Подводя итоги конкурса в области «Искусство», хочется сказать, что все участники заслуживают большого уважения за пропаганду своего предмета в системе школьного образования и воспитания. Номинация «Сценарий урока» вызвала наибольший интерес у конкурсантов.
Некоторые примеры разработок:
Ирина Косинцева, учитель изо, МХК школы №13 города Златоуста, поселок Центральный, предложила сценарий урока-панорамы «Русская деревня: жизнь, быт, традиции». Ирина Владимировна затрагивает проблемы вымирания деревень, которые ежегодно исчезают с географической карты. А ведь они являются маленькими островками культуры, малой родиной. Как жить без Родины? Какие культурные ценности может сохранить наше поколение? Эти вопросы пытается решить учитель и на уроке, и во внеклассной работе. Представлен исследовательский материал «Край, в котором мы живем», подготовленный школьными краеведами, проекты учеников «Деревня», экспонаты школьного музея. Бережное отношение к тому, что создано и создается руками детей, объединено девизом музея «Все, что делаем, храним!». Краеведческая группа «Фольклор» делится своими изысканиями со взрослыми и детьми, выступая со своими исследованиями «Фольклор Урала», «Сказка об уральской росписи». Таким образом, урок перерастает в систему творческого поиска учеников.
Лидия Кондратьева, воспитатель волчихинского детского сада №2, с. Волчиха Алтайского края, представляет разработки занятий «Путешествие в волшебный лес», «Нетрадиционное рисование», «Закружилась осень золотая», «Игры на занятиях» и т.д., помогающие не только развивать детей с раннего возраста, но и воспитывать у них любовь к Родине.
Татьяна Сосова, учитель изо и черчения школы №14 города Копейска Челябинской области, предлагает материал «Древние корни народного искусства – праздничная народная одежда». Костюм рассматривается автором как символ народа, страны.
Оксана Александрова, учитель школы №6 города Копейска Челябинской области, предлагает пятиклассникам на уроке «Уральские самоцветы» стать мастерами ювелирных украшений. В технике «монотипия» создаются неповторимые узоры, передающие фактуру камня, а дальнейшая разработка помогает создавать ювелирные украшения.
Галина Погорелова, учитель изо лицея №3 Волгограда, представила разработку для классного часа «Человек есть то, что он ест», цель которой – пропаганда здорового образа жизни.
Галина Бондарева, педагог дополнительного образования Центра детского творчества города Надым, по программе «Мастерим игрушку» разработала урок «Конструирование поделок в технике бумажной пластики «Северные зарисовки». Учитель приобщает детей к традициям коренных жителей края. Дети создают фигуры людей в национальных костюмах и оленей в технике бумажной пластики.
Евгений Симаков, учитель изо средней школы №6 города Амурска Хабаровского края, представил разработки сценариев уроков.
Тема 1. «Сопереживание – великая тема искусства» (5-й класс). Развивая навыки определения средств художественной выразительности, творческого мышления и способности оценивать художественное произведение, учитель тонко подводит ребят к пониманию чувства сострадания, сопереживания героям художественных произведений. Анализируя картину В.Перова «Тройка», учитель предлагает ребятам слушать стихи, музыку («Плач детей» Н.Некрасова, токката и фуга ре-минор И.С.Баха). В заключение дети, эмоционально подготовленные, выполняют рисунок, сравнивая его с «Тройкой» и анализируя свои работы.
Тема 2. «Что такое дизайн? Дом. Квартира. Интерьер». Урок проводится совместно с учителем английского языка. Учитель рассказывает об искусстве дизайна, его законах. Детей постепенно подводят к понятию «проект». Учитель размышляет о проекте-мечте, выступая в роли дизайнера, вслух размышляет о дизайнерских преобразованиях в интерьере своего кабинета, изобретает окружающую среду. Детям предлагается осуществить свои проекты по собственным зарисовкам и представить их на английском языке. В ходе работы учитель изо корректирует работу в группах, а учитель английского задает вопросы. Защита проектов проходит на английском языке. Итог урока – выставка «Мы дизайнеры». В обеих разработках обращает на себя внимание активная роль учеников в процессе работы, учитель ненавязчиво предлагает новый материал и мудро режиссирует работу детей.
