, от 11-х классов – К. Никитину, от 10-х классов баллотировалась Е. Кочнева.

Участники игры: I группа – кандидаты; II группа – избиратели; III группа – представители СМИ; IV группа – избирательная комиссия; V группа – штабы.

Избирательная комиссия готовит списки избирателей, проверяет подписные листы, регистрирует доверенных лиц и кандидатов. Кандидаты в омбудсмены пишут заявление.

Избирательная комиссия оборудует место проведения выборов, организует голосование, производит подсчет голосов и подводит итоги голосования.

Штабы организуют подготовку и проведение игры, распределяют роли между членами штабов, готовят агитационный материал, организуют политические дебаты, встречи кандидатов с избирателями.

Игра проводится в 4 этапа.

Первый этап

Заседание избирательной комиссии и выборы председателя комиссии. Утверждение и проверка подписных листов, утверждение кандидатов и выдача им удостоверений.

Назначается день, место и время проведения выборов. Избирательная комиссия готовит списки учащихся (избирателей) и бюллетени (форма прилагается). Порядок внесения в бюллетень кандидатов в омбудсмены определяется жеребьевкой.

Разъяснение порядка заполнения избирательного бюллетеня

Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от фамилии только одного кандидата, за кого вы голосуете, либо в квадрате справа от строки «Против всех кандидатов».

Второй этап

Создание штабов и организация их работы.

Для каждого кандидата создается свой штаб (всего 4). Между членами штаба распределяются роли: начальник и зам. начальника штаба, бригадиры, агитаторы и т.д.

В коридоре члены штаба вывесили программы кандидатов и агитационные плакаты: «Голосуй за Е. Кочневу – это наше будущее!», «Справедливость, честность, доброта – это К. Никитина» и другие.

Третий этап

Урок-дебаты по граждановедению совместно в 9-х, 10-х, 11-х классах.

Тема: «Предвыборные программы кандидатов в омбудсмены»

Цель: знакомство с кандидатами и их программами.

Выборы – центральный институт демократических правлений. Право граждан на участие в формировании властных структур является общепризнанным элементом современного общества.

Участие в выборах – это не просто важнейшее конституционное право, но и событие, требующее от его участников политической ответственности за свои действия.

В свою очередь, ответственность за принимаемые политические решения формирует политическую и правовую культуру избираемых и избирателей.

Все современные демократические общества проводят выборы. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» демократические выборы должны быть: равными, всеобщими, прямыми, а также проходить при тайном голосовании.

Программы кандидатов в омбудсмены школы:

Елены Кочуровой (кандидат от 9-х кл.):

1. Отстаивать право ученика на индивидуальность.

2. Уделять большое внимание здоровому образу жизни.

3. Способствовать правовому просвещению по вопросам прав и свобод учащихся, форм и методов из защиты.

4. Вести контроль за соблюдением прав учеников в школе.

Елены Кочневой (кандидат от 10-х кл.):

1. Создание конституции в рамках школы, которая обеспечит защиту прав человека.

2. Помощь одаренным детям-отличникам (денежные поощрения).

3. Искоренение нарушений прав и свобод учащихся.

4. Контроль за проведением культурно-массовых мероприятий.

5. Создание совета старшеклассников при поселковой администрации.

Ксении Никитиной (кандидат от 11-х кл.):

1. Пропаганда прав человека.

2. Создание правовых инструментов, регулирующих внутришкольные отношения.

3. Гарантии прав и свобод ученика.

4. Правовой контроль за соблюдением прав и обязанностей ученика.

5. Изучение на уроках устава школы как главного ее закона.

6. Регулирование отношений между учениками и учителями.

7. Гарантии рассмотрения всех поступивших жалоб.

Вопросы кандидатам

Олег Калинин: Идею о поощрении отличников нашел я, а вы включили ее в свою программу, значит, вы ее присвоили?

Лена Кочнева: Это мы поддержали и будем воплощать в жизнь. Я лично дорабатывала эту идею.

Олег Калинин: Снимите этот вопрос из пункта программы!

Лена Кочнева: Этот вопрос касается каждого отличника. И не важно, кто подал идею. Важнее ее воплощение в жизнь.

Катя Ермакова: Надо проголосовать за то, чтобы оставить этот вопрос о поощрении в программе кандидатов.

Лена Кочурова: Это несерьезно. У нас дебаты, а не голосование.

Катя Ермакова: Вы уверены, что учителя будут учитывать права учеников?

Ксения Никитина: Права и обязанности будут обсуждаться и приниматься обоюдно. Все будут знать права друг друга.

Лена Кочнева: Для чего тогда в школе омбудсмен, если все будут знать права и обязанности друг друга?

Лена Кочурова: Одно дело знать, а другое дело – соблюдать.

Олег Калинин: Вы уверены, что ученики будут подходить к вам со своими проблемами?

Лена Кочурова: В каждом классе будет доверенное лицо омбудсмена.

Олег Калинин: Проведение и контроль культурно-массовых мероприятий входят в обязанности совета старшеклассников, какую роль вы будете там играть?

Лена Кочнева: На таких мероприятиях иногда случаются неприятные вещи. Например, одна команда оскорбляет другую команду, чтобы выиграть. На дискотеках курят, распивают спиртные напитки. Наша задача – познакомить всех учащихся с правилами поведения на школьных и внешкольных мероприятиях и осуществлять контроль за их соблюдением.

Катя Ермакова: Ученики младших классов не участвуют в выборах. Как до них дойдет информация о том, что мы делаем, какие решения принимаем, что обсуждаем?

Ксюша Никитина: О наших решениях мы будем им сообщать через беседы, через информационные стенды.

Катя Ермакова: Учитель для ученика авторитет, поэтому ученик не будет выступать против учителя.

Ксюша Никитина: Такая позиция неверна!

Володя Тронин: А ваши права нарушались?

Лена Кочурова: Например, нас посылали на уборку картофеля. Нас эксплуатировали.

Олег Калинин: За картошку нам выдали деньги, а потом их хотели оставить для школы. Мы были против, и деньги нам выдали полностью.

Катя Ермакова: Не получится ли так, что мы спорим с учителем, а он нам потом на экзамене снизит оценку?

Лена Кочурова: Администрация школы идет нам навстречу по искоренению таких случаев.

Вероника Солдатова: После выборов омбудсмена тех людей, которых не выбрали, я предлагаю взять в помощники, потому что все кандидаты сегодня показали себя с хорошей стороны. У меня появилась уверенность в том, что за наши права будут бороться.

Спасибо всем кандидатам за выступления, а остальным за вопросы. Ни один пункт правил проведения дебатов не был нарушен. Я надеюсь, что вы сделали свой выбор.

На следующий день на школьной линейке член избирательной комиссии Р. Кисамеев (ученик 10-го класса) объяснил избирателям, как нужно заполнять бюллетени. Доверенные лица кандидатов выступили с агитацией за своих кандидатов.

Не обошлось и без черной технологии. Например, с утра был вывешен лозунг «Голосуй против всех. Вас ждет радость и успех!».

Четвертый этап

Выборы.

Избирательная комиссия подготовила классную комнату для голосования. На столе списки избирателей и бюллетени.

По результатам подсчета голосов омбудсменом школы стала Елена Кочнева, ученица 10-го класса.

Отзыв родителя о проведении этой игры:

Мой сын на вопрос, как у вас проходили выборы, ответил: «Как у вас, взрослых».

Зинаида МУРИНА, Оксана ГРБЕННИКОВА, Людмила ИМБИРЕВА, Любовь ЗОЛОТЫХ, Ольга КАЧИНА, учителя

Удмуртия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте