Модуль «Растим интеллектуальный потенциал России»
Основные участники:
Центр развития ребенка – детский сад №1435 (заведующая Татьяна Маркина) – проект «Формирование способностей, одаренностей и талантов», в результате будут созданы программы по развитию творческой деятельности детей дошкольного возраста (исследовательской, театрализованной и коммуникативной), необходимый набор игрового оборудования, учебно-развивающих пособий для развития интеллектуальных способностей.
Центр развития ребенка – детский сад №1754 (заведующая Маргарита Крупнова) – проект «Инновационная модель интеллектуально-игровой поддержки семьи», предполагаемые результаты – разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов и родителей, разработка, тиражирование и внедрение методик, технологий, дидактического материала детского клуба «Мыслеград» в специально организованную генеративную развивающую среду, открытие и работа интернет-форума «Диалог+» для вовлечения родителей в продуктивно-исследовательскую деятельность.
Детский сад комбинированного вида №1602 – проект «Развитие творческого (диалектического) мышления дошкольников».
О работе над проектом рассказывает заведующая Инесса Сокол.
Зачем нужно развивать интеллект детей? Казалось бы, на этот вопрос сегодня ответить очень легко: конечно, нужно, чтобы на современном уровне развития решать все более и более сложные задачи. Решать эту проблему можно по-разному, не дожидаясь школьного возраста. Уже все чаще ведется речь о том, как ускорить развитие, поэтому зачастую дошкольное детство превращается в подготовку к школе, теряет свою самоценность. Но дошкольные педагоги и психологи убеждены, что именно дошкольный возраст имеет огромную важность для всей жизни человека.
А можно ли развивать интеллект детей, но при этом искусственно не ускорять развитие, а позволить ребенку полноценно прожить именно дошкольное детство? Научное определение этому процессу дал когда-то профессор А.В.Запорожец: он противопоставил акселерации (как искусственному ускорению развития) амплификацию – обогащение тех видов деятельности, которые в данный момент доступны, увлекательны для ребенка, лежат в зоне его ближайшего развития. Поэтому мы считаем, что задача психологов и педагогов – найти те виды познавательных процессов, которые одновременно есть у ребенка, но при этом могут быть развиты, амплифицированы, то есть обогащены.
Во всех проектах нашего модуля речь идет именно об обогащении детского развития. Мы стараемся помочь детям не убежать из детства, а прожить его как можно более полно. Цель у всех участников модуля одна – научить детей думать, а пути, которыми они идут, разные. У каждого учреждения, победившего в номинации, есть свои особенности, свои научные идеи.
Наш детский сад – экспериментальная площадка, которая работает под научным руководством профессора, доктора психологических наук Николая Евгеньевича Вераксы. Основная идея нашего проекта базируется на концепции Николая Вераксы о диалектическом мышлении, на понятии творческого мышления как диалектического. Это позволяет порождать новое содержание за счет разрешения проблемно-противоречивых ситуаций. Идея состоит в том, чтобы научить детей видеть развитие и превращение в окружающем мире, самостоятельно находить решение проблемных ситуаций. Выполнение этой идеи тесно связано с другой – профессиональной позицией педагога, который работает по программе развития диалектического мышления дошкольников.
Специфика работы педагога заключается в поддержке детской инициативы, развитии дискуссии между детьми, анализе вариантов, разрешении противоречивых ситуаций.
Результатом выполнения нашего проекта будут следующие продукты:
– подготовка методических рекомендаций для занятий на развитие диалектического мышления дошкольников;
– методические рекомендации по подготовке педагогов для работы с программами по диалектическому творческому мышлению;
– создание компьютерной игры по развитию диалектического мышления;
– создание на базе детского сада системы развивающих семинаров по подготовке педагогов других образовательных учреждений по программам диалектического творческого мышления.
Комментарии