Наверное, каждому из нас встречались в жизни люди-кометы, которые оставляли после себя след. Их имен и фамилий можно не помнить (да, такое случается по прошествии многих лет), но всегда будет абсолютно точным то, что встречи с этими людьми отразились на нашей судьбе. Учитель математики гимназии №1 имени С.С.Каримовой города Нерюнгри Ирина Владимировна Гончарова считает, что подобный судьбоносный момент произошел у нее в 6‑м классе, когда в кабинет вошла преподавательница той же дисциплины и начала урок. И такой она девочке показалась молодой, яркой, талантливой, что захотелось стать похожей на нее.
Правда, как вспоминает Ирина Владимировна, длилось радостное общение класса с педагогом недолго: молодой специалист ушла в декретный отпуск, а с ней отодвинулось на задний план желание девочки быть учителем математики. Да, потом в ее жизни были другие педагоги, и училась юная Ира в физико-математическом классе, однако такого зажигательного задора, такого острого желания подражать учителю у нее больше не возникало. Мало того, по математике, которую девочка любила и понимала, у нее никогда не было отличной оценки. Ну скупились на пятерки учителя, скупились! И при этом выпускница Ирина сдала ЕГЭ по математике на максимальный балл, с легкостью поступив затем в Нерюнгринский филиал Технического института Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова (ныне СВФУ имени М.К.Аммосова). Помня о детском интересе, девушка профильным направлением выбрала математику, только с экономическим уклоном.
В годы ее обучения молодежь больше стремилась к офисным специальностям, нежели педагогическим, и Ирине Владимировне, как и многим студенткам, нравились деловой офисный стиль, соответствующий дресс-код, статусность профессии финансиста и т. д. Также играло роль то, что девушка проживала в промышленном регионе и вероятность устроиться на работу в фирму была высока. Что, собственно, и произошло по окончании обучения в вузе. Ирина Владимировна пришла работать в офис. Задержалась там на год и почувствовала, как медленно, но верно на место эйфории приходит печаль. Действительность состояла из постоянного заполнения документов, из невозможности выйти за рамки, из рутины. Еще чуть-чуть, и героиня нашего очерка просто захлебнулась бы в этом монотонном бумажном потоке.
Именно поэтому телефонный звонок от директора гимназии, в которой сейчас педагог работает, стал для Ирины Владимировны настоящим спасением. Школе требовался учитель математики. Любопытно, что первый вопрос, который задали потенциальному работнику, прозвучал так: знает ли она дисциплину, которую собирается вести? Ирину Владимировну это, конечно, немного смутило. Понятное дело, что педагогического фундамента у нее не было, однако предметным она, без сомнения, обладала. И главное, что Ирина Владимировна тогда открыла в себе, – это желание и умение чувствовать настроение детей. Ей как будто что-то подсказывало, какая сегодня атмосфера в классе, как, исходя из этого, выстроить урок, как зацепить новой темой каждого. Это природное чутье помогло ей развиваться в методическом плане, расти профессионально. Кроме курсов, семинаров, конференций, как признается Ирина Владимировна, ей также очень помогло общение с коллегой Юлией Васильевной Самсоновой, взявшей на себя функции опытного наставника. Их профессиональному тандему уже более 10 лет, и в конкурсном движении Ирина Владимировна тоже оказалась благодаря поддержке Юлии Васильевны.
Возможно, потому что рядом всегда был такой замечательный наставник и друг, Ирине Владимировне не страшно было приходить на свои первые уроки. Ей достались пятый класс и классное руководство, со своими первыми учениками она дошла до 11-го класса. До сих пор у педагога и ее повзрослевшего класса сохраняются очень теплые отношения. Ирина Владимировна считает ребят родными людьми. Бывшие ученики, приезжая в родной город, первым делом заходят в школу, звонят постоянно, поддерживают на конкурсах.
– Я с ними сама росла, – улыбается Ирина Владимировна. – Старалась дать ребятам математику без зубрежки, чтобы понимали ее глубже, чтобы могли увидеть предмет вокруг себя.
– И справлялись с этой сложной задачей – мотивировать на изучение математики?
– Видите ли, большинство детей, переходящих в пятый класс из начальной школы, и так мотивированы на изучение математики. Они слушают учителя с открытым ртом, а моя задача – сохранить этот интерес. Нужно заметить, что в 5-6-м классах задачи по математике очень сухие. Это скорее набор формальных вычислительных моментов, и поэтому учеников в таком возрасте можно увлекать темой, ориентацией на интересы детей, формой проведения урока. Например, я провожу уроки-игры. Беру начало какой-либо компьютерной игры и в зависимости от темы урока ввожу инструментарий. Если, скажем, это комбинаторика, то мы составляем дерево вариантов, определяем, сколько образов можно составить. Если вычислительные задания, то образ можно купить. Я очень рада, что в составлении заданий мне помогают собственные дети. По крайней мере, я знаю, какие игры ребятам интересны, в какие они играют. При этом, конечно, нужно помнить, что в подростковом возрасте внешняя мотивация у ребят переходит во внутреннюю, и, когда появляется более глубокий интерес к предмету, дети уже сами придумывают игры для других моих учеников, становятся помощниками. Безусловно, мы играем не на каждом уроке, однако мои воспитанники знают, что на занятии их точно ждет какой-то сюрприз. Это интригует и мотивирует. Плюс каждый квест как способ проверки решения задачи включает в себя определенный воспитательный аспект. К примеру, в рамках игры нужно найти, скажем, ящик. В прошлом году на коробке было написано «12.04.1961». Ребята вспомнили, что это дата полета в космос Юрия Гагарина. Также было число «1940». Относительно него у детей возникало много предположений, даже такое забавное, что это цифры моей зарплаты, но на самом деле оказалось, что примерно столько минут в месяц современный ребенок проводит за телефоном. Мне было приятно, что многие ребята впоследствии задумались о том, что время – это удивительный феномен, оно очень важно для нас, и крайне значимо то, как мы его используем. И конечно, для меня как для учителя все-таки главное – прояснить момент непонимания темы урока. Если мы пропустим какое-то звено, то не сможем двигаться дальше.
