«А у меня была математичка – мрак!», «А у нас физик был вообще отмороженный!», «А наш трудовик такой упоротый!». Странно, однако такие истории в социальных сетях пользуются огромной популярностью. И не в последнюю очередь способствуют формированию в обществе устойчивого отношения к школе и педагогам как к разрушительно-карательным инструментам и механизмам. После чего многие родители приходят к стойкому убеждению: что бы ни случилось, виноваты не их дети, а педагоги.
Впрочем, как говорится, нет дыма без огня. И очень жаль, что это далеко не всегда тот огонь, который призван зажигать сердца и вызывать блеск в глазах.
В основе подавляющего большинства историй про «школьные годы ужасные» – чувство несправедливости. По отношению либо к себе, либо к другим. И источником этой несправедливости часто является педагог – тот самый взрослый, который призван расставлять точки над i, разводить враждующие стороны, разрешать споры и пр. Но на деле этого не делает, а сам является источником конфликтов:
«Я работу написал сам, а учитель мне не поверил, сказал, что я наверняка все списал! И поставил мне двойку. За что?!»
«Меня почему-то химичка с самого начала невзлюбила, спрашивала на каждом уроке, докапывалась до мелочей и снижала оценку за любую заминку».
«Учительница объяснила новую тему и спросила, кому что непонятно. Я сказал, что не понял ничего. А она начала орать, мол, она же все подробно разжевала, чего же тут непонятного-то?!»
И так далее, и тому подобное. В большинстве случаев речь идет о том, что есть некие правила игры, нормы поведения, которые знают все, но почему-то педагог считает себя вправе их нарушать. Нельзя оскорблять друг друга, унижать, предвзято относиться. А он оскорбляет и унижает. Разве же это справедливо?
Правда, в ряде случаев на поверку оказывается, что ученики тоже, мягко говоря, не ангелы. И представления о справедливости у них тоже довольно специфические:
«Я не сделал домашнее задание. И на перемене переписал его у своей одноклассницы. А учитель собрал тетради и поставил мне за него «3», а ей – «4». Почему, ведь надо было обоим ставить что-то одно – либо «3», либо «4», ведь у нас же одинаковые работы!»
«Этот козел историк отнял у меня телефон, когда я на уроке писал эсэмэс под партой. Какое он право имеет, это моя частная собственность! Я же никому не мешал!»
«Он вместо двойки поставил мне точку и сказал, что в следующий раз, если не пересдам, поставит то, что заслужил. Я пытался пересдать, но он все равно мне пару влепил. Да, я все равно не решил ничего, но ведь пытался же!»
Обида на своего учителя часто основана на том, что от него ждут гуманного и уважительного отношения к себе, а получают что-то совсем другое. При этом дети нередко пребывают в святой убежденности, что они сами ведут себя по отношению к педагогам гуманно и уважительно, а вот те к ним – совсем наоборот. И вполне может быть так, что в классе всю «малину» портят пара-тройка учеников, они-то и доводят педагога, а тот срывается на остальных, и достается всем. Несправедливо? Да, конечно. Но…
И вот тут дело в этом самом «но». Потому что можно долго утверждать, дескать, учитель тоже человек, он имеет право на эмоции, в том числе негативные, однако при этом всегда надо помнить: педагог не только дает знания, но и показывает пример, как надо разговаривать с людьми, как вести себя в конфликтной ситуации, как поддержать, не приблизив, и осудить, не унизив.
А на деле получается пример со знаком минус: «Вот у меня была преподавательница, ну такая… Я никогда не буду такой и постараюсь своих детей защитить от им подобных!»
Хотя возможны и куда более печальные выводы: «Наш ботаник мог и послать, если его достанут, и по затылку дать. А что, по-моему, правильно, если человек другого языка не понимает».
Но разве есть в природе учителя, которые представляют собой один сплошной негативный пример? Нет. Уверен: любой из самых непопулярных педагогов тем не менее пытался донести до детей что-то хорошее. Просто они запомнили только то, что сильнее всего их травмировало и не было компенсировано чем-то другим, позитивным.
Значит ли это, что очень хороший преподаватель, который способен научить своему предмету любого школьника, имеет право на какой-либо морально-нравственный изъян (например, любит едко высмеивать большеглазых, озорных, черных, рыжих и льняных)? Нет, любые корреляции тут неуместны. Просто стремление к лучшему, доброму, высокому по определению приближает тебя к свету, даже если ты чего-то не знаешь, не следишь за собой или шепелявишь. И если потом, спустя долгие годы, люди начнут вспоминать тебя добрым словом, несмотря на то что был ты неряшливым, дерганым, обидчивым, крикливым и каким угодно еще, это все-таки благодаря хорошему, а не вопреки плохому.
Я вот тоже вспоминаю свою учительницу русского и литературы. Как же она на нас орала!.. Какие выволочки устраивала всему классу и любому провинившемуся в отдельности! На какие личности переходила, каждый раз намекая, что наличие у тебя папы – председателя сельсовета или мамы-директора не дает тебе права плохо себя вести! И при всем при этом мы понимали, что за дело, пусть и с перебором. Ни одной разборки на ровном месте не было, только за конкретные провинности. Зато какие уроки она давала по Есенину или Некрасову! С каким вдохновением читала нам Твардовского! И как искренне стремилась научить нас работать с текстом, писать сочинения, приобщить к художественной литературе! А что до криков… Да, согласен, в идеале это должно было выглядеть совсем иначе, без истерик. Однако сейчас я почему-то об этом вспоминаю гораздо меньше, потому что в большей степени благодарен ей за хорошее знание предмета, любовь к книгам, умение излагать свои мысли и, как ни странно, формирование положительного образа учителя.
Брал ли я с нее пример, когда сам начинал работать в школе? Признаюсь, во мне боролись два желания: с одной стороны, быть таким же убежденным педагогом, как она, в лучших проявлениях, а с другой – не быть оголтелым преподом, который готов унизить любого, кто не учится сам и мешает учиться другим.
Так почему же в сетях такой популярностью пользуются именно негативные воспоминания об учителях, а позитивных (кои, безусловно, тоже есть) на порядок меньше и их тиражируют вовсе не так охотно? Что-то мне подсказывает, что причина здесь кроется в человеческой природе. Подчеркивая свои достоинства и рассказывая о достижениях, люди, как правило, любят приписывать все это себе, зато недостатки и упущения склонны объяснять наличием плохих учителей. Я матерюсь, распускаю руки, люблю выпить и могу накричать на подчиненных, размазав их по офису? Ну так у меня же были примеры для подражания. Правда, я мог взять у них что-то хорошее. А взял плохое. Но виноваты все равно они…
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии