«Ребята, прочитать любой текст можно?» – «Да, любой». – «А понять?» – «А понять – нет». Такой диалог состоялся между мной и будущими пятиклассниками в конце этого учебного года на школьном мероприятии «Субботний калейдоскоп».
Критическое мышление – это система суждений, которую применяют для анализа вещей и информации, интерпретации явлений, оценки событий, а также для последующего составления объективных выводов, поиска решений. И овладеть им нам помогают шесть шляп!
Шесть шляп – шесть разных задач, с которыми сталкиваешься в процессе решения задачи. «Синяя шляпа» выполняет функцию управления. Участники намечают ход всей работы, направляют мыслительный процесс в заданное русло, помогают поставить цели, определить стратегии обсуждения, выстраивать дискуссию, оставаться сфокусированными на задаче и улучшить шансы на достижение целей.
Как правило, в «Синей шляпе» находится координатор в течение всего занятия, но ее могут «надевать» и другие участники время от времени, чтобы структурировать совместную работу. Если работа проводится с учащимися начальных или 5‑6‑х классов, то роль этой шляпы отводится учителю. Попытаюсь описать использование приема «Шесть шляп мышления» на примере работы учеников 4‑х классов с текстом «Как рыбья кошка ловит рыбу».
«Белая шляпа» работала с фактическим материалом. Группа находила в тексте ту информацию, которая не подвергается сомнению: даты, названия, географические наименования. На этом этапе обсуждаются, обобщаются детали события, предмета, объекта изучения и относящиеся к нему вопросы.
Например:
1) «Кошка-рыболов живет на болотах, озерах и реках Юго-Восточной Азии»;
2) «Когти у нее втягиваются не до конца, что помогает в охоте на водную живность…»
«Красная шляпа» делилась эмоциями, впечатлениями, полученными от того, что узнали, от того, какое разрешение проблема получила в тексте. Высказывания построены на интуиции, предчувствиях. «Красная шляпа» применяется также для эстетической оценки дизайна конкретного предмета, поступка, ситуации.
Например:
1) «Очень удивило, что есть породы кошек, которые не боятся воды»;
2) «Интересно было читать про то, как рыбья кошка охотится».
«Черная шляпа» позволяет почувствовать себя критиками. Группа выявляет возможные препятствия, риски, опасности, проблемы и несовпадения.
Например:
1) «Если кошка ловит любую живность, которую может поймать в воде или на берегу, – от улиток и крабов до мелких зверей и птиц, – почему тогда ее называют именно рыбьей?»;
2) «Почему кошка-рыболов остается плохо изученным видом животных, ведь для наблюдения за ними установлены камеры».
«Зеленая шляпа» отвечает за креативность, поиск необычных творческих идей и провокационных решений. Целесообразно выслушивать представителей «Зеленой шляпы» после «Черной» для поиска путей преодоления обозначенных трудностей, решения противоречий. Выступление «Зеленой шляпы» может принимать различные формы.
Например:
1) «Можно изучить некоторые повадки кошки-рыболова, если ее приручить»;
2) «На кошку-рыболова можно надеть ошейник с водонепроницаемой камерой, чтобы лучше узнать, как она охотится».
«Желтая шляпа» выражает оптимистичность. Задача группы – выявить какие-то преимущества, связанные с рассматриваемым вопросом. Этот режим мышления противоположен «Черной шляпе» и направлен на поиск аргументов в пользу чего-либо. Результатом такого анализа могут быть найденные преимущества, позитивные ожидания.
Например: «Если бы и другие кошки не боялись воды и умели плавать, то у них появился бы еще один источник питания».
Метод «Шесть шляп мышления» – это лишь один из способов развития критического мышления, которое так необходимо нашим детям. Работа по его формированию должна вестись систематически и разнопланово.
Ирина КАШЕНКИНА, учитель русского языка и литературы школы №1207
Комментарии