Родители могут помочь школе стать лучше. Убежденность в этом мотивирует систему образования Невского района постоянно обращаться к теме партнерских отношений между школой и семьей. Не случайно именно здесь был проведен первый в городе конкурс «Родитель»-2022. А четыре года назад управленческая и методическая команда района начала работу над изучением удовлетворенности родителей, рассматривая последнюю как инструмент оценки качества образования и условий образовательной деятельности.
В ходе реализации данного проекта был разработан мониторинг удовлетворенности родителей на всех уровнях образования, сформирован единый подход к измерению, анализу, интерпретации данных, а также создана система контроля за эффективностью принятых управленческих решений на всех уровнях образования.
Чтобы ознакомить управленцев с инструментом исследования удовлетворенности родителей образовательной деятельностью организации, на площадке Информационно-методического центра Невского района в рамках регионального проекта «Руководитель петербургской школы» был проведен практико-ориентированный семинар «Удовлетворенность родителей – инструмент оценки и принятия управленческих решений».
Как заметила, открывая семинар, директор ИМЦ Галина Осипенко, качество образования – это не только содержательная часть ФГОС и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, но и понимание отношения родителей к школе, видение образовательной среды их глазами. Знание двух сторон одной медали помогает управленцам и оперативно реагировать на существующие проблемы, и демонстрировать сильные стороны образовательной организации.
Как уточнила руководитель Центра оценки качества образования ИМЦ Любовь Грекова, в рамках программы развития Невского района существует проект «Школа качества», и школы – флагманы данного проекта развивают важные направления, которые актуальны для образовательного сообщества района. Мониторинговые исследования являются одним из таких направлений. Среди разработчиков инструмента удовлетворенности родителей образовательных организаций есть лицеи, школы и детские сады.
По словам Любови Грековой, чтобы разработать универсальный инструмент измерения удовлетворенности, экспертное сообщество исследовало удовлетворенность родителей качеством образования и процессом организации образовательной деятельности через анкету, состоящую из значимых для них характеристик. Чтобы прийти к данному инструменту, в школах и детских садах велась работа с родителями в фокус-группах, на основе интервью с ними формулировались вопросы для анкеты. К примеру, для каждого уровня образования было выявлено следующее количество характеристик: для дошкольного образования – 26, для начальной школы – 32, для основной школы – 36, для средней школы – 43. Затем проводилось апробирование анкеты на каждом уровне образования. Ответы анализировались на основе методики IPA, результаты представлялись в графиках.
Как рассказала заместитель директора по УВР лицея №329 Невского района Анна Зилинских, классные руководители лицея входили в состав организаторов фокус-группы, разрабатывающей инструмент измерения удовлетворенности родителей. Если школа большая, то формировалась группа родителей 1, 4, 5, 9 и 11‑х классов. При этом важно было проработать состав фокус-группы, куда должны были войти родители, представляющие разные семьи, имеющие разное образование и разную степень включенности в образовательный процесс. Для участников фокус-группы формулировались очень четкие вопросы открытого типа, позволяющие говорить как о болевых моментах, так и, наоборот, о позитивных изменениях.
Самым сложным моментом, по мнению Анны Зилинских, являлись обработка и интерпретация первичных результатов интервьюирования реципиентов, потому что на их основе определялись семантические доминанты, показатели-характеристики для анкет.
– До создания универсального инструмента измерения удовлетворенности родителей у нас на уровне лицея проводилось точечное анкетирование, – пояснила Анна Зилинских. – Управленческие решения зависели от того, какую болевую точку мы нашли. Если вопрос касался работы с кадрами, то проводили психологический тренинг с учителями, к которым родители предъявляли претензии при общении с детьми, кого-то из педагогов отправляли на курсы повышения квалификации и т. д. Если были затруднения методического характера, то обращались к наставничеству, практиковали взаимообмен.
По словам Анны Зилинских, на основе разработанного инструмента появилась возможность проведения мониторинга удовлетворенности родителей не только у лицея, но и у всех образовательных организаций Невского района, как следствие, проект позволил взглянуть на образовательный процесс шире, с позиций разных сторон, и определить приоритетность вопросов, задач, начать поиск ресурсов для их решения.
Кроме того, очень полезно было увидеть, что взгляды работников детских садов и школ иногда очень разнятся со взглядами родителей на одни и те же моменты. Например, образовательная организация может быть уверена, что важно информировать старшеклассников о разных культурных событиях, происходящих как в школьной жизни, так и за ее пределами, а родителей заботит, чтобы ребенок был успешен в подготовке к ЕГЭ, ему не нужно большое количество экскурсий, праздников, мероприятий и т. д. Поэтому мониторинг помогает увидеть образовательную организацию со стороны и принять эффективные управленческие решения для ее успешного стратегического развития.
Выступавшие на семинаре отметили: для большей объективности при оценке удовлетворенности родителей нужно учитывать, что есть школы-новостройки, типовые школы, специализированные школы и т. д. Однако разработанный инструмент измерения удовлетворенности родителей универсален и может применяться как в рамках отдельной образовательной организации, группы школ или детских садов, так и в целом в системе образования Невского района.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии