Все дороги ведут к университету
Семь лет назад в Мордовии был создан региональный учебный округ
В сотый раз приходится убеждаться, что все новое – это прилежно забытое старое. Еще в ХIХ веке в России появились учебные округа, возглавляемые университетами. Включая в свой состав учебные заведения нескольких губерний, они больше заботились о собственной контролирующей функции, нежели об общем образовательном пространстве. Время поменяло местами многое, в случае с “университетским учебным округом” отбросило инспекторские проверки и предложило содружество.
Сотрудничество вузов с общеобразовательными школами ни для кого не новость. Накоплен опыт, который вполне годен для рождения идей, – рассказывает ректор Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Николай Макаркин. – Польза от такого сотрудничества была очевидна, и мы решили сделать университет координирующим центром и оформить нашу совместную деятельность. С академиком Иваном Наумченко (ныне покойный) мы вынесли эту идею на рассмотрение учредительной конференции ученых и руководителей органов образования Республики Мордовия. Предложение одобрили, и в январе 1993 года был создан региональный учебный округ (РУО).
Сегодня в него входит около 90 различных учебных заведений и организаций, 32 секции по предметам и направлениям образования. Интеграция учебных заведений региона – только добровольная. Суть РУО такова: в огромном образовательном пространстве страны формируются целостные региональные системы. Они объединяют учебные заведения независимо от их уровней, направлений и ведомственной подчиненности. Результат – преемственность между школами, ссузами и вузами не на словах, а на деле.
Действительно, схемы “школа-ПУ-вуз”, “школа-техникум-вуз” действуют безотказно. Лучшие выпускники училищ и техникумов зачисляются на соответствующие факультеты вузов на основе собеседования. При университете существует также естественно-технический лицей, идея создания которого принадлежит директору РУО, кандидату физико-математических наук профессору Виктору Ивлеву.
– С точки зрения государственной системы образования, наш лицей – это обычная школа, которая выдает обычный аттестат. Однако мы – часть того академического сообщества, что называется РУО. В отличие от школы, мы готовим человека к обучению в вузе, а не к поступлению в него. Это принципиальная разница. Основа методики – межпредметная интеграция. Тому, кто изучает биологию, необходимо знать, что живой организм подчиняется законам природы, то есть физическим законам. Педагог вместе с ребятами вспоминает соответствующую тему в физике. Также переплетаются и другие дисциплины.
Еще одно “дитя” растет под неусыпным оком университета. Оно, похоже, самое любимое – Гуманитарная академическая гимназия. В ней учатся ребята со всей Мордовии. Вся материально-техническая база университета к их услугам, вплоть до лыжного инвентаря.
– Не зря все сконцентрировано на университете, – поясняет ректор РИПКРО, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования Алексей Лялин, – он громаден для республики, к тому же формировал и продолжает формировать всю руководящую элиту Мордовии. Благодаря усилиям РУО “лебедь, рак и щука” перестали тянуть воз в разные стороны. Университет задает тон, а мы с удовольствием на него равняемся, тем более что все делается на основе взаимного уважения. Секции и школы заключают двусторонние договора о научно-методическом сотрудничестве. Корректируются учебные планы, разрабатываются новые преемственные программы, создаются учебники. Например, сотрудниками РИПКРО составлены “Основы экологии”, “Родиноведение”.
Не отстало и среднее специальное образование. Совместно с Советом директоров техникумов Мордовии машиностроительный техникум подготовил учебное пособие “Основы философии”. “Нет предела совершенству”, – считает его директор Николай Горюнов, и с этим нельзя не согласиться. Равнение на университет заставляет учебные заведения подтягивать содержательный уровень и стремиться брать серьезные высоты.
Удачный мордовский опыт создания современного РУО был отмечен в 1999 году Владимиром Путиным, в ту пору – председателем правительства. Он предложил министру образования Владимиру Филиппову совместно с Союзом ректоров России “рассмотреть предложение о создании в регионах РФ образовательных округов…” Состоявшееся потом правление Союза ректоров рекомендовало советам ректоров вузов провести консультации о возможности и целесообразности создания округов в своих регионах. Консультации скорее всего плавно перетекут в положительные решения. Не стоит отвергать того, что уже доказало свою полезность.
Маргарита ВИТАЛЬЕВА
Саранск,
Мордовия
Комментарии