Цели: подготовить учащихся к реализации конституционного права – выбирать и быть избранным; выбрать Уполномоченного по правам человека в школе; выявить лидерские способности учеников; сформировать активную гражданскую позицию.
Тема «Выборы омбудсмена – Уполномоченного по правам человека в школе»
Урок проходит в форме игры.
Ход игры
Учитель:
Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмен) впервые появился в 1809 г. в Швеции «для целей надзора за применением публичной администрацией законов и других законодательных актов». Очень быстро практика привела к тому, что выделилась более конкретная сфера деятельности омбудсмена: столкновение рядового гражданина и власти.
Закрепление на конституционном уровне омбудсмен получил только в ХХ веке.
Во многих странах институт омбудсмена стал неотъемлемой частью юридической системы, так как он выражает точку зрения гражданского общества и доводит ее до сведения исполнительных и законодательных органов.
Первый в истории России Уполномоченный по правам человека назначен Государственной Думой Федерального Собрания в 1998 г. Им стал представитель парламентской фракции коммунистов Олег Миронов.
Главная функция Уполномоченного по правам человека в России – способствовать восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитию международного сотрудничества в области прав человека; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Учитель сообщает цель игры. Ученический совет школы назначает дату выборов омбудсмена школы. В каждом классе открытым голосованием выбираются члены избирательной комиссии, а также выдвигается кандидат в омбудсмены, или же он баллотируется (выдвигает свою кандидатуру на выборах, участвует в предвыборной кампании).
От 9-х классов выдвинули М. Куклина и Е. Кочурову, от 11-х классов – К. Никитину, от 10-х классов баллотировалась Е. Кочнева.
Участники игры: I группа – кандидаты; II группа – избиратели; III группа – представители СМИ; IV группа – избирательная комиссия; V группа – штабы.
Избирательная комиссия готовит списки избирателей, проверяет подписные листы, регистрирует доверенных лиц и кандидатов. Кандидаты в омбудсмены пишут заявление.
Избирательная комиссия оборудует место проведения выборов, организует голосование, производит подсчет голосов и подводит итоги голосования.
Штабы организуют подготовку и проведение игры, распределяют роли между членами штабов, готовят агитационный материал, организуют политические дебаты, встречи кандидатов с избирателями.
Игра проводится в 4 этапа.
Первый этап
Заседание избирательной комиссии и выборы председателя комиссии. Утверждение и проверка подписных листов, утверждение кандидатов и выдача им удостоверений.
Назначается день, место и время проведения выборов. Избирательная комиссия готовит списки учащихся (избирателей) и бюллетени (форма прилагается). Порядок внесения в бюллетень кандидатов в омбудсмены определяется жеребьевкой.
Разъяснение порядка заполнения избирательного бюллетеня
Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от фамилии только одного кандидата, за кого вы голосуете, либо в квадрате справа от строки «Против всех кандидатов».
Второй этап
Создание штабов и организация их работы.
Для каждого кандидата создается свой штаб (всего 4). Между членами штаба распределяются роли: начальник и зам. начальника штаба, бригадиры, агитаторы и т.д.
В коридоре члены штаба вывесили программы кандидатов и агитационные плакаты: «Голосуй за Е. Кочневу – это наше будущее!», «Справедливость, честность, доброта – это К. Никитина» и другие.
Третий этап
Урок-дебаты по граждановедению совместно в 9-х, 10-х, 11-х классах.
Тема: «Предвыборные программы кандидатов в омбудсмены»
Цель: знакомство с кандидатами и их программами.
Выборы – центральный институт демократических правлений. Право граждан на участие в формировании властных структур является общепризнанным элементом современного общества.
Участие в выборах – это не просто важнейшее конституционное право, но и событие, требующее от его участников политической ответственности за свои действия.
В свою очередь, ответственность за принимаемые политические решения формирует политическую и правовую культуру избираемых и избирателей.
Все современные демократические общества проводят выборы. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» демократические выборы должны быть: равными, всеобщими, прямыми, а также проходить при тайном голосовании.
Программы кандидатов в омбудсмены школы:
Елены Кочуровой (кандидат от 9-х кл.):
1. Отстаивать право ученика на индивидуальность.
2. Уделять большое внимание здоровому образу жизни.
3. Способствовать правовому просвещению по вопросам прав и свобод учащихся, форм и методов из защиты.
4. Вести контроль за соблюдением прав учеников в школе.
Елены Кочневой (кандидат от 10-х кл.):
1. Создание конституции в рамках школы, которая обеспечит защиту прав человека.
2. Помощь одаренным детям-отличникам (денежные поощрения).
