search
main
0

Все доброе от человека Тема “Жизнь на Земле”. 1-й класс. Урок-беседа (с элементами театрализации)

“Все хорошее на Земле от природы, а все доброе – от человека”

Цель урока: показать детям ценность природы, необходимость бережного к ней отношения, вызвать интерес к курсу “Я и мой мир”.

Ход урока
Дети заходят, здороваются, садятся.

Учитель:
– Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым,
доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

– Что испытали вы, слушая мои слова приветствия?
– Вижу, у вас хорошее весеннее настроение. Давайте пойдем в гости к природе. Ведь “все красивое в мире от природы, а доброе – от человека”.
– Как понимаете вы эти слова, тему нашего занятия? (Все красивое в природе – и пестрая бабочка, и жук, и маленький муравей, но человек должен заботиться, беречь).
– Когда ходят в гости? (На праздник, на чашку чая, проведать больного, послушать музыку).
– С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение? (Приходите, пожалуйста, будьте добры… мы приглашаем вас).
Звучит музыка (Чайковский “Времена года”), и раздается стук в дверь…
– Кто там опаздывает? (Учитель выходит, переодевается и снова заходит в класс, но уже как Лесная фея и вместе с ней герои сказки Красная Шапочка, Ворона, Волк, Ежик, Бабушка, Волшебник).
Лесная Фея:
– Здравствуйте, дорогие ребята, вы пришли ко мне в гости. Вы меня узнали? Я – Лесная фея, а это мой помощник – мудрый Волшебник. А это герои из известной вам сказки. Вижу по глазам, что узнали всех.
– Я слышала, что вы собрались в гости. А в гости к волшебным приключениям хотите? (Да).
– Тогда усаживайтесь поудобней. Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал на бумаге. А эти волшебные сказки росли у него в саду. Он ухаживал за ними, поливал, вырывал злые колючки; ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, то она станет колючей и злой, а добрый сказочник хотел, чтобы всюду были красота и добро.
– Как думаете, что делают волшебники в этих сказках? (Творят чудеса, добро).
– В чем это выражается? (Помогают доброму человеку, хорошему делу, помогают исправиться).
– Значит, и вы можете стать волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта; не случайно народная мудрость гласит: доброта что солнышко.
– Как понимать это выражение? (Солнышко греет, озаряет лучами).
– Что мы от этих лучей ощущаем? (Теплоту, внимание, заботу).
– Каждый лучик дарит людям, птицам, травам свою теплоту и заботу. Давайте и мы подарим им свое внимание, заботу и любовь.
Красная Шапочка:
– Здравствуйте, это я.
(Включается отрывок из мультфильма – Красная Шапочка идет по лесу).
– Не бойся, дорогая девочка, мы пойдем вместе с тобой, и волк нам не страшен, ведь мы волшебники. Мы вместе проведаем самого дорогого человека – бабушку. Она вырастила твою маму. Она очень, очень тебя любит.
– Итак, в путь. Вот и лес. (Обращается к ученику). Никита, прочитай нам стихотворение.

Ученик декламирует:

Здравствуй, дремучий лес!
Полон сказок и чудес…
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все отрой, не утаи,
Ты же видишь – мы свои!

Появляется Ворона:
– Кар-кар. Добрый день. Приветствую вас. Я вежливая мудрая ворона. Прислушайтесь к моим советам: пожалуйста, не шумите, не кричите в лесу, не рвите цветы, не ломайте ветки, не пугайте лесных жителей. И тогда лес откроет свои тайны. Кар-кар. А вот и наш друг. Старичок Лесовичок, здравствуй.
Старичок Лесовичок (появляется вслед за Вороной):
– Добро пожаловать, гости дорогие. Все птицы, звери, травы, цветы, муравьи и мухоморы очень рады вам. Но не забывайте, что вы пришли в гости к природе и необходимо соблюдать правила вежливого поведения. Знаете ли вы эти правила?
1. Не трогайте, не обижайте, не убивайте птиц, зверей и насекомых.
2. Не уносите из леса ежей.
3. Не ломайте ветки кустов.
4. Не разоряйте грибницы, муравейники.
5. Не оставляйте свалки.
– Мудрая Ворона хочет вас о чем-то спросить.
Ворона (достает листочек из-под крыла):
– Когда вы видите голодных птиц в зимнюю стужу, сломанную веточку, какие у вас возникают чувства? (Их всех жаль и хочется помочь).
– Вы пришли в лес. Как красиво кругом. Смогли бы вы нанести вред? Что бы вы сделали? (Нет. Сфотографировал бы, рисовал, наслаждался красотой).
Лесная фея:
– Да, очень понравились ваши ответы, нужно быть внимательным и добрым ко всему, что растет и кто живет в лесу. Ведь природа нам дарит красоту, а мы должны заботиться о ней, ведь мы единое целое и друг без друга не сможем. Об этом нам Саша и прочитает.

Ученик декламирует:

Про всех на свете
Все, все на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
Б. Заходер

Лесная фея:
– Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. Значит, природа – это источник доброты.

Давайте пройдемся медленно по лесу
И “Здравствуй” скажем каждому цветку.
Должны мы над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

– Вот навстречу нам идет Волк. (Волк направляется к Красной Шапочке).

Сценка
Красная Шапочка: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, птицы, звери, здравствуйте, деревья и травы, цветы. Здравствуй, солнышко!
Волк: Здравствуй, Красная Шапочка, это тебе. (Протягивает цветы).
Красная Шапочка: Ну зачем ты мне даришь столько цветов.
Волк: Чтобы тебя порадовать.
Красная Шапочка: Мне жаль эти цветы. Они скоро завянут и никому не будут нужны. Если хочешь знать, я люблю только живые цветы, которые растут на полях и лугах. Они улыбаются мне, даже говорят со мной.
Волк: Ерунда. Цветы не могут говорить. (Прячет букет).
Красная Шапочка: Ничего ты не понимаешь, Волк, у тебя нет сердца. (Убегает).
Волк: Этой Красной Шапочке никак не угодишь. Что бы еще придумать, чтобы подружиться с ней. (Уходит и возвращается с Ежиком). Ау, Красная Шапочка! У меня для тебя сюрприз.
Красная Шапочка: Что за сюрприз?
Волк: Я для тебя ежика в лесу поймал.
Красная Шапочка: Отпусти его, пожалуйста.
Волк: Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежиков любят и домой приносят, молоко дают, кормят конфетами.
Красная Шапочка: Так поступают только жестокие люди. Ежи в неволе погибают. Беги, Ежик, домой, в свой родной лес.
Ежик: Спасибо тебе, добрая девочка.
Лесная фея: Ребята, давайте поможем подружиться Волку и Красной Шапочке, научим Волка быть добрым, научим не обижать младших, а помогать им. Ведь когда очень хочется сделать добро, оно исполняется, такова волшебная сила добра. А Володя нам об этом расскажет.

Ученик читает стихотворение:

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Только надо добрым быть
и в беде друг друга не забыть,
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Лесная фея: Здравствуй, Волк. Мы с ребятами идем проведать Бабушку. Пойдем с нами.
Волк: Хорошо, я давно не обедал, проголодался.
Лесная фея: Опять ты за свое. И цветы сорвал, и Ежика обидел. Послушай, пожалуйста, эту историю.
Жил-был маленький шмель. Радовался солнцу, теплу. Но больше всего любил цветы. У него был свой любимый цветок, где он любил отдыхать. Уж очень хорошо пахло от этого цветка.
Однажды шмель отдыхал на цветке, вдыхал его запах, любовался красотой вокруг, как вдруг прибежали ребята, стали бегать, кричать, рвать цветы; шмель едва успел улететь, а его любимый цветок был сорван. Ребята рвали цветы, а потом бросили и ушли. Полетел шмель искать свой цветок и нашел…
Цветок склонил свою маленькую головку, не было у него нежного запаха, не было капель свежей росы… Он умирал. Шмель заплакал. Он очень рассердился и решил отомстить людям, ужалить кого-нибудь; но его друзья, другие шмели, посоветовали обратиться к людям с просьбой быть добрее и беречь природу.
– Почему дали такой совет маленькому шмелю? (Если будешь мстить, отвечать злом на зло, то ничего хорошего не будет).
– Какие чувства у вас вызвала эта история? (Жалость, печаль, грусть).
– Чему учит она? (Не быть жестоким и любить окружающую красоту).
Волк: Да, я понял, что только доброта, добрые поступки делают все красивым на этой Земле. Я больше никого не обижу.
Лесная фея: Очень хорошо! А теперь все вместе отправляемся в путь. Как чудесно в лесу! Сколько здесь всего! Максим и Антон расскажут об этом.

Дети декламируют:

В лесу
Небо где-то далеко
Заблудилось меж вершин.
Заплутался я в лесу,
Я один, совсем один.
Сколько мне еще бродить
И пугаться, и дрожать,
Или влево мне идти,
Или вправо мне бежать?
Вот споткнулся на бегу
и невольно крикнул: “Ой!”
Тут, представьте, лес спросил:
“Что случилось? Что с тобой?”
Сразу стало легче мне,
Сразу стало веселей.
Лесу крикнул я: “Привет!”
Он в ответ: “Привет! Эгей!
Не пугайся, я с тобой.
Видишь, ягода – твоя.
Видишь, гриб – он тоже твой!
Там зайчишка пробежал,
Тут комарик зажужжал.
Улыбайся побыстрей,
Сразу станут все добрей!”
От его хороших слов
Посветлело все вокруг.
И чего бояться мне,
Если лес – мой верный друг.
В. Ванюшин

Лесная фея: Природа тоже дарит свою доброту. Правда, Маша?

Девочка декламирует:

У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты:
Поля, луга, леса, моря и реки.

Лесная фея: Вот и домик Бабушки. И сама Бабушка. Каждый из вас хочет от всей души ей что-то пожелать и поблагодарить. Напишите это или нарисуйте на листочке.
(Под музыку выходят Волк и Красная Шапочка с корзинкой с пирогами. Дети кладут в корзинку листочки с пожеланиями).
Красная Шапочка: Здравствуй, Бабушка. Как твое здоровье? Посмотри, кто пришел, ты его не бойся, он добрый и никого не съест. А это – тебе.
Бабушка: Здравствуй, Красная Шапочка! Здравствуйте, гости! Очень рада всем. (Читает записки детей). Спасибо за доброту, внимание и заботу. Теперь мое сердечко так и радуется.
Лесная фея: Вот и закончилось наше путешествие в сказочную волшебную страну природы и доброты. Я очень рада, что в вашем маленьком сердечке зажглись лучики тепла, доброты; я надеюсь, что ваши поступки будут всегда хорошими, а сердце – добрым и чутким. Ведь добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им, любит природу и сохраняет ее.

Л. ЛОЗОВСКАЯ,
учитель школы N530, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте