search
main
0

Все чаще последние годы у учителей русского языка и литературы вызывает тревогу невысокий уровень культуры общения школьников. Коммуникативная, речевая скованность приводит к прямолинейности оценки героев литературных произведений и ситуаций художественного текста; обедненность собственной речи не позволяет ребятам почувствовать оттенки авторской мысли.

Пособие по развитию навыков письменной речи “Словесность” Е.Н.Черноземовой (Москва: Мегатрон, 1998) помогает разрешить данную проблему и содержит прекрасный материал по развитию коммуникативной культуры школьников. В аннотации есть оговорка, что пособие рассчитано на учеников лицеев и гимназий с гуманитарным уклоном. На наш взгляд, данный курс может быть полностью использован и в 9-х классах на уроках русского языка и литературы, где обучение ведется по учебно-методическому комплексу под редакцией Бабайцевой; в тех классах, где ученики работали в начальном звене по дидактической системе Л.В.Занкова, т.к., помимо коммуникативной направленности, данное пособие заключает в себе развивающие упражнения и задания.

В общеобразовательной школе пособие “Словесность” Е.Н.Черноземовой может служить основой факультативного курса для детей.

В пособии представлены прекрасные образцы литературных текстов, каждый из которых требует от ребят овладения новой языковой манерой, новыми пластами лексики, побуждает освоить новые интонации речи, воспринимать музыку слова, фразы. И, как советует автор пособия, многие задания и упражнения могут быть использованы фрагментарно на уроках русского языка в 6-9-х классах. Особый интерес представляют материалы по этимологии слов о жанрах духовной литературы.

Книга красиво оформлена, в “Приложении” содержатся работы школьников, доказывающие плодотворность и продуктивность предложенного подхода.

Т.СОЛОМЕНЦЕВА,

И.БЕЛКИНА,

учителя русского языка

и литературы лаганской средней школы ? 1

Республика Калмыкия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте