search
main
0

Все – эксперимент. Новый подход к методической работе

В основу научной концепции развития нашей школы, центра образования №2030, положены главные педагогические принципы мирового образования.

Соответствие динамизму и многообразию жизни и деятельности в современном обществе, ориентированность на базовые демократические ценности, самостоятельность в решении проблем, инициативность, ответственность за результат, толерантное поведение в поликультурном, плюралистическом обществе – в этом заключается вызов современного общества образованию человека.

братившись к ключевым критериям педагогического развития и успеха в европейских странах – Финляндии, Великобритании, Австрии, Германии, – мы пришли к выводу, что в основном они сходны. Интерес, вовлеченность ребенка в деятельность на уроке – вот к чему стремится европейская система образования. Ключевые компетентности: коммуникация, операции с числами, освоение информационных технологий, умение работать с людьми, предметные компетентности, способность решать проблемы, представлять себя, социальные компетенции, личностные компетенции. При этом под компетентностью мы понимаем интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки человека к деятельности в определенных областях, иначе говоря, компетентность – это рефлексивная огранка способностей.

Образовательная политика нашего центра образования – приоритет интересов ребенка. Педагогический совет школы стремится обеспечить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка на основе разработки личностно-ориентированного содержания образования и возрастной диагностики развития универсальных умений, базовых способностей, ключевых компетентностей развития.

Качество образования, конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг, бесспорно, зависят от уровня профессиональной подготовки педагогов, их творческого потенциала. Для повышения и более полного раскрытия этого потенциала учителю необходимо предоставить возможность участвовать в методических мастерских, пользоваться обширным банком передового педагогического опыта. Методическую и экспериментальную работу нельзя рассматривать как отдельные направления образовательной программы. Вся методическая работа в школе, по сути, экспериментальная. Она тем более эффективна, когда учителя могут осваивать предложенный ресурс, исходя из своих интересов, если они могут входить в разные методические мастерские или эксперименты. Таким образом, методико-экспериментальная система становится открытой. Для реализации такого подхода необходимо изменить структуру экспериментально-методической службы. В нашей школе она такая: два блока, взаимодействуя друг с другом, образуют общую часть. Методический и экспериментальный блоки состоят из мастерских, которые возглавляют учителя-мастера, обладающие высоким искусством преподавания по новым технологиям, создающие собственные образовательные системы. Под «мастерскими» мы подразумеваем добровольное временное или постоянное объединение учителей, озадаченных единой целью. Методические мастерские содержат элементы эксперимента.

Главные наши задачи – развитие инновационных практик, выявление точек роста профессионализма, стимулирование потенциальных возможностей и потребностей повышения качества образования. В методическом блоке работают мастерские, которые обобщают и распространяют положительный опыт. В экспериментальном блоке сосредоточены мастерские, которые только что вступили в эксперимент и не имеют достаточного опыта исследований по заявленной теме. В общей части расположены мастерские, которые уже имеют некоторый опыт и более широко охватывают образовательное пространство. Получив результат, учителя, работающие в этих блоках, выходят на конференцию, где оцениваются результаты экспериментально-методического поиска, даются рекомендации, выдвигаются темы для рассмотрения на педагогическом совете.

Существует отдельный блок – кафедра ведущих учителей, где пополняется база открытых уроков, ведется отчетность успеваемости, осуществляется связь с окружным научно-методическим центром, анализируются результаты промежуточных и итоговых тестирований, заполняются электронные журналы и т.д.

Рассмотрим для примера несколько мастерских.

Мастерская «Информационные технологии».

Мастера – тьюторы из окружного научно-методического центра.

Заседание – 2 раза в месяц.

Почему возникла эта мастерская: каждому ребенку, молодому человеку или взрослому жизненно необходимо обладать хотя бы общим представлением о своем технологическом окружении дома, в школе, на улице, в офисе и на рабочем месте. Ему также надо уметь критически анализировать информацию, получаемую из СМИ, и эффективно пользоваться ею. Свободное владение ИКТ оказывается все более востребованным и универсально необходимым.

Мастерская «Совершенствование классического урока с использованием ИКТ».

Мастер – Алла Терехова, учитель начальных классов.

Почему возникла эта мастерская: традиционное понятие грамотности (включая числовую грамотность) базируется на Чтении, Письме и Счете, а также четком почерке, способности запоминать наизусть выдержки из учебников и классической поэзии. Возникла острая необходимость в новой грамотности, вырастающей из традиционной. Чтение – поиск информации в различных источниках, ее получение, восприятие, понимание, анализ и отбор. Письмо – коммуникация в гиперсреде с использованием всех способов и средств человеческого общения – лицом к лицу и дистанционно, фиксация объектов и процессов своей души и окружающего мира с помощью всех возможных средств, организация информации. Счет – моделирование, проектирование и конструирование объектов и процессов.

Мастерская «Метод проектов – развитие различных типов компетентностей».

Мастер – Андрей Андрюшков, сотрудник НИИ инновационных стратегий развития общего образования.

Заседание – 2 раза в месяц, а также дистанционно.

Почему возникла эта мастерская: надо предоставить учащимся возможность свободного выбора тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям. Перед школой стоит задача научить школьника планировать и реализовывать работу, самостоятельно анализировать содержание в соответствии с поставленными задачами, самостоятельно искать способы достижения целей, реализовывать их и переносить этот опыт на другие ситуации, научить развивать и испытывать свои возможности, понимать их пределы.

Мастерская «Мыследеятельностная педагогика – сценирование уроков, развивающие способность различения и воображения».

Мастер – Елена Мельникова, учитель начальных классов, специалист.

Заседание – 1 раз в месяц.

Почему возникла эта мастерская: необходимо сформировать способность мышления как своеобразную антропологическую практику, создать формы мыслительного опыта, опыта актов воображения и понимания, которые могут стать предметом рефлексивного анализа и воспроизведения. В начальной школе ребенка на материале специально сценированных ситуаций учения-обучения включают в процессы понимания-воображения.

Мастерская «Личностно-ориентированные технологии: модульная, модульно-рейтинговая, технология развития критического мышления через чтение и письмо».

Мастер – Татьяна Шутенко.

Заседание – 1 раз в четверть, а также дистанционно.

Почему возникла эта мастерская: личностно-ориентированное образование во главу угла ставит в качестве основной ценности раскрытие индивидуальности каждого ребенка через учение как самостоятельную и значимую для него деятельность. Каждый ребенок уникален и неповторим в сочетании своих индивидуальных проявлений. Личность – это индивидуальность. Работа с субъективным опытом – центральная составляющая личностно-ориентированного обучения. В результате развивается способность целеполагания, самооценки, самостоятельности, субъективирования процесса познания.

Мастерская «Антропологические консилиумы».

Мастер – Ольга Глазунова, заместитель директора НИИ инновационных стратегий развития общего образования, кандидат психологических наук.

Заседание – 1 раз в две недели.

Почему возникла эта мастерская: для оценки развивающего действия любой образовательной технологии важно установить, на какую область способностей эта технология направлена. Для формирования образовательной успешности и среды развития, построения индивидуальной учебной программы проводятся антропологические консилиумы.

Татьяна ШУТЕНКО, заместитель директора центра образования №2030, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте