search
main
0

Все больше и больше открытий

Осмысленное чтение

Современный мир меняется ежесекундно, применяются новые и цифровые технологии в любой деятельности человека. Информационный поток настолько быстрый, а его разнообразие настолько богато в нынешних реалиях, что порой разобраться, найти истину и правильно сделать выводы человеку все труднее. Но общество не стоит на месте, востребованы люди, которые быстро находят ответы и правильно строят логические цепочки.

 

Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Городской методический центр целенаправленно реализует проект «Осмысленное чтение». Целью проекта является формирование критического мышления и читательской грамотности школьников, навыков использования эффективных техник анализа различных текстов.

Лично для меня как современного учителя московской школы было важно вовлечь в данный проект максимальное количество детей, выполнить задачи и достичь цели проекта. Начальная школа как следующая ступень общего образования призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика-читателя.

Встал проблемный вопрос: как организовать эффективное участие детей? Подумав, обсудив его на методическом совете, выслушав советы наставников и администрации школы, мы пришли к мнению, что занятия необходимо проводить, учитывая возрастные особенности учащихся, ресурсы образовательного учреждения, основываться на проблемном подходе, ведь решать жизненный цикл задач и находить истинные решения в просторе информации намного интереснее и увлекательнее. Читательская компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые федеральные государственные образовательные стандарты.

Первой нашей задачей было поменять обстановку, отвлечь детей от урочной деятельности, решение пришло сразу! Местом встречи была выбрана библиотека с мягкими креслами и уютной обстановкой. К счастью, в нашей школе это место оборудовано для удобство маленьких читателей. Наша библиотекарь Елена Викторовна сразу проявила инициативу и включилась в реализацию данного проекта, и мы совместно продумали занятия. Все ребята моего класса с удовольствием приходили в библиотеку на дынные занятия. Работа строилась как в командах, так и индивидуально.
Старались разнообразить задания и применяли множество форм работы. Каждый находил информацию в прочитанных текстах и отстаивал свою точку зрения. Совместно мы решали определенную проблему, которая ставилась перед нами. Бывало и такое, что сначала решений не было, дети говорили, что путей нет, но учителя направляли ребят в правильное русло и давали им множество вариантов информации. Это приводило к замечательному результату. Дети находили ключики, которые открывают самые потайные двери. А теперь представьте себе приятный момент ощущения выполненной задачи и решенной проблемы. Даже нам, взрослым, нравится чувство победы и преодоления сложных преград. Так, после каждого занятия уже большинство детей уходили с горящими глазами, им хотелось все больше и больше открытий. А главное – почти каждый ученик заинтересовывался данной темой, и было большим удивлением, что дети дома продолжали совместно с родителями искать информацию и отвечать на вопросы. Вот тут юные читатели и задумались, для чего нам большой поток информации, которую необходимо сначала прочитать, а потом правильно классифицировать, а также сделать обоснованные выводы. Мы старались расширить рамки общепринятого занятия с помощью интерактивных, игровых, проектных, кейс-технологий. Данные мероприятия проводились в течение всего учебного года, и результат не заставил себя долго ждать. Повысилась читательская грамотность в классе, школьники стали увереннее делать выводы, а главное – критически подходить к информации и проверять ее. Все это детям не только поможет в будущей жизни, но и в школе на различных уроках.

Очень приятно было получить высокую оценку от ведущих специалистов Городского методического центра, которые имели возможность увидеть своими глазами, как проводятся занятия по осмысленному чтению в школе. Они отметили наш опыт, а также то, что реализацией такой программы в школе может заниматься педагог-библиотекарь в сотрудничестве с педагогами начальных классов, это даст хороший результат.

Процесс формирования читательской грамотности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагогов, школьников и родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению. На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

Мы стараемся уделять большое внимание созданию современной среды для обучения будущего нашей страны. Пусть сегодня это громкие слова, но, внося свой маленький вклад сегодня, работая с самым хрупким «материалом», мы научим детей конструктивно и критически мыслить. Рене Декарт писал: «Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли». Так пусть наши учащиеся правильно мыслят и идут в ногу с современным миром.

Айрат ГАЙФУЛЛИН, учитель начальных классов школы №1000

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте