Понятие детоцентризма упоминается в нашем обществе не так широко, чтобы быть постоянно на слуху. А если и упоминается, то с негативным оттенком. Словарь терминов по общей и социальной педагогике дает определение, которое распознается путем простого словообразовательного анализа: «Детоцентризм – стиль воспитания ребенка, в основе которого лежит культ ребенка, приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окружению».
Скажем прямо, это не самый лучший подход к воспитанию. Очень перекликается с лозунгом «Все лучшее – детям!» без идеологического налета. Почему же все чаще это слово употребляется для характеристики нашего общества и государственной политики?
Действительно, если верить и официальным документам, и обращениям политиков, и выросшему количеству центров дополнительного образования, кружков, секций, и отношению к детям в школе, то складывается впечатление, что дети – государственное достояние. Для них в новых школах созданы все условия. И хотя мы говорим, что настоящему учителю достаточно мела и доски для урока, дети все же более требовательны. Им хочется впечатлений, знаний, переживаний и эмоций. В скудной обстановке все это дать трудно. Хотя каждый учитель понимает, что образовательное пространство – это прежде всего единство формы и содержания.
Но ничто не проходит даром: новые пространства школ требовали новых учителей. Поэтому нас регулярно посылают на курсы повышения квалификации сомнительного качества, чтобы учились учить и любить современных детей.
Впрочем, не школой единой живы дети. В государственных учреждениях, банках, офисах, кафе, торговых центрах, на вокзалах появились места, где ребенок может поиграть и занять себя чем-то, пока родители решают свои проблемы. Города и поселки обустраивают, делают безопаснее, ассортимент магазинов расширяется, индустрия детских развлечений процветает, голливудские и отечественные студии почти поставили на конвейер выпуск анимационного, детского и семейного кино. Даже в литературе появились по-настоящему хорошие детские писатели. Студии раннего развития предлагают все, чтобы вырастить из ребенка будущего нобелевского лауреата, олимпийского чемпиона или виртуозного музыканта.
Но вот парадокс. Почему дети не пользуются тем, что их окружает? Вместо этого они все чаще предпочитают бесконечным возможностям примитивное ничегонеделание или, как нам кажется, вообще упускают свои возможности. А взрослые жалуются: «Мы для тебя стараемся, а ты…», «В наше время всего этого не было, а то я бы…» Действительно, в мое время тоже всего этого не было, но себя по этой причине я неполноценной не чувствую и детей не обвиняю.
Весь ужас ситуации в том, что при всей ориентированности нашего общества и государства в целом на детей про них самих мы попросту забыли. Сначала перегрузили их огромным выбором, что иногда хуже, чем отсутствие выбора вообще. Потом этими безграничными возможностями создали у них иллюзию, что им доступно все по щелчку пальцев. После обманули новой сказкой: «Технологии и новые интересные вещи сделают тебя счастливым». И вот теперь недоумеваем: «Чего им еще надо? Им должно быть хорошо. Почему им не хорошо? Нет, у нас написано, что все хорошо».
Вот и вышло, что у взрослых все идет по программе, плану, списку или еще какому-то важному документу. И мы совсем забыли о том, что дети всех возрастов хотят одного – внимания, общения, любви. Не их проявления в виде антуража, не наших уверений, выступлений с высокой трибуны и новых постановлений, а самых настоящих и живых чувств.
Анастасия ВАСИЛЕВСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №80 Воронежа, лауреат конкурса «Учитель года России»-2019
Комментарии