search
main
0

Все дело в «Доверии»

Сложность и взаимозависимость конфликтов, разразившихся в регионах Северного Кавказа и Юга России в 90-е годы, появление в России не только беженцев и вынужденных переселенцев, а далее и большого количества мигрантов требуют всеобъемлющего внимания в решении проблем этих людей. Особой категорией среди них являются дети.

Социально-психологическая адаптация и аккультурация детей-беженцев, перенесших психотравмирующее воздействие факторов войны, детей и молодежи из семей мигрантов – проблема актуальная.

Основной целью проекта «Образовательная адаптация детей и молодежи – мигрантов» было научить учителей, школьных психологов и специалистов по профессиональной ориентации учащихся помогать таким детям преодолевать неуверенность, страх, тревожность, агрессивность и повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно развивать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению. Это необходимо для того, чтобы обеспечить данную категорию детей психологическими средствами, позволяющими им более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ними проблемы.

Инновационным в проекте является комплексный подход к оказанию образовательной и психолого-педагогической поддержки детям из семей мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, их родителям со стороны учителей, работающих с данной категорией детей.

Примером может служить ситуация, которая возникла в поселке Заводский, куда в начале 90-х переселились жители Южной Осетии и Грузии. Здесь в 31-й и 34-й школах обучались их дети. Эти дети попали в ситуацию фрустрации. Иногда сверстники не принимали их в свой коллектив, относясь к ним предвзято или враждебно. Реакция со стороны детей из семей беженцев была разная. Одни старались защитить свое «Я». Другие требовали или искали помощи и защиты от ближайшего окружения. Третьи сами разрешали ситуацию, но неадекватными способами, проявляя агрессию либо впадая в депрессию, замыкаясь, отказываясь от общения. Специалисты центра «Доверие» проводят с учащимися старших классов комплексную работу, включают в нее местное сообщество и самих детей из числа коренного населения, чтобы культура детей из семей беженцев стала более понятной, чтобы возник диалог между представителями разных культур.

Данные вопросы обсуждались участниками проекта на семинарах и на итоговых «круглых столах», вызывая большой интерес и желание разобраться.

Для населения Республики Северная Осетия – Алания и для жителей города Владикавказа проект имел большое социальное значение. В центре «Доверие» и сегодня получают квалифицированную психолого-педагогическую помощь дети, родители, которым помогают осознать свои ценности и установить приоритеты, стать более терпеливыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Их учат простым жизненным мудростям и ценностям:

что не нужно бояться ситуации, в которой они оказались. Ее нужно и можно анализировать;

что взаимоотношения между людьми – это большая ценность, и нужно и можно научиться умению поддерживать их, не доводя до конфликта;

что совсем не обязательно ожидать от других то, что они прочтут твои мысли, можно и нужно говорить им о том, что ты хочешь, чувствуешь, думаешь.

Важнейшим фокусом работы данного проекта было восстановление отношений внутри группы детей, с учителями, с родителями, с обществом, а также восстановление чувства собственного достоинства.

По материалам Тамары АВСАРАГОВОЙ, директора центра диагностики и консультирования «Доверие», Владикавказ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте