Каждый учитель начальной школы постоянно задумывается над тем, как построить обучение русскому языку, чтобы большинство детей класса писали грамотно. Ответ на этот вопрос я нашла, работая по методической системе заслуженного учителя РФ Владимира Ивановича Жохова. После первого года работы стало понятно, что нужно в корне менять отношение к обучению русскому языку и чтению в начальной школе.
Во-первых, нужно отказаться от традиционных прописей, потому что они мелкие для детей, которые только учатся писать. Особенно трудно писать в прописях детям с дислексией. А таких ребят в наших школах становится все больше.
Мои первоклассники писали на листах, размером в половину А4 с напечатанными буквами и специальной разлиновкой. Строка постепенно уменьшалась по размеру, и буквы становились мельче. Через два месяца мы уже выучили все письменные буквы, а размер строки стал таким, как в обычной тетради в узкую линейку. Во-вторых, никакого добукварного периода не было, элементы букв дети не писали. Таким образом, мы сэкономили время для более важных вещей.
Звуковой работой, принятой в добукварном периоде, я тоже с детьми не занималась. Не было необходимости. Потому что использовала ряд технологий для развития так называемой врожденной грамотности у ребят.
Побуквенное чтение. Дети хором читают последовательно каждую букву в слове, потом произносят слово целиком. Такое чтение позволяет запомнить написание слова. Мы знаем, что грамотность развивается лучше у тех, кто больше читает. Но читая, нужно запоминать, как слово пишется. В побуквенном чтении есть несколько нюансов.
Например, как прочитать мягкий или твердый знак? Мягкий знак мы читали, произнося еще раз согласную мягко. А на твердый знак ребята хлопали один раз. Этот звуковой акцент позволил детям хорошо запомнить слова с твердым знаком.
Развитие четкой правильной речи с помощью игр. Игры «Скороговорка» и «Телефон». Когда ребенок внятно и правильно произносит слова, то и пишет эти слова тоже правильно. На уроках дети прочитали и выучили очень много скороговорок. А потом научились шепотом на ушко передавать скороговорку по цепочке. Получился «Телефон».
Артикуляционная гимнастика. Тоже помогает наладить у детей четкую, внятную речь. Гимнастика на уроке занимает 1‑2 минуты. А пользы приносит много. Ко второму классу все 33 обучающихся, из которых 10 с логопедическими проблемами, говорят внятно и понятно для окружающих. «Каши во рту» нет ни у кого.
Хоровое проговаривание.
Очень важно для овладения громкостью голоса и темпом речи. Благодаря тому что класс умеет читать хором в одном темпе, следуя командам учителя-дирижера, у ребят формируется определенный темп письма. Дети одновременно про себя проговаривают по буквам слово, которое пишут, потому что они привыкли читать слова в одном темпе.
Игра «Буква убежала» или «Слог убежал». В слове пропущена буква или несколько одинаковых букв, или слог. Нужно догадаться, какое это слово и какие буквы пропущены. Игры развивают орфографическую зоркость и внимание к написанию слова.
«Споем вместе». Текст песни дети видят на экране. Звучит музыка. Дети поют песню, а учитель (или ученик) показывает указкой на слова. Такое упражнение позволяет обучающимся быстрее научиться читать и запомнить, как пишутся знакомые слова.
«Листаем словари». Обращение к словарям для поиска значения непонятного слова позволяет пополнять словарный запас детей. А Этимологический словарь позволяет дать ребенку ассоциации для запоминания написания трудных слов.
Зрительный диктант. Начали проводить во втором классе. На слайде появляется слово на несколько секунд. Потом оно исчезает. Дети записывают его в тетрадь. Когда все слова записаны, самопроверка по образцу на слайде. Разбор ошибок. Выяснение значения непонятных слов.
Мини-диктант. Звучит словосочетание или слово, дети записывают в тетрадь. Когда все слова записаны, самопроверка по образцу на слайде. Во втором классе диктанты проводятся 5 раз в неделю. По одному диктанту в день. Можно проводить на любом уроке.
В методической системе Владимира Ивановича использовано много разных технологий для развития грамотного письма. Но нужно понимать, что отдельно друг от друга эти технологии не принесут нужного результата. Они работают только в системе.
Ольга СОРОКИНА, учитель начальных классов школы №1539
Комментарии