search
main
+1

Все еще не могу в это поверить

Когда сбываются мечты

Мне 7 лет. Хмурая, серая, дождливая линейка. В памяти осталось не так много, но некоторые моменты я все же отчетливо помню. Например, мой огромный букет из розовых роз, то, как сильно жмут банты, как мне не нравится моя дурацкая блузка с завязочками на шее. И зачем вообще мама мне ее купила? Так много людей собралось на школьном стадионе. Шум, суета, холод. Мне не нравится все в этом дне. Нет, пожалуй, не совсем все. За исключением моей первой учительницы.

 

Вот она – совсем рядом. Такая тоненькая, худенькая, в узкой серой юбке. И как ее не уносит этим сильным ветром? Не могу понять. От нее вкусно пахнет сладкими духами, она широко улыбается родителям и явно старается всем своим видом показать, что ей ни капельки не страшно. И я ей верю. Смотрю на нее и понимаю, что мне тоже не страшно. Не страшно идти в это большое здание, в котором придется провести так много времени, так многому научиться, найти и потерять друзей и, что, наверное, важнее всего – измениться самой. Огромное количество раз.

Мне 15 лет. Очередной скандал с одноклассниками из-за какого-то школьного мероприятия. Я хочу сделать, как лучше, меня никто не слушает. Захожу в пустой класс, падаю без сил за свою родную вторую парту у окна, усиленно стараюсь разглядеть морозное утро за стеклом, лишь бы моя учительница по немецкому языку не поняла, что я вот-вот расплачусь.

Тогда я еще не знала, что работа педагога – это нечто большее, чем просто давать знания детям. Тогда я еще не знала, что через несколько лет сама буду мечтать о поступлении в педагогический университет, и на этот раз уже не буду стесняться своих слез на выпускном, обнимая свою учительницу по немецкому и унося с собой во взрослую жизнь благодарность за любовь к профессии, которая не принимает слабых духом.

Мне 19 лет. Мои первые пары по методике преподавания. Я все еще сижу за партой, но уже могу себе позволить критически оценивать педагогическую ситуацию. Я много знаю о неформальном образовании и хочу сделать свои будущие уроки настолько интересными, насколько это вообще возможно. Бушующая юность все еще отказывается принять тот факт, что рамки есть, даже более того – они неизбежны. Но пока что я не хочу об этом думать и ненавижу составлять конспекты уроков. Зачем вообще они нужны? Кто-нибудь мне скажет?

Впервые начинаю задаваться вопросом: идеальный учитель – он какой? Первым в голове сразу загорается и мигает слово «понимающий». Тот, кто слушает. Тот, кто не будет давить авторитетом и смотреть на твои проблемы свысока. Почему-то этими мыслями я задеваю в себе нечто близкое, душевное, эмоциональное. Часто плачу по ночам, потому что начинаю сомневаться в себе, в своем желании, в своих силах.

Мне 22 года. Слышу стук собственных «взрослых» каблуков по тротуару и мысленно повторяю: «Мне не страшно. Мне не страшно. Мне не страшно». Линейка на этот раз солнечная, веселая, но я прохожу мимо нее, практически не замечая, потому что спешу скорее в класс – готовиться к урокам.

Так серьезно звучит: «Валентина Олеговна. Учитель английского языка». Кто? Я? Да вы смеетесь. Стараюсь улыбнуться самой себе в зеркало и все еще не могу в это поверить. Думаю, что к новой роли буду привыкать еще долго, но, оказывается, времени на то, чтобы привыкать, нет. Один урок, за ним второй, третий. А у меня самой в голове только одно: «Я им нравлюсь? Они меня полюбят? Чего они от меня ждут? Они не будут меня бояться?»

Почему-то больше всего хочется верить в то, что в их глазах тот самый понимающий, слушающий учитель, к кому можно обратиться, с кем можно поговорить не только на уроке и обсудить не только настоящее продолженное время или спряжение глаголов.

Владимир Маяковский однажды сказал, что любовь – это сердце всего. Сердце моей профессии – тоже любовь. Любовь к детям, любовь к преподаванию, любовь к языку и культуре. Любовь к тем педагогам, благодаря которым я пишу этот текст, пытаясь в ретроспективе посмотреть на свой жизненный путь.

Валентина ШИРНИНА, учитель английского языка школы №1905

 

 

Комментарии

 

Данила ЛЕУКИН, учитель начальных классов школы №1905:

– Наверное, мне повезло чуть больше других. В прошлом году я начал свой профессиональный путь в качестве ассистента учителя начальных классов. Я был прикреплен к учителю, работающему в 1‑м классе. Практика, погружение в профессию в течение года. В ходе работы я столкнулся со множеством интересных и неожиданных ситуаций, решение которых мы прорабатывали с моим наставником совместно: он разъяснял и демонстрировал различные подходы к решению каждой проблемы, я же мог высказать критические замечания, предложить свой вариант, попросить объяснить непонятные моменты. Совместными усилиями была создана дружелюбная, комфортная рабочая атмосфера в доверенном нам классе. Целый год я учился учить и взаимодействовать с детьми так, чтобы удовлетворить их потребности в знаниях и внимании старшего товарища, как рассуждал еще в прошлом веке Антон Семенович Макаренко.

Через год мне доверили собственный класс – 1‑й «Г». И сейчас, наблюдая за моими подопечными и самим собой, я подмечаю, что мне удается избегать типичных ошибок вчерашнего студента, которые я допускал в прошлом году. Я приобрел опыт, позволяющий мне анализировать и планировать свою деятельность. Я благодарен школе за это. Со мной всегда был дружный коллектив учителей, готовых поддержать и помочь мне в трудную минуту. Я считаю, что подобная практика должна быть повсеместной и обязательной.

 

Евгения БЕЛУГИНА, учитель русского языка и литературы школы №1905:

– В школу пришла сразу после получения диплома в 2022 году. Вливаться в работу пришлось опять же сразу. Первого сентября перешагнула порог школы, вошла в незнакомый класс. На следующий день в расписании вновь шесть уроков. Со временем привыкла к такому ритму.

Я веду уроки русского языка и литературы в 5‑х классах. Все три класса очень отличаются друг от друга, прежде всего по стилю общения. Непросто найти к каждому ученику подход. Но в этом плане молодой педагог находится, на мой взгляд, в выгодном положении: у нас больше шансов найти взаимопонимание со школьниками за счет незначительной разницы в возрасте и близости интересов. Что-то можно объяснить доступнее, порой не пренебрегая сленгом. Пока получала образование, жизнь не стояла на месте, происходили изменения в системе образования, менялись приоритеты, все это находило отражение в школьной жизни, менялось поколение. Удивить современного школьника очень сложно, прокачанные в гаджетах, социальных сетях дети цифрового поколения, увлеченные новыми технологиями, их порой не оторвать от планшетов и телефонов. Но работа со школьниками интересна тем, что это непрерывное живое общение. Никогда не знаешь, что тебя ждет через час, через день! Бывает так: звенит звонок, дети рассаживаются, но все идет не так, как ты рассчитывала. То, что казалось тебе таким интересным, не вызывает никакого оживления у класса, и вдруг возникает совершенно неожиданный вопрос, и ты, и все дети вовлечены в его обсуждение. Такое постоянное взаимодействие мне нравится! Как и внимание со стороны старших коллег, которые мне очень помогли в начале моей работы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте