Юрий СЕНТЮРИН, статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ: – Сегодня в разных регионах страны образуется, формируется и набирает силу сеть образовательных кадетских учреждений. Это заставляет все органы власти обращать внимание на это явление, на этот феномен и прилагать усилия к тому, чтобы этот процесс был конструктивным, позитивным для развития нашей страны.
Если говорить о кадетском образовании, которое имеет отношение к Министерству образования и науки РФ, то у самого министерства в подчинении всего два подведомственных кадетских учреждения, переданных ему в 2007 году. Министерство образования и науки РФ рассматривает развитие сети кадетских учреждений прежде всего как одно из актуальных направлений модернизации российской образовательной системы. При этом мы относимся к кадетскому учреждению как к востребованной обществом, подчеркнуто сориентированной на патриотическое воспитание форме образовательного учреждения, цель которого – обеспечение гражданского становления молодых россиян. По состоянию на 1 января 2007 года в образовательном поле, имеющем отношение к Министерству образования и науки РФ, насчитывается 20 кадетских школ и 55 кадетских школ-интернатов. Наиболее серьезной в этом смысле системой кадетских образовательных учреждений располагает Москва – 14 кадетских школ и школ-интернатов.
В стране действуют Закон РФ «Об образовании» в редакции 1992 года и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных, представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ». В соответствии с этими законами, идущими в развитие конституционного принципа о предметах совместного ведения, вопросы предоставления общедоступного и бесплатного общего образования находятся в ведении субъектов РФ и муниципальных властей. Поэтому проблемы финансирования, комплектования, организации образовательного процесса в кадетских школах и в кадетских школах-интернатах сегодня решаются на уровне региональных и муниципальных органов власти. Видимо, это и дает основание военным ведомствам утверждать, что система кадетского образования бессистемна и многолика. Наверное, с такой оценкой можно было бы и согласиться, поскольку возможности у регионов разные, и при создании кадетских образовательных учреждений местные власти стараются учесть потребности региона, ориентируются на прием обучающихся как раз исходя из возможностей своего территориального образования.
Вместе с тем необходимо отметить и общие черты кадетского образования. К ним я отнесу цель создания кадетских образовательных учреждений. Цель довольно очерчена, распространяется на все образовательные учреждения кадетского типа и формулируется так: обеспечить интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие детей и подростков, обеспечить их адаптацию к жизни в обществе, создать основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. То есть вектор работы задан, цель – четкая и определенная.
При этом хочу сказать, что с момента создания из-за особенностей приема в кадетские образовательные учреждения системы Минобрнауки РФ возникли разного рода сложные моменты, которые привели к существенной деформации первичной цели. Сегодня преимущественным правом при поступлении в кадетские образовательные учреждения пользуются дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, дети военнослужащих, проходящих службу в горячих точках, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей и отцов, дети, находящиеся под опекой и попечительством. Что это означает на практике? Что кадетские школы с момента своего возникновения заняли нишу в системе профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних. Не в той системе, о которой мы говорим, формулируя цели работы кадетских учреждений, а в несколько иной социальной системе государства Российского. Правительство РФ еще в 2001 году одобрило концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, и в этом документе совершенно однозначно высказана мысль о том, что создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу кадетских школ и корпусов следует рассматривать в качестве одной из мер по профилактике беспризорности, асоциального поведения детей и молодежи, социальных сирот.
Следует отметить, что для устройства и реабилитации детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, существует дифференцированная сеть специализированных учреждений в системе образования и социальной защиты населения, а вот основные направления деятельности кадетских школ должны существенно отличаться от этого вектора и выполнять роль звена, которое бы принимало и далее развивало традиции кадетского образования в российской государственности. В соответствии с этим базовым подходом в настоящее время кадетские школы и школы-интернаты, находящиеся в поле ответственности Министерства образования и науки РФ, мы рассматриваем как своеобразные экспериментальные площадки. На нынешнем этапе, если говорить о кадетских школах и школах-интернатах Минобрнауки РФ, то они кадетские по форме, а не по содержанию образовательного процесса. Слово присутствует, а на самом деле это общеобразовательные учреждения общего типа. Поэтому сегодня мы эти школы и школы-интернаты пытаемся рассматривать как площадку, где бы мы смогли апробировать педагогические технологии, продумать новые технологии управления, отработать методики оптимизации образовательного процесса. Кстати, именно эта направленность нашей работы еще в 2002 году была подмечена Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ, и такая экспериментальная работа получила положительную оценку.
Я согласен с тем, что сегодня пока недостает кадетскому образованию в России системности. Это касается и организации деятельности, и направления дальнейшего совершенствования этого образования. Но тут есть несколько проблем. Во-первых, на наш взгляд, необходимо провести существенное уточнение нормативно-правового и методического сопровождения обеспечения деятельности кадетского образования. Мы сегодня находимся на этапе формирования рекомендаций по штатному расписанию кадетских школ и школ-интернатов, по нормативам их финансирования, по уточнению порядка приема в эти учреждения исходя из стоящих перед ними задач по подготовке кадров для государственной службы на военном и гражданском поприще. Я говорю о типовом положении кадетского образовательного учреждения, которое бы фиксировало подходы государства к этой форме образования и стандарт в государственной образовательной системе кадетского образования.
Мы считаем актуальной проблему эффективной организации процесса обучения и воспитания в кадетских образовательных учреждениях, поскольку в них реализуются программы специализированной профильной подготовки кадет. Кадетское образование сегодня в Минобрнауки РФ больше стало таким по форме, чем по содержанию, и это можно доказать на примере.
Кадетское образовательное учреждение – прежде всего учреждение общего профиля, поэтому оно работает в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и в соответствии с базисным учебным планом, которых сегодня у нас в стране два – 1998-го и 2004 года. Как ни крути, в эти базисные учебные планы каких-то дополнительных часов или дополнительных предметов, особых учебных пособий, учебников, специальных программ не втолкнешь. В противном случае это не будет общеобразовательное учреждение, оно не сможет продолжать свою деятельность как общеобразовательное учреждение, а те документы об образовании, которые получат его выпускники, не будут учитываться как документы государственного образования Российской Федерации. Такие вот тут неприятные последствия могут быть, поэтому происходят местные попытки вложить в кадетскую форму образовательного учреждения какое-то новое наполнение. Это делается через элективные курсы, дополнительные часы, внеучебную работу, но возникает некий суррогат, подмена понятий, а в итоге – недореализация того замысла, который был изначально.
Сегодня есть специфика подготовки кадров для кадетских образовательных учреждений. Эта проблема требует решения, и в связи с этим Министерство образования и науки РФ пошло на то, чтобы начать разработку программы подготовки и переподготовки и повышения квалификации работников кадетских школ и школ-интернатов.
Мы считаем, что необходимо не отказываться от практики частичной поддержки кадетских учреждений Минобрнауки РФ за счет средств федеральных целевых и отраслевых программ. Сегодня в рамках содействия развитию кадетского образования в школах и в интернатах на федеральном уровне осуществляется финансирование мероприятий по нормативно-правовому, научно-методическому, информационному, кадровому, материально-техническому обеспечению их деятельности.
Комментарии