3. Искоренение нарушений прав и свобод учащихся.
4. Контроль за проведением культурно-массовых мероприятий.
5. Создание совета старшеклассников при поселковой администрации.
Ксении Никитиной (кандидат от 11-х кл.):
1. Пропаганда прав человека.
2. Создание правовых инструментов, регулирующих внутришкольные отношения.
3. Гарантии прав и свобод ученика.
4. Правовой контроль за соблюдением прав и обязанностей ученика.
5. Изучение на уроках устава школы как главного ее закона.
6. Регулирование отношений между учениками и учителями.
7. Гарантии рассмотрения всех поступивших жалоб.
Вопросы кандидатам
Олег Калинин: Идею о поощрении отличников нашел я, а вы включили ее в свою программу, значит, вы ее присвоили?
Лена Кочнева: Это мы поддержали и будем воплощать в жизнь. Я лично дорабатывала эту идею.
Олег Калинин: Снимите этот вопрос из пункта программы!
Лена Кочнева: Этот вопрос касается каждого отличника. И не важно, кто подал идею. Важнее ее воплощение в жизнь.
Катя Ермакова: Надо проголосовать за то, чтобы оставить этот вопрос о поощрении в программе кандидатов.
Лена Кочурова: Это несерьезно. У нас дебаты, а не голосование.
Катя Ермакова: Вы уверены, что учителя будут учитывать права учеников?
Ксения Никитина: Права и обязанности будут обсуждаться и приниматься обоюдно. Все будут знать права друг друга.
Лена Кочнева: Для чего тогда в школе омбудсмен, если все будут знать права и обязанности друг друга?
Лена Кочурова: Одно дело знать, а другое дело – соблюдать.
Олег Калинин: Вы уверены, что ученики будут подходить к вам со своими проблемами?
Лена Кочурова: В каждом классе будет доверенное лицо омбудсмена.
Олег Калинин: Проведение и контроль культурно-массовых мероприятий входят в обязанности совета старшеклассников, какую роль вы будете там играть?
Лена Кочнева: На таких мероприятиях иногда случаются неприятные вещи. Например, одна команда оскорбляет другую команду, чтобы выиграть. На дискотеках курят, распивают спиртные напитки. Наша задача – познакомить всех учащихся с правилами поведения на школьных и внешкольных мероприятиях и осуществлять контроль за их соблюдением.
Катя Ермакова: Ученики младших классов не участвуют в выборах. Как до них дойдет информация о том, что мы делаем, какие решения принимаем, что обсуждаем?
Ксюша Никитина: О наших решениях мы будем им сообщать через беседы, через информационные стенды.
Катя Ермакова: Учитель для ученика авторитет, поэтому ученик не будет выступать против учителя.
Ксюша Никитина: Такая позиция неверна!
Володя Тронин: А ваши права нарушались?
Лена Кочурова: Например, нас посылали на уборку картофеля. Нас эксплуатировали.
Олег Калинин: За картошку нам выдали деньги, а потом их хотели оставить для школы. Мы были против, и деньги нам выдали полностью.
Катя Ермакова: Не получится ли так, что мы спорим с учителем, а он нам потом на экзамене снизит оценку?
Лена Кочурова: Администрация школы идет нам навстречу по искоренению таких случаев.
Вероника Солдатова: После выборов омбудсмена тех людей, которых не выбрали, я предлагаю взять в помощники, потому что все кандидаты сегодня показали себя с хорошей стороны. У меня появилась уверенность в том, что за наши права будут бороться.
Спасибо всем кандидатам за выступления, а остальным за вопросы. Ни один пункт правил проведения дебатов не был нарушен. Я надеюсь, что вы сделали свой выбор.
На следующий день на школьной линейке член избирательной комиссии Р. Кисамеев (ученик 10-го класса) объяснил избирателям, как нужно заполнять бюллетени. Доверенные лица кандидатов выступили с агитацией за своих кандидатов.
Не обошлось и без черной технологии. Например, с утра был вывешен лозунг «Голосуй против всех. Вас ждет радость и успех!».
Четвертый этап
Выборы.
Избирательная комиссия подготовила классную комнату для голосования. На столе списки избирателей и бюллетени.
По результатам подсчета голосов омбудсменом школы стала Елена Кочнева, ученица 10-го класса.
Отзыв родителя о проведении этой игры:
Мой сын на вопрос, как у вас проходили выборы, ответил: «Как у вас, взрослых».
Зинаида МУРИНА, Оксана ГРБЕННИКОВА, Людмила ИМБИРЕВА, Любовь ЗОЛОТЫХ, Ольга КАЧИНА, учителя
Удмуртия
Комментарии