Елена ВАСИНА, префект Северо-Западного округа: – Мы гордимся, что именно Центр развития ребенка – детский сад №2452 «Алые паруса» стал Ресурсным центром «В таланты с малых лет». Опыт работы по художественно-эстетическому воспитанию в условиях детского сада заинтересовал педагогические коллективы не только педагогов детских садов Северо-Западного округа, но и более 40 дошкольных учреждений Москвы, которые работают с Ресурсным центром в сетевом взаимодействии и реализуют совместный проект Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».
Умные и заботливые родители – жители Москвы, приводя малышей в Центр развития ребенка «Алые паруса», имеют возможность развить творческие способности своего ребенка в изостудии «Семицветик», студиях ручного труда «Фантазеры», театральной «Каламбур», хоровой «Домисолька». Выставки рисунков и изделий народно-прикладного искусства воспитанников художественных студий Ресурсного центра поражают своим мастерством и творчеством. Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, «Окно в мир» – это результат серии занятий по ознакомлению детей с шедеврами мировой архитектуры. Выставка по мотивам народных промыслов украшает пространство у мини-музея декоративно-прикладного искусства. Выставка «Окно в природу» демонстрирует умение детей рисовать природные объекты. Хотя у многих детей детские комнаты дома буквально «завалены» строительными наборами, они с удовольствием бегут на занятия по лего-конструированию. Креативные архитекторы и дизайнеры делают свои первые открытия мира творчества именно здесь. Центр развития ребенка оборудован прекрасным спортивным залом и плавательным бассейном, где под руководством профессиональных тренеров дети становятся сильными и ловкими, набираются сил. Ежегодная традиция проведения на базе Центра развития ребенка «Алые паруса» соревнований «Щукинские богатыри» и «Щурята» дает возможность родителям сделать правильный выбор для определения детей в спортивную секцию.Видя столько пытливых и счастливых детских глаз в Ресурсном центре «В таланты с малых лет», не сомневаешься в том, что наша страна стала местом развития творческих способностей людей, которые в будущем блистают на лучших сценах, работают в крупных научных центрах и побеждают на спортивных соревнованиях всех стран мира. И может быть, в минуты славы они вспомнят, что все начиналось в маленькой студии и спортивной секции, которая дала ребенку возможность в полной мере открыть те скрытые таланты, которые имеются у каждого жителя планеты Земля. Просто их нужно вовремя заметить и раскрыть, к чему и призывает вся система дошкольного образования в нашем округе. Валерий СКОБИНОВ, депутат Московской городской Думы: – В одном из своих выступлений Президент РФ Дмитрий Медведев сказал: «Школьное образование получают все, оно определяет всю последующую жизнь, поэтому проблема хорошей школы – важнейшая среди проблем национального развития». Это справедливо и в отношении образования дошкольного, ведь то, что стало основой личностного развития человека в первые шесть лет его жизни, определяет его последующие успехи в школьном образовании. Мы рассматриваем дошкольное образование как важнейшую стартовую площадку роста новых поколений граждан нашей страны – творческих, умеющих самостоятельно мыслить и поддерживать прочные основы развития государственной экономики. Именно этот подход стал два года назад основой создания совместного проекта Департамента образования Москвы и ЮНЕСКО в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы». У российской столицы и ЮНЕСКО давно сложились отношения сотрудничества, но этот проект, безусловно, – новая и интереснейшая страница в истории развития партнерства в культурном и образовательном пространстве: и с точки зрения многогранности, разнообразия аспектов работы по проекту, и с точки зрения его перспективности, ведь то, что сегодня делается в столичной системе образования в плане создания инновационной среды в дошкольных учреждениях – серьезный задел на будущее.С чем же связаны стратегические цели образования граждан в возрасте «от младенчества до школы»? В первую очередь с раскрытием задатков и способностей каждого малыша, с развитием креативности и точной системы критериев нравственности, целесообразности и гармонии во всех жизненных проявлениях, с которыми сталкивается растущий человек, и здесь невозможно переоценить значение искусства, творчества, художественно-эстетического образования дошкольников.Особенное значение приобретает здесь и проблема развития детской одаренности, необходимость создания программ поддержки талантливых ребят. Известная истина: каждый ребенок талантлив, надо только раскрыть его талант. Но как это сделать? И почему при полном понимании и согласии с этой истиной столь многие так и не нашли свой талант, не раскрылись? И как создать этот путеводный маршрут «в таланты с малых лет»? Решения тут не могут быть однозначными, но работа Ресурсного центра «В таланты с малых лет» уже сегодня дает нам варианты ответа на эти вопросы. Не важно, кем станут через 15-20 лет сегодняшние воспитанники этого детского сада. Нынче они получают главную возможность – возможность творчества в самых разнообразных вариантах в условиях разнообразной образовательной среды. Ведь цель проекта Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» не ограничивается погружением детей в художественное творчество. Задача Ресурсного центра заключается в первую очередь в том, чтобы создать в учреждении и в семье условия, стимулирующие и развивающие познавательную активность и общие интеллектуальные способности дошкольников, формирующие познавательные потребности и мотивацию детей, дающие возможность реализовывать индивидуальные познавательные интересы.Ирина БУЛАНОВА, начальник Северо-Западного окружного управления образования: – В Северо-Западном округе образовательные учреждения системно и плодотворно работают по программе «Одаренный ребенок», которая была создана коллективом авторов Учебного центра Венгера в 1995 году. Это уровневый вариант программы «Развитие», предназначенный для образовательной работы с группой одаренных детей 5-7 лет. Использование программы требует от воспитателя не только общей квалификации, но и знания психологии одаренных детей. Одаренный ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Поэтому важно, чтобы такая работа начиналась как можно раньше, в дошкольный период, когда ребенок в наибольшей степени открыт миру и постигает его во всем многообразии. В рамках совместного пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование от младенчества до школы» в Северо-Западном округе в Центре развития ребенка – детский сад №2452 «Алые паруса» был открыт городской Ресурсный центр «В таланты с малых лет». Талант – природный дар (дарования человека и способность к чему-либо), который дается каждому с рождения, заложен в каждом, поэтому основным направлением работы Ресурсного центра стала разработка педагогических технологий и программ эстетического воспитания и художественного развития детей. Интегрированные программы изобразительного, музыкального и театрального обучения способствуют развитию эстетического вкуса, формированию художественно-творческих и музыкальных способностей детей. В Центре развития ребенка – детском саду №2452 «Алые паруса» на музыкальных занятиях педагоги закладывают основы музыкальной и общей культуры ребенка, развивают у детей музыкальные способности, музыкальный вкус, создают условия для творческого самовыражения и накопления музыкальных впечатлений. Занятия театральной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, коммуникативные способности, сценические умения и навыки. Талант останется нераспознанным, если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений. Он проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее. В Ресурсном центре «В таланты с малых лет» работает творческий профессиональный молодой коллектив, команда единомышленников, преданных своей профессии, каждый делает свое дело с душой и с высокой отдачей, приобщая дошкольников к искусству как к неотъемлемой части духовной и материальной культуры. Они талантливые хореографы и режиссеры, сценаристы и музыканты, костюмеры и гримеры.В настоящее время в Ресурсном центре «В таланты с малых лет» идет активная работа по сетевому взаимодействию с дошкольными учреждениями Москвы, ставшими экспериментальными площадками. В состав Ресурсного центра входит 50 ДОУ Москвы. Ярким и востребованным для педагогов всей Москвы стал семинар-практикум, проведенный педагогами Ресурсного центра «В таланты с малых лет» по теме «Нетрадиционные технологии в работе с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию» с элементали презентации и мастер-класса. Именно здесь решались такие задачи, как накопление и систематизация передового опыта, повышение уровня профессиональных знаний педагогов, освоение новых методов и технологий обучения, обмен информацией и опытом работы.Педагоги Ресурсного центра «В таланты с малых лет» разработали методические рекомендации для родителей по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста «Увлекательный досуг с ребенком». А итогом работы Ресурсного центра станут новые педагогические программы, технологии, способствующие развитию креативности детей дошкольного возраста, материалы электронной библиотеки и методическое обеспечение педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении. Ольга МЕЛЬНИКОВА, научный руководитель Ресурсного центра «В таланты с малых лет», кандидат педагогических наук, доцент:- Идея создания Ресурсного центра «В таланты с малых лет» на базе Центра развития ребенка детского сада №2452 «Алые Паруса» не была случайной: это учреждение заявило о себе, став одним из победителей городского конкурса «Детский сад года-2006».Безусловно, проект, по которому построен детский сад, уникален: необычное здание, просторные холлы и лестницы, но самое основное достоинство учреждения – это коллектив педагогов, которые любят детей, хотят и умеют с ними работать, находятся в постоянном творческом поиске новых форм и подходов к педагогической работе.За два года работы центра организовано сетевое взаимодействие с 50 дошкольными образовательными учреждениями Москвы. Основные задачи сетевого взаимодействия – повышение уровня профессиональных знаний педагогов, практическое освоение новых методов и технологий обучения, а также обмен информацией и интересным опытом работы. В мероприятиях нашего Ресурсного центра приняли участие 4 тысячи 800 педагогов ДОУ.На основе разработанной в сетевом взаимодействии единой диагностической карты был проведен мониторинг педагогических программ и технологий художественного развития и эстетического воспитания, используемых в столичном дошкольном образовании, а также выявлен уровень художественного развития детей старшего дошкольного возраста – воспитанников Центров развития ребенка – детских садах и детских садах с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития. В мониторинге приняли участие 4359 дошкольников из 191 детского сада города Москвы. Необходимо отметить, что средние показатели по городу достаточно высоки – 77% воспитанников ДОУ находятся на высоком уровне художественного развития.Примечательно, что важной стороной многих современных программ стала реализация идей интеграции как различных видов искусства, так и видов деятельности в педагогическом процессе детского сада. Интеграция значима для формирования у детей первоначальных основ художественной культуры, развития эстетического отношения к окружающему через личностную позицию каждого ребенка, учет его интересов и склонностей. Именно этому была посвящена серия открытых выездных занятий в рамках сетевого взаимодействия по темам: «Роль интегрированных занятий в формировании творческих проявлений дошкольников, их эмоционального и социального развития», «Интегрированные занятия как условие модернизации эстетического воспитания и средство приобщения дошкольников и младших школьников к мировой художественной культуре; разработка технологий, способствующих расширению возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интереса», «Моделирование в графике, пластике, живописи. Анималистика». Итогом этой работы в помощь практикам разработано методическое пособие «Художественно-эстетическое воспитание в детском саду. Интегрированные занятия», куда вошли конспекты интегрированных занятий, сценарии театрализованных представлений, представлен опыт работы по музейной педагогике.
Комментарии