Сейчас Ирине Владимировне кажется, что офисная работа была в другой, не ее реальности, хотя проблемы устроиться в какую-либо фирму у нее, конечно, не возникнет. Но героиня нашего очерка даже не рассматривает тему возвращения в офис. Ей нравится работать с детьми, нравится понимать, что каждый учитель, и она в том числе, вносит неоценимый вклад в будущее общества и страны. Потому что будущее – это дети, которые учатся творчески мыслить, хотят многого добиться.
Она, когда беседует с ребятами, часто задается вопросами, для чего это делает, чего хочет от детей, для чего проводит урок. Ирина Владимировна считает, что у учителя всегда должны быть ответы на эти вопросы. Если отвечаешь, чтобы дать материал, показать, что такое корень, предел, то это будет не урок. Если не видишь связей с окружающим миром, то зачем все это? Главный вопрос, который должен рождаться у детей во время или после урока: почему? Вспыхнула искра удивления, и в ребенке может проснуться исследователь.
Ирина Владимировна как-то услышала от учеников, что заменить ее сложно. Это согрело и тронуло. И особенно радостной для нее стала новость о том, что трое учеников из прошлого выпуска получают педагогическую специальность и собираются стать учителями математики. Ребята часто звонят, просят совета, поддержки, видят в Ирине Владимировне наставника.
– Вот и вы стали для кого-то примером…
– Это очень почетно и ответственно, тем более что дети никогда этого не скрывают. Когда ребята поступили в вуз, они так и сказали: «Будем, как вы, Ирина Владимировна». И теперь я с нетерпением жду, когда они закончат учебу и начнут педагогическую деятельность, и при этом говорю, что нельзя стоять на месте, нужно постоянно развиваться. Я сама чувствую, какой колоссальный рост за эти годы произошел во мне. А финал конкурса, который проходил в Ростове-на-Дону, вообще перевернул все внутри. Я так напиталась идеями, технологиями, общением с коллегами, что помнить об этом буду долгие годы!
– Надеетесь ли вы, что ваши выпускники уже в качестве молодых специалистов вернутся обратно в регион, в родную школу?
– Мы живем на юге Якутии, и хотя у нас небольшой город, но есть вся инфраструктура. Конечно, существуют отдаленные районы, но, думаю, туда приедут трудиться педагоги, обучающиеся в рамках целевого набора. Без сомнения, коллектив нашей школы был бы счастлив, если бы наши дети вернулись работать учителями, но выбор всегда за ними. Никого невозможно заставить насильно.
Между прочим, старшая дочка Ирины Владимировны учится в той же школе, где работает мама, и, как с гордостью говорит героиня нашего очерка, девочка трепетно относится к профессии учителя. Хотя учительским детям в школе, безусловно, сложнее, чем другим ребятам. Они всегда находятся под пристальным вниманием. Но Ирина Владимировна подчеркивает, что ни по отношению к ученикам, ни по отношению к родному ребенку никогда не делает акцента на оценках. На ее взгляд, оценка вообще явление субъективное. Она согласна с высказыванием коллеги из Москвы, учителя русского языка и литературы школы №1520 имени Капцовых, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года»-2021 Артема Барата, который заметил, что если ребенка оценивать по количеству ошибок, то нужно ставить двойку учителю. Если уж оценивать, то все, в том числе и эмоциональное состояние ученика.
Состояние неуспеха не позволит ребенку развиваться дальше, считает Ирина Владимировна. Ученику проще согласиться с поставленным на нем клеймом. У нее была ситуация, когда на учениках висел ярлык – гуманитарии. И дети признались, что им об этом сказали педагоги, и они в это поверили.
– Но ведь наш мозг – уникальная данность! – восклицает Ирина Владимировна. – Его можно и должно тренировать как математикой, так и литературой. Прокачивать постоянно. Поэтому нельзя ни на кого вешать ярлык. Есть гуманитарии, которые прекрасно разбираются в законах физики и в химических формулах, и есть технари, которые достигли серьезных высот в искусстве, литературе.
Возможно, эта позиция близка Ирине Владимировне, потому что она тоже являет собой пример разнопланового человека. Например, в свободное от работы время занимается дизайном и оформлением мероприятий – свадеб, детских праздников. Ей нравится собирать цветовые композиции, украшать зал. В этом приятном глазу занятии ей помогают обе дочери, и каждое лето порядка 10 свадеб оформляются изящными женскими руками семьи Гончаровых.
И что любопытно, Ирина Владимировна уверена, что потребность приносить эстетическую радость людям родилась в ней вместе с педагогикой. Возможность творчества, которую дает школа, расширяет горизонты, открывает новые способности, позволяет мечтать.
Позволяет мечтать и дорога. Ирина Владимировна любит водить автомобиль. Благо дороги в регионе, да и в стране длинные. Едешь и мечтаешь. Нет, она не гонщица, просто уверенный водитель, и продолжительное путешествие на колесах насчитывает около шести тысяч километров. Но это, конечно, не предел. Ведь школа расширяет горизонты, не правда ли? Единственное, для чего не требуется расширения (и она в этом убеждена), так это для осознания того, что никем другим, кроме как учителем, Ирина Владимировна себя не видит.
Комментарии