Номинация «Материалы к уроку»
Ева Магдалинова, гимназия №4 Великого Новгорода, представляет пособие «Изучение валдайской росписи на уроках декоративно-прикладного искусства в 6-м классе». Предлагается система уроков, позволяющая в доступной форме раскрыть перед детьми мир народной росписи Новгородчины.
Ирина Серикова, учитель изо, МХК, черчения СОШ №168 Екатеринбурга. Тема – «От слова к рисунку и букве». Учитель для развития визуального мышления предлагает изучение пиктограмм – стилизованных и легкоузнаваемых графических изображений, используемых в качестве символов. Ученики выполняют серию заданий – «Какую информацию о школе тебе хотелось бы передать людям, впервые пришедшим в здание школы?», «Придумайте школьный знак, символ, придерживаясь принципов пиктограммы – ассоциативность, доступность, эстетичность, оригинальность». Перед заданием учитель дает интересную, тщательно разработанную информацию.
Номинация «Технологии и методики преподавания»
Нина Сайкина, средняя школа №71 Уфы, представляет программу «Основы монументального искусства». Педагог рассматривает изучение монументального и декоративно-прикладного искусства в тесной взаимосвязи с дизайнерской деятельностью. В результате возникло целое направление, которое позволяет ученикам активно преобразовывать архитектурное пространство школы. Изучая основы стилевого единства в композиции, ребята в изостудии «Ключ» приступают к выполнению росписи, мозаичных панно в школе, создавая школьную среду. При этом выявляются способности детей к дизайнерскому творчеству, формируется умение детей работать в коллективе. Формирование предметной среды помогает изучению элементов дизайна, это важное направление в предпрофильной подготовке.
Рамзия Хайрварина, преподаватель педагогического колледжа, город Белебей, Республика Башкортостан, размышляет о нравственном воспитании, основанном на духовном просвещении подрастающего поколения во время изучения мировой художественной культуры.
Номинация «Организация внеклассной работы по предметам»
Диана Складанная, учитель изо и черчения ханымейской средней школы №3, поселок Ханымей, Ямало-Ненецкий АО, разработала методическое пособие «Динамическая кукла». Представляет интерес процесс превращения традиционной самодельной игрушки в инструмент для создания спектаклей, динамических декораций к сказкам и др. Дети могут показать свои творческие возможности, создавая самостоятельно или вместе с семьей и друзьями персонажи своих историй. Ценность работы – многофункциональность приемов работы с куклой.
Инна Аксенова, учитель изо и черчения средней школы №86 Краснодара. Тема «Городецкая роспись», 5-й класс. Дается глубокий анализ этого направления в традиционном народном искусстве, четко разработана технология росписи. Беседы о росписи сочетаются с практической работой учеников. Интересный прием: после выполнения изделий устраивается ярмарка, где дети демонстрируют свои знания в этой области. Продавец должен расхваливать свой товар, рассказывая при этом о городецкой росписи. Покупатель сомневается в подлинности вещи и задает продавцу вопросы. Самый красноречивый продавец и самый знающий покупатель награждаются изделиями с ярмарки.
Подводя итоги конкурса, хочется напомнить, что особо ценятся новые, пусть даже маленькие, личные находки учителя. К сожалению, встречаются фундаментальные, четко проработанные исследования, которые только повторяют уже созданные до них работы. Часто это связано с искренним незнанием развития современных технологий в той или иной области, может быть, это вызвано отсутствием возможности изучать новинки литературы. Но кто ищет, тот обязательно найдет и единомышленников, и соответствующие исследования.
В этом году, к сожалению, мало представлено творческих работ самих учеников, а ведь это самое ценное на любом уроке. Не стоит заменять иллюстрации, которые выполняют дети, рисунками педагога.
Конкурс «Сто друзей» еще раз показал, что повсюду, во всех уголках нашей страны, есть интересные учителя, которые любят свой предмет, ищут новые пути в развитии педагогических технологий, создают интересные уроки, события. Поделиться своими открытиями друг с другом, поучиться друг у друга – вот самое главное в конкурсе «Сто друзей». Мы рады, что некоторые авторы уже не первый раз участвуют в конкурсе и их мастерство с каждым годом повышается. Дебютантов искренне поздравляем с интересными и содержательными разработками.
Всем участникам конкурса желаю счастливого Нового года и новых творческих успехов.
Наталия БОГДАНОВА, учитель изобразительного искусства московской 807-й средней школы, заслуженный учитель РФ
Комментарии