Виталий РУБЦОВ, ректор Московского городского психолого-педагогического университета: – Можно смело утверждать, что в Москве создана уникальная инновационная система психологической поддержки образования. Думаю, не случайно наш вуз вошел в пятерку вузов – победителей второго этапа нацпроекта «Образование», представивших на конкурс инновационные программы развития на ближайшие годы.
Мы рассматриваем школу прежде всего как институт социальной защиты детства. Хорошо известны те позиции, которые поставлены во главу угла модернизации современного образования. Это ЕГЭ, компетентностный подход и многое другое. Для тех, кто реально отвечает за образование, совершенно ясно, что есть задачи, которые стоят над любыми официальными позициями по отношению к реформам образования. Это обеспечение качественного уровня образования, воспитание полноценных граждан России, развитие личности детей, сохранение и укрепление здоровья школьников и, самое главное, – сохранение детства как важнейшего ресурса современного общества. Единство этих трех задач в широком смысле характеризует школу как институт социальной защиты детства, поскольку именно в таком понимании школа обеспечивает воспроизводство своих граждан, их образования здоровья и безопасности.
Ориентация на конкретного ребенка и в целом служение детству – главная задача современной школы и, по существу, – глобальная цель деятельности всей системы образования. Что означает это применительно к системе образования? С ней прежде всего связаны проблемы психологии образования. В нашем городе живут сотни тысяч детей, разных по своим психологическим, социальным, психолого-физиологическим и другим характеристикам. Это и одаренные дети, и дети с повышенной мотивацией, и способные дети, и дети, имеющие физические и психологические проблемы в развитии, и дети-инвалиды, и дети с социальными отклонениями, и дети-сироты, и дети, оставленные без попечения родителей. В Москве сегодня есть устойчивая и развивающаяся вариативная образовательная система, основанная на внедрении личностно-ориентированных педагогических технологий, достигнута высокая степень видового многообразия образовательных учреждений: детских садов, в том числе с приоритетным направлением развития различных контингентов детей, детских садов компенсирующего вида, комплексов типа «начальная школа – детский сад», гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов, коррекционно-развивающих учреждений, школ с этнокультурным компонентом, профильных и многих других.
Ориентируясь на особенности различных контингентов детей, московская система образования как главную свою задачу определила становление и поддержку саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, как перспективную ставит перед собой решение проблемы психолого-социальной и психолого-педагогической поддержки детей. Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы поддержки различных контингентов детей, исключительное значение имеет личностно-ориентированный субъектный подход к организации школьной жизни ребенка. Суть этого подхода заключается в том, чтобы при разработке и внедрении в образование различных моделей и технологий обучения, при создании программ и учебников реально учитывались закономерности развития личности ребенка, сензитивность разных возрастных периодов к становлению тех или иных психологических функций и новообразований, а также роль ведущих типов деятельности в их формировании у школьников.
Комментарии