search
main
0

Все четыре океана

За плечами Василия Георгиевича Кондакова немало многомесячных боевых служб (только в Индийском океане – три), дальних походов в железном чреве атомохода под многометровыми толщами воды. Прошел все четыре океана нашей планеты. Так что знает службу подводника, как говорится, от и до. На таких людях, пожалуй, и держатся сегодня наши Вооруженные Силы. И флот Российский, переживший за последние годы не самые лучшие в своей истории времена, благодаря таким людям все же сохранил свою боевую готовность. Ныне контр-адмирал Кондаков – начальник Учебного Центра ВМФ имени Л.Г. Осипенко.

Кондаков родился в Волгоградской области в семье учителей. Романтика дальних странствий звала паренька, знавшего о службе флотской лишь из книг да кинофильмов, к покорению необъятных морских просторов. И ни разу своей юношеской мечте он за годы службы не изменил.
“Решил и поехал!” – так Кондаков отвечает на вопрос, почему принял решение связать свою жизнь с флотом. В этих словах он весь – настойчивый, целеустремленный, готовый выполнить задачу, не смотря ни на какие преграды. В 1971-м, сразу после школы, которую окончил почти круглым отличником – с одной четверкой, поступил в Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова. Уже там “загорелся” – только на подводный флот! Через пять лет – распределение на Тихоокеанский флот. Сначала на береговую должность, но спустя восемь месяцев – первая в его жизни подлодка. Начинал на субмарине инженером БЧ-2 (боевой части).
Рассказывая о первых отцах-командирах, Василий Георгиевич не жалеет добрых слов. Михаил Бобрушка, Григорий Щербатюк, Юрий Авдейчик – о каждом из них, с кем были связаны первые годы офицерской службы, Кондаков вспоминает с теплотой и благодарностью: “учили разбираться и в технике, и в людях”. Но определяющую роль, по его словам, сыграл капитан 1 ранга Анатолий Чернышев. Четыре командира боевых частей субмарины, которой тот командовал, в том числе и Кондаков, пошли по командной линии.
В 1983-м, после Высших офицерских классов, стал старпомом на третьей в его биографии лодке, и первой, где через два года занял командирское кресло. Настал тот день, когда вся полнота ответственности за корабль легла на его командирские плечи.
А что главное в деятельности командира? Кондаков отвечает: высокая боеготовность корабля. И любой командир подлодки должен понимать – это не рубеж, на который достаточно выйти однажды. Стоит командиру даже незначительно ослабить внимание к любому элементу боеготовности, как это неминуемо повлечет за собой снижение ее уровня в целом. Постоянная боевая готовность корабля – это длительный и упорный труд всего экипажа, а нарушена она может быть в результате единичной небрежности.
В одном из учебников по тактике ВМФ, по которому обучаются будущие адмиралы, говорится: “Высокая боевая готовность корабля предусматривает такое состояние его экипажа, оружия и техники, при котором корабль способен в установленный короткий срок организованно вступить в бой и в самых сложных условиях выполнить возложенные на него боевые задачи”.
Так что, главное для командира – чтобы экипаж и корабль были в любой момент готовыми к бою. Действовать правильно и быстро при встрече с неожиданностями, при молниеносном переключении с одного вида боевой деятельности на другой, и успешно выполнить любое решение командира. При этом не забывать старинные флотские правила: “Выходишь на сутки, готовься на месяц”, “Как ни хороша погода и ее прогноз, готовь корабль к плаванию в штормовых условиях”. А боевая стойкость экипажа немыслима без личного и коллективного умения бороться за живучесть и хорошо отработанной взаимозаменяемости. Не может быть боевой стойкости без морально-психологической устойчивости каждого воина в отдельности и всего экипажа в целом. Этому Кондаков учил своих подчиненных и когда был командиром субмарины, и когда после Военно-морской академии и Академии Генерального штаба возглавлял дивизию подводных лодок. Этому учит и нынешнее поколение подводников, прибывающих для переподготовки в возглавляемый им Учебный Центр ВМФ.
– Вот послушайте, что писал Леонид Соболев в годы Великой Отечественной войны – Василий Георгиевич перелистывает книгу, лежащую на его рабочем столе. – “Стойкость означает способность отдельного воина сохранять волю к победе до последнего вздоха, несмотря на перевес сил врага, несмотря на кажущуюся или действительную безвыходность положения. Стойкость в морском бою, где трудно провести грань между обороной и наступлением, выражается в стремлении вести бой так, чтобы нанести кораблю противника удар, несмотря на потери в людях, несмотря на пробоины, на пожары, на выход из строя оружия. Корабль, потерявший стойкость сопротивления, превращается в беззащитную мишень. Наоборот, корабль, огрызающийся до последнего момента, может и при превосходстве противника не только сохранить себя на воде, но и одержать победу”.
О том, что подводников обучают военному делу настоящим образом, свидетельствует и тот факт, что подавляющее большинство преподавателей не один десяток лет прослужили на подводных лодках. И теперь они передают свой опыт сегодняшним покорителям глубин. В Обнинске, где уже более сорока лет дислоцируется Учебный Центр, у местных жителей люди во флотской форме пользуются почетом и уважением. Ни одно городское мероприятие не проходит без участия представителей Центра.
Частые гости подводники и в местных школах. Встречаются с ребятами, рассказывают о своей службе. А в одной из них уже 3 года существуют морские кадетские классы. Конкурс туда поболее, чем в иные престижные московские вузы.
Вот еще один штрих. Самый популярный художественный коллектив в городе – оркестр Центра, который возглавляет майор Сергей Калентьев. А самые популярные музыкальные произведения – о флоте. Впрочем, ничего удивительного в этом, наверное, нет. Ведь Обнинск по праву можно считать своеобразной столицей подводного флота России. С недавнего времени на Северном флоте появилась одноименная подводная лодка. Шефствует над экипажем этой субмарины вся Калужская область. Ну, а в самом городе за последние несколько лет побывали представители руководства городов, краев и областей чуть ли не половины России. К своим, подшефным морякам приезжали. Причем не с пустыми руками. Экипажам “Омска”, “Белгорода”, других лодок, проходивших здесь обучение, гостинцы поставлялись целыми “КамАЗами”.
“Не может быть великой России без великого флота. Это ведь понимают и мэры, губернаторы”, – говорил в беседе со мной контр-адмирал Кондаков.

Андрей ГАВРИЛЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте