Беспрецедентное количество поправок в Закон «Об образовании в Российской Федерации» сформировало необходимость полного пересмотра инструментов управления самой образовательной системой. Когда задача поставлена, найдутся и те, кто способен ее эффективно решить. Эксклюзивное интервью одного из самых молодых и активных депутатов Госдумы 8‑го созыва, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по просвещению Максима ГУЛИНА читайте в «Учительской газете».
– Максим Алексеевич, что вы можете сказать по поводу конкурса «Успешная школа»?
– В первую очередь хотел бы поблагодарить руководство издательского дома «Учительская газета» за приглашение стать членом жюри Всероссийского конкурса «Успешная школа». Думаю, это серьезный конкурс, в котором ежегодно участвуют активные школы страны, предлагающие инновационные механизмы развития системы образования.
Мне интересно ознакомиться с проектами этих школ еще и в связи с тем, что при Комитете Госдумы по просвещению я сформировал рабочую группу по инновационным практикам в государственном и негосударственном секторах образования.
– Каковы цели создания такой рабочей группы и что планируется на выходе?
– Желание организовать обсуждение проблематики и перспектив развития дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования, анализ инновационных практик учреждений государственного и негосударственного секторов образования.
В рамках деятельности рабочей группы будет проведен комплекс мероприятий по реализации инновационных механизмов повышения качества образования. Понимая, что система обеспечения качества образования в рамках конкретной муниципальной, региональной систем образования в настоящее время находится на этапе своего совершенствования, рабочая группа ставит на повестку дня вопрос о необходимости осуществления системных изменений в образовании.
В организации деятельности рабочей группы предусмотрен межведомственный уровень взаимодействия, а ключевыми результатами станут законопроекты по введению новых финансово-экономических механизмов для повышения качества образования.
– Дошкольное образование – одна из важных ступеней процесса. Какие вопросы по детсадам планируете затронуть на заседаниях рабочей группы?
– Международные исследования показывают, что дошкольный возраст играет огромную роль в дальнейшей адаптации ребенка к школе. Поэтому, погружаясь в проблематику детских садов, я не только знакомлюсь с экспертными суждениями, но и активно посещаю государственные и частные учреждения.
На заседаниях рабочей группы будет уделено внимание проблемам финансирования дошкольного образования, оно в России существенно отстает от общемировых тенденций, заработные платы педагогов детских садов и школ не отвечают стандартам развитых стран. Также для России особо остро стоит вопрос включения семьи в дошкольное образование.
Кроме того, предметом обсуждения станут вопросы соотношения количества педагогов и детей в группах, нагрузки на педагогов, продолжительность непосредственно образовательной деятельности, материально-техническое оснащение и многое другое.
– По каким направлениям школьного образования развернется дискуссия на мероприятиях рабочей группы?
– Уже развернулась вокруг ЕГЭ в прямой связи с отменой в России Болонской системы образования. Спекуляций на этой теме хватает, но мне бы хотелось заострить внимание на том, что причины опасений у школьников и учителей насчет провала на ЕГЭ более глубокие. Считаю неправильным, чтобы дети воспринимали экзамены как непреодолимое препятствие или пропуск в достойную жизнь, которой не будет в случае провала на ЕГЭ.
С этой целью мы по линии партии «Новые люди» в апреле 2022 года внесли в Госдуму законопроект о предоставлении возможности повторно сдать ЕГЭ в резервные сроки. Кроме того, я выдвинул предложение по обязательности видеофиксации процедуры апелляции, как это делается на самом ЕГЭ и при проверке работ.
– Расскажите, пожалуйста, про законопроект по дебюрократизации образования. Какие проблемы он призван решить?
– Хочу отметить, что избыточная отчетность учителей отнимает много времени от их основной деятельности – работы с детьми.
Для понимания актуальности данной проблематики я специально с января текущего года инициировал круглые столы в Челябинской, Пермской, Томской областях.
В ходе обсуждения многие отмечали, что запросы сведений, находящихся в открытом доступе на сайтах школ, сегодня продолжают поступать в школы, трудозатраты на непрофильный документооборот значительно сокращают время учителей для творческой работы с детьми. Несмотря на принимаемые меры, до сих пор сохраняется большое количество разных форм отчетности и запросов не только от учредителя, но и от других ведомств.
Принятый Госдумой 6 июля 2022 года Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части снижения документационной нагрузки на педагогических работников впервые на законодательном уровне зафиксировал решение этой проблемы.
– Тема излишней нагрузки на учителей затрагивает в целом положение педагога российской школы. Что вы думаете об этом?
– Мне кажется, вопрос о положении российского учителя тесно связан с престижем профессии учителя, который для страны должен иметь не меньшее значение, чем укрепление ее обороноспособности, требует кардинальных изменений в предоставлении достойной оплаты труда.
Для изменения ситуации я намерен совместно с экспертами от образования и финансистами провести анализ систем оплаты труда учителей. В качестве одного из выходов мы по линии партии «Новые люди» предлагаем ввести единый федеральный оклад в размере не менее 75 тысяч рублей. Это объективно возможно, если идея получит поддержку у тех, кто принимает решение на самом высоком уровне.
– Какие проблемы и перспективы развития вы видите в системе среднего профессионального образования?
– Изучение вопросов в данной сфере я также начал с посещения государственных и частных колледжей Москвы и моей родной Челябинской области, где прошли встречи со студентами и круглые столы с работодателями по обсуждению точек роста системы СПО. Участники встречи обсудили вопросы льготного поступления выпускников ссузов в вузы, отсрочки от армии, дальнейшего трудоустройства выпускников.
– Что вы можете сказать о частных и государственных колледжах?
– Огромные плюсы частного сектора СПО я увидел при посещении Колледжа МИДиС в Челябинске и колледжа IThub в Москве. Руководители этих учреждений держат руку на пульсе, постоянно получая информацию от игроков своих сфер и отраслей, корректируют свои учебные программы, увеличивая практическую часть. Студенты этих колледжей трудоустраиваются на предприятия во время обучения. Не имея контрольных цифр приема (КЦП), частные колледжи работают эффективнее многих госучреждений и в использовании помещений, и в подготовке студентов к рынку труда.
– Какие перспективы развития в сфере СПО вы могли бы выделить?
– Необходимо отметить, что по линии Минпросвещения России ведется огромная работа по реализации проектов «Профессионалитет», «Молодые профессионалы», по комплексной реструктуризации системы СПО, переходу на отраслевую модель подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.
В этой деятельности особого внимания заслуживает состояние учебных заведений, так как современного специалиста нельзя выучить на морально и физически устаревшем оборудовании, в старых и ветхих зданиях. Для кардинального изменения ситуации нужна программа строительства ссузов по аналогии с той, которая направлена на строительство школ.
Завершая наш разговор, хочу сказать, что сегодня образование нуждается в новых механизмах и инструментах управления. Важен учет требований, запросов, ожиданий общества, государства, потребителей, работодателей, партнеров и заказчиков. Нам всем вместе нужно работать над созданием ресурсных условий для инновационного развития всей образовательной системы с целью улучшения качества образования.
С полной версией интервью можно ознакомиться на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru
Комментарии