«Содержание и методика преподавания русского языка в основной и старшей школе по УМК издательства «Дрофа» – этой теме был посвящен проведенный недавно сотрудниками издательства семинар, в котором приняли участие представители 25 регионов России. «Дрофа» активно сотрудничает с регионами – достаточно сказать, что ежегодно издательство проводит более 400 семинаров по всей стране! И делает все для того, чтобы информация о новых учебниках и пособиях для учителей и школьников вовремя доходила в учебные заведения. Специалисты издательства знакомят с новыми учебными линиями и всей литературой, которая сопутствует УМК, организуют встречи авторов с учителями. Каждая такая встреча – это еще и возможность для создателей учебников услышать все замечания и пожелания читателей о своей литературе с тем, чтобы в дальнейшем при переиздании внести все необходимые коррективы в учебные книги. Такое живое общение учителя-практика, автора учебника и издателя вызывает огромный интерес у всех сторон и нередко вдохновляет на творческое сотрудничество. Примером тому бестселлеры издательства – это серии книг «Мастер-класс» и «Современный урок», в которых собраны самые яркие и интересные уроки лучших учителей России, работающих по учебникам «Дрофы». На семинар издательства приехали настоящие «мэтры», известные авторы учебников по русскому языку и литературе, которые познакомили участников с современными направлениями в образовании и обучении, представили новые и переработанные учебники.
Вера Васильевна Бабайцева – доктор филологических наук, профессор. Она представила собравшимся учебно-методический комплекс по русскому языку для 5-9 классов, в частности, в него входит учебник В.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»:
– Основной принцип учебно-методического комплекса по русскому языку, выпускаемого издательством «Дрофа», – системное изложение теории, системный характер решения всех задач, а также соединение лингвистики с методикой. В нем взяты на вооружение все те идеи, которые обогащают нашу школьную практику. Ведь на сегодняшний день проблема состоит в том, что современная лингвистика далеко отошла от практического преподавания. А исторически все ведущие отечественные лингвисты были тесно связаны с практикой, и это давало прекрасные результаты. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы вернуться к этим традиционным принципам, тесно связав лингвистику с методикой, и усилить именно лингвистическую основу комплекса.
Этот подход позволил наиболее оптимально распределить материал по классам и дать школьникам цельное представление о частях речи. Например, в 6 классе изучение морфологии начинается с существительного и глагола. Почему это необходимо? Ранее глагол изучали в конце года, когда школьники уже не думают ни о чем, кроме каникул. А сближение глагола и существительного позволило создать все условия для того, чтобы одна из важнейших частей речи великолепно усваивалась учащимися.
Еще один важный аспект: по моему убеждению, врожденной грамотности не бывает. А бывает врожденная способность человека видеть, распознавать детали. И вот эту-то орфографическую «зоркость» можно и нужно развивать: путем разбора слова по составу мы приучаем школьника «видеть» слова по буквам. Ведь в орфографии все правила основываются на правилах морфологического состава слова, и если ребенок к 5 классу не приучен видеть морфологический состав слова, ему трудно применять грамматические правила. Это один из важнейших вопросов, решить который помогает данный комплекс.
Следующая отличительная особенность учебника – использование исторических сведений. Они не только интересны сами по себе, но и доходчиво объясняют ученикам правила написания тех или иных слов. Принцип историзма превосходно срабатывает и в тех случаях, когда речь идет о частях речи, традиционно плохо усваиваемых школьниками. К примеру, причастие. В речи учащихся оно встречается редко, ведь это книжное, древнерусское образование. Но благодаря принципу историзма несложно добиться того, чтобы дети обогатили свою речь этой важной частью речи.
Еще один УМК издательства «Дрофа», вызывающий живейший интерес у участников семинара, – УМК «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. «Нет ничего практичнее работающей теории», – уверена Валентина Ивановна Капинос, кандидат педагогических наук, ведущий сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, лауреат премии Правительства РФ в области образования, представившая на семинаре это издание:
– В УМК под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта очень многое сделано с точки зрения речеведения; учебники радикально отличаются от других пособий. Чем? Учащимся приоткрывается завеса над тем, как строится текст. Раньше мы пытались описать текст целиком: у него есть начало, есть конец, есть момент большего напряжения действия и т.д. Но это чисто композиционный подход. А как добраться до смыслового облика текста? Здесь нам очень многое дали поиски фрагментов текста. В настоящих учебниках текст рассматривается более дробно, вычленяются его «типовые фрагменты» (этот термин ввела в обиход доктор филологических наук Галина Александровна Золотова, на основе работ которой мы к данной типологии и подошли). Типовые фрагменты отличаются от фрагментов, которые выделялись раньше, тем, что нам удалось выделить двустороннюю единицу, где есть и план содержания, и план выражения. Пользуясь этим, мы выделили 10 фрагментов текста и теперь можем говорить с учениками о строении текста на языке лингвистическом. Понадобились еще и другие понятия, раньше в школьной практике не часто использовавшиеся: например, тема и рема. Ведь в зависимости от того, где расположена тема, а где – рема, можно наблюдать разные виды связи: последовательную или параллельную. И определить, какие части речи могут быть использованы в каждом фрагменте речи в качестве темы и в качестве ремы. То есть рассказ о строении текста возможен в том случае, если ученики знакомы с более дробными частями текста и с типовыми моментами; если они владеют приемами членения текста, умеют находить тему и рему. Вот та методика, которая взята на вооружение в учебниках М.М.Разумовской и П.А.Леканта.
В учебниках для старших классов мы говорим уже о жанрах (членении внутри жанра), то есть рассматриваем более крупные части высказывания. Школьникам прививаются понимание значения фрагмента речи и понимание назначения жанра; знание выразительных средств того или иного жанра. Таким образом, мы приходим через знание к грамотному использованию речевых средств. В этом смысле наш УМК – единственный, где есть понятийный подход к структуре, хотя и существует много других хороших пособий. Это работающая модель – а ничего практичнее работающей теории нет!
С практической точки зрения важно и то, что наши учебники создавались в Российской академии образования и теми же авторами, что создавали школьные программы. Кроме того, в данных учебниках очень заметен выход к ЕГЭ. Учебники под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта максимально приближены к конечным требованиям, они рациональнее и современнее, чем другие учебники, издающиеся сегодня.
Еще один актуальнейший вопрос поднял в своем докладе Валентин Витальевич Львов, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, лауреат премии Правительства РФ в области образования, учитель-практик. Он не понаслышке знает о том, как волнует преподавателей средней школы все, что связано с ЕГЭ, а потому большую часть своего выступления он посвятил рассмотрению УМК «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской именно с точки зрения подготовки к единому государственному экзамену:
– Что собой представляет сочинение за одиннадцатый класс? Это сочинение-рассуждение, и здесь можно «натаскать» ученика, а что в этом плохого? Ведь в данном случае проверяется не только грамотность в ее узком значении, знание орфографии и пунктуации, а грамотность в широком смысле этого слова. И это значительный шаг вперед! Учебно-методический комплект под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта полностью соответствует требованиям ЕГЭ, помогает подготовиться к опосредованной проверке культуры устной речи, орфоэпии и синтаксических возможностей ученика – а этого никогда не было. Еще один важный момент – направленность на тексты и анализ этих текстов.
К слову замечу, что сам комплект значительно улучшился в полиграфическом плане: оформление стало лучше, обложки облегчены.
Все пять учебников перестроены и внутри. Например, глагол в 5 классе изучается в самом начале учебного года. Почему? Да просто-напросто потому, что хуже, чем глагол, ни одна из основных частей речи не усваивается! И потом, изучая существительное и прилагательное, мы можем вновь найти для него место, повторить в упражнениях… А в 6 классе с самого начала дается причастие и деепричастие. Вот она, логическая цепочка, которая позволит учащимся как можно лучше освоить предмет. Это несомненный шаг вперед, ведь ранее причастие и деепричастие проходили в 7 классе, а там весь учебный материал был спрессован донельзя (вспомним хотя бы о наречии), поэтому изучать такие важные части письменной речи, к тому же плохо усваивающиеся, логичнее отдельно.
И в заключение не могу не упомянуть о пособиях по подготовке к ЕГЭ, также выпущенных в издательстве «Дрофа», которые дают возможность старшеклассникам потренироваться в выполнении всех видов заданий, включенных в ЕГЭ.
На семинаре дискуссия постоянно вращалась вокруг темы «Учебник XXI века», поэтому совсем не удивительно, что всех присутствующих живо заинтересовал доклад Юлии Николаевны Гостевой, кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника содержания и методов обучения РАО. В числе прочего она рассказала собравшимся о мультимедийном приложении к УМК «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. Без всяких сомнений, такая программа не только позволяет оптимизировать учебный процесс, но и популяризовать его среди всех, кто увлекается компьютерными технологиями:
– Мультимедийное приложение сделано в форме учебника, здесь та же структура, дано содержание учебника, оглавление. Очень существенно то, что ребенок может мгновенно попасть в нужную часть учебника и вспомнить нужные правила, посмотреть какие-то необходимые сведения. Еще один важный момент – выполнение упражнений. Все здесь построено на рефлексии, самооценке; и всегда есть ключ к решению. Если ученик ошибся, то на экране монитора тут же появляется мудрая сова, которая как бы включается в диалог и говорит: «Подумай» или «Ты поторопился, обратись к правилу». Здесь играет свою роль психологический аспект: это не учитель, который делает замечание – в интерактивной программе моделируется абсолютно другая, учебная.
В приложении прекрасно представлены и диктанты. Можно задать разный темп диктовки, громкость, установить различное количество повторов. Словом, рассчитать процесс диктанта для самых разных категорий учащихся – от самых слабых до самых сильных.
Очень важный положительный эффект от работы с такой программой то, что постоянно идет процесс самопроверки учащегося. Текст напечатан, на мониторе его видно, наглядно видны и все ошибки и недочеты. Плюс к тому присутствует учет темпа письма. А это заставляет школьника правильно рассчитывать свое время, дисциплинирует его.
Кстати, УМК под редакцией М.М. Разумовской и П.А.Леканта – это единственный учебник по русскому языку, который имеет подобное мультимедийное приложение. И уверена, его огромные обучающие возможности будут по достоинству оценены всеми педагогами. Тем более что оно может оказать существенную помощь в подготовке к ЕГЭ, ведь программа ориентирована на существующие сейчас стандарты, на содержание учебников и позволяет эффективнее подготовиться к экзаменам, а значит, и к итоговой аттестации.
В дальнейших планах издательства «Дрофа» – создание дистанционной программы обучения учителей: семинар пройдет у преподавателя прямо на домашнем компьютере. Это позволит учителю «без отрыва от производства» приобрести новые знания и повысить свою квалификацию.
В своем докладе Лариса Дмитриевна Беднарская, кандидат филологических наук, профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку Орловского государственного университета, автор пособий по русскому языку для 10-11 классов, коснулась еще одной острой на данный момент проблемы – резкой дифференциации учащихся в современной школе. В чем же выход из создавшейся ситуации? Лариса Дмитриевна уверена, что замечательным подспорьем для учителей-практиков должны стать элективные курсы, выпускаемые издательством «Дрофа»:
– Обычная средняя школа сейчас резко дифференцирована: в классе, с одной стороны, обязательно есть 2-3 очень образованных и продвинутых ученика, с другой – имеется 5-6 откровенно слабых детей. Получается, что материалы стандартных учебников предназначены и для откровенно сильных, и для откровенно слабых школьников. Как же учителю справиться с такой трудной ситуацией? Разрешить ее поможет система элективных курсов. Содержащийся в них богатый теоретический и практический материал поможет учителю усовершенствовать работу по развитию навыков устной и письменной речи школьников. В этих изданиях мы находим все передовые наработки за последние 18 лет и прослеживаем инновационные движения в русском языке. А самое важное – «простреливаем» с углубленного на элементарный уровень, ведь издательство выпускает элективные курсы, рассчитанные и на слабых учеников. Огромное преимущество факультативных курсов состоит еще и в том, что все они ориентированы на учебник, и именно с опорой на него даются выверенные сведения. Курсы обеспечивают как работу учащихся под руководством учителя, так и самостоятельные наблюдения над различными источниками, которые затем оформляются в виде небольших докладов или сочинений-статей, выливаются в дискуссии, творческие работы: сочинения разных жанров, мини-исследования, рефераты, творческие отчеты и т.д. Старшеклассники могут использовать материалы текущей прессы, радио, телевидения. Курсы предусматривают использование деятельностных, проектных технологий, результаты которых обеспечивают проведение дискуссий и конференций.
В процессе изучения элективных курсов реализуются следующие умения:
– извлекать необходимую информацию из различных источников (словарей, справочников, энциклопедий и т.д.);
– использовать компьютерные технологии и коммуникативные возможности интернета;
– систематизировать информационные ресурсы;
– использовать разные виды чтения;
– анализировать литературу по определенной теме;
– свободно анализировать тексты разных стилей (художественные, публицистические, учебно-научные);
– анализировать содержание и средства художественной выразительности лирических и прозаических текстов;
– составлять тезисы, конспекты, аннотации, рецензии, рефераты, резюме и т.д.;
– принимать участие в публичном диалоге;
– аргументированно и толерантно отстаивать свою точку зрения в дискуссии;
– спонтанно и толерантно общаться в социально-культурной среде.
Базовый учебник В.В.Бабайцевой «Русский язык.10-11 классы» (М.: Дрофа, 2007) предназначен для общеобразовательных учреждений филологического профиля, поэтому его материалы могут использоваться в элективных курсах для учащихся непрофильных классов или в классах с другими профилями обучения. Материалы учебника полностью обеспечивают расширение и углубление учебного материала, изучаемого в девятилетней школе по другим учебно-методическим комплексам. В издательстве «Дрофа» уже подготовлены учебные пособия – элективные курсы В.В.Бабайцевой «Односоставные предложения в тексте», Л.Д.Беднарской «Трудные вопросы изучения синтаксиса» и др.
Комментарии