Какой он, мир без барьеров и границ? Размышляя на эту тему, я сразу вспомнила сказку о Серой Шейке, которая не могла принимать участия в прогулках и любовалась птицами только издали. Серая Шейка держалась в стороне от косяка, как чужая, и на нее никто не обращал внимания. Это в сказке, а в жизни нас окружают дети с ограниченными возможностями. Должны ли такие дети обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками?
Безусловно, в Законе «Об образовании» дети с проблемами в развитии имеют равные права на образование, поэтому родители должны сами решать, какое образовательное учреждение будет посещать их ребенок. Многие родители рассуждают, что, посещая ДОУ общеобразовательного вида, дети будут тянуться за сверстниками. Однако, работая в детском саду учителем-логопедом, я вижу, какие трудности возникают у педагогов и детей при посещении ребенка с ОВЗ массовых групп. Конечно, все зависит от степени тяжести и уровня психического развития детей. Если у ребенка уровень психофизического и речевого развития близок к норме, то при условии логопедического и психологического сопровождения никаких проблем не возникает. Но дети с более тяжелым дефектом испытывают трудности в обычных группах детского сада, так как в них большая наполняемость. Программа рассчитана на нормально развивающихся сверстников, а детям с ОВЗ нужна особая программа, обеспечивающая достаточно полную коррекцию и развитие компенсаторных механизмов.В нашем детском саду работают необыкновенно творческие и любящие детей воспитатели, но им не хватает специализированных знаний, соответствующей подготовки и методик работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Несмотря на это, педагоги пытаются помочь таким деткам, активно сотрудничают с родителями и специалистами учреждения. Сочувствием и добрым словом, а также похвалой не только за малейший успех, но и за старания педагог помогает ребенку повысить самооценку, чувствовать себя уверенно в коллективе.Воспитатели отмечают, что обычные дети помогают своим сверстникам с особыми потребностями влиться в жизнь группы. Помогая малышам с ОВЗ активно участвовать в различных сферах деятельности группы, нормально развивающиеся дети незаметно для себя получают важнейшие жизненные уроки. Они становятся доброжелательнее, отзывчивее, учатся радоваться как своим успехам, так и успехам своих товарищей. Дети с проблемами в развитии, ощущая на себе внимание и заботу воспитателей и детей группы, участвуя в совместных играх, спортивных или музыкальных праздниках, в различных театральных постановках, перестают чувствовать себя не такими, как все, и их жизнь наполняется радостью.Работая в детском саду компенсирующего вида, я была поражена, каких положительных результатов можно добиться при условии слаженной и профессиональной работы всех специалистов. Поэтому, на мой взгляд, было бы разумнее в дошкольных учреждениях наряду с обычными группами создавать группы для детей с определенными отклонениями в развитии. В таких условиях педагогический коллектив может изменять способы и средства подачи информации, обеспечив включение каждого ребенка в образовательный процесс.Если ребенку с ОВЗ создать особую, необходимую для его полноценного развития обучающую среду, если его будут сопровождать квалифицированные педагоги-специалисты, то такой ребенок будет чувствовать уверенность в собственных силах, будет готов к обучению в школе вместе с другими учащимися.Елена АЛЕКСАНДРОВА, учитель-логопед детского сада №1578
Комментарии