Как-то, присутствуя на родительском собрании, я задал папам и мамам вопрос: «Скажите, кто для вашей семьи самый близкий человек?» Родители недоуменно переглянулись. Дескать, что за вопрос. Конечно же, и прежде всего, ребенок. Ну еще муж и другие члены семьи… Но вдруг одна из мам встала и уверенно сказала: «Учительница моего сына».
На несколько секунд в классе, где проходило собрание, воцарилась тишина, потом одна, другая, третья закивали: да, учитель – близкий для семьи человек.
Необычная ситуация, не правда ли?
А если вдуматься, то ведь реально каждая семья чувствует, что между ней и учителем есть своя «ниточка», которая «не растворяется в общих связях» педагога с семьей.
Непосредственный, прямой контакт отцов и матерей с умным, знающим науку о воспитании учителем – неоценим. Классные родительские собрания не дают такого тесного взаимодействия. Во-первых, потому, что родителей, присутствующих на собрании, до трех десятков. Трудно, да и просто невозможно поговорить с каждым индивидуально, квалифицированно ответить на интересующие их вопросы. Во-вторых, каждая семья воспитывает ребенка в специфических, своих условиях, как говорят, на «своей территории». Значит, необходимо искать новые, эффективные подходы в работе с семьей, отвечающие потребностям родителей. В чем они заключаются?
Давайте спросим себя: кто является интересом номер один для отца или матери? Их конкретный ребенок. Их Женька, Наташа. Значит, забота и боль о нем, своем ребенке. О нем они и хотят узнать побольше, получить конкретную помощь и совет. Родители нуждаются в том, что им спокойно и точно объяснят, что из чего получается в воспитании, откуда у ребенка берутся добрые и злые чувства, хорошие и плохие поступки и как выйти из создавшегося положения.
Гораздо большие возможности для тесной близости учителя и родителей дает такая форма руководства семьей, как «домашнее собрание». Впрочем, эта форма является продолжением и конкретизацией классного родительского собрания. Она получила в пермских школах довольно широкое распространение. И уже есть определенный опыт. Вот что говорит учительница начальных классов школы №108 М.Кравцова:
«На родительском собрании я внимательно слушаю и записываю выступления, вопросы и пожелания отцов и матерей. И прямо помечаю для себя, какую семью посетить, о чем побеседовать в домашней обстановке. На другой день договариваюсь по телефону или через ученика, в какой вечерний час «заглянуть на огонек». Так иные родители встречают тебя как самого долгожданного гостя. Вот до чего это дорого!»
Ту же мысль высказывают другие учителя. А истина в том, что именно в семье, по их убеждению, создаются благоприятные условия для доверительного, интимного разговора учителя с родителями. А главное, что учитель исходя из индивидуальных особенностей семьи, ее воспитательных возможностей точнее дает им педагогически обоснованные советы. Выходит, что это еще и незаменимая форма педагогического просвещения отцов и матерей.
Вероятно, кто-то усомнится в возможности проведения «домашних собраний». Ведь время учителя не резиновое. Да и в классе учеников не менее тридцати. Значит, и тридцать семей. Учитель не может каждый день посещать семьи. Есть рамки: уроки, соприкосновение с ребятами, бытовые и семейные дела и т.д.
Все это так. Однако теми, кто не боится, не жалеет своего времени, прежде всего движет глубокая заинтересованность в доверительных контактах с семьей, они испытывают потребность в общении со всеми членами семьи воспитанника. Не исключено, что они так понимают свою профессиональную обязанность и, если хотите, профессиональное мастерство. Для них проблема в другом: цель проведения «домашнего собрания» и желание самих родителей.
Если учитель предлагает родителям пойти на откровенный разговор только для того, чтобы пожаловаться на ученика, он не может рассчитывать на взаимопонимание. Такая цель только подрывает авторитет педагога. Главное – увидеть мир семьи изнутри, взвесить воспитательные возможности, завязать нити дружбы и участия. И чтобы обязательно рождалась близость.
И наконец «домашние собрания» проводятся в тех случаях, когда намечаются общие проблемы жизни, учебы и поведения ученика как дома, так и в школе. Понятно, что беседовать с родителями об этом на классном собрании, со всеми оптом педагогически нецелесообразно, и не всем родителям это интересно. И еще один аргумент. Когда в семью приходит учитель, это умножает воспитательские силы и учителя, и родителей, оказывает на ребенка мощное эмоциональное воздействие. Это неординарное событие для ученика. Тем более что он сам непосредственно участвует в разговоре. Вы только послушайте, с каким многозначительным восторгом дети говорят друг другу: «А у нас вчера дома учительница была».
Как показывают наблюдения, проводить «домашние собрания» не такое уж легкое дело. Оно удается только в том случае, если у учителя есть контакт с родителями. Это аксиома, первейшее условие. Но на практике дело обстоит не так просто. Мне посчастливилось наблюдать, как опытные учителя проводят «домашние собрания». Статья не позволяет описать каждое такое собрание, поэтому попробую кратко показать на обобщенном примере.
Семья Д. Один ребенок – второклассник Сережа. Учится в среднем на хорошо. Развит, спортивен, но груб. Грубит дома бабушке и маме. Папу боится. С ним обычно сдержан. В классе со многими ребятами не ладит. Особенно невежлив бывает с девочками. Учительница Татьяна Васильевна долго размышляла над поведением Сережи. Решила, что причина грубости мальчика вытекает из тона семейных отношений. Но, близко познакомившись с родителями и бабушкой, изменила мнение. Семья как семья. Родители спокойные, тактичные, выдержанные, сторонники умеренной строгости, читают педагогическую литературу. Взрослые друг к другу относятся уважительно, с теплотой. Значит, проблема не в семейных отношениях, а в характере ребенка, в эмоциональной сфере, привычках. Но чувствует ли Сережа «свой грех»?
Обо всем этом Татьяна Васильевна поговорила с родителями мальчика, обсудила план действий, примерное содержание «домашнего собрания», время встречи.
…И вот семья в сборе. Бабушка и мать Сережи уселись на диван. Папа и Татьяна Васильевна – за стол. Сережа вошел в гостиную комнату последним (его позвал папа), взял стул и поставил его спиной к телевизору.
Сначала, разминки ради, поговорили о погоде. Все, кроме мальчика, естественно, знали предмет разговора. Первой начала мама:
– Ты, Сережа, слышал, чтобы папа грубил мне или бабушке?
Мальчик, видимо, не ожидая, что разговор пойдет о нем, ненаигранно улыбался и крутил рукой над головой стоящей около него кошки. Но после вопроса мамы он весь напрягся, вытянул шею, в глазах появилась настороженность.
– Ну что же ты, язык, что ли, проглотил? – сказал папа. – Ты знаешь о том, что от твоей грубости все девчонки-одноклассницы плачут?
– Нет, не знаю, – с дрожью в голосе ответил наконец Сережа.
– Поэтому и грубишь?
– У меня такой характер. Не хочу, а грубые слова сами вылетают.
Взрослые переглянулись и заулыбались. Один папа был серьезным.
– Вот-вот, – перехватил слова сына отец, – мы все заметили, Татьяна Васильевна это подтвердит, когда ты произносишь грубые слова, выпрыгивают жабы и змеи.
Мальчик испуганно посмотрел на отца, на учительницу и…
– Врете вы все! – почти выкрикнул сын.
– Нет, это правда. Мы все видели, как только что выпрыгнула зеленая жаба. Понятно, сам ты этого не заметил. Попробуй сказать другими, ласковыми словами: «Не может быть, папа, я этому не верю».
Мальчик с трудом, но повторяет слова отца, но уже спокойным тоном.
– Молодец, – вмешалась в разговор бабушка. – Вот после таких твоих слов к нашим ногам упало по красивому цветку.
Сережа – умный мальчик и, надо думать, не поверил всему происходящему. А может, вспомнил замечательную андерсеновскую сказку. Не это важно. Главное, по всему его виду, настроению можно было заключить, что беседа вызвала у него эмоциональные переживания. Особенно подействовал разговор, который переключился на тему об отношении к людям. Мальчик понял, что грубость – это признак неуважения к бабушке, одноклассницам. Это можно было прочесть в его глазах. На это наталкивали его взрослые.
Есть непреложные законы этики отношений «учитель – родители», который описан в педагогической литературе и журнальных статьях. Например, нельзя начинать разговор с родителями с недостатков ученика, наоборот, подчеркивая положительные стороны воспитанника и одобряя их. А если и говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможности их устранения. Этим достигается вера родителей в свои воспитательные силы и возможности, ставит его в позицию соучастника педагогического мастерства.
Беседа учителя должна быть теплой, поддерживающей, тщательно продуманной и педагогически обоснованной. Это позволяет учителю, образно выражаясь, присоединиться к семье, добиться близости, «педагогического родства». Уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей, настроиться на одну с ними волну.
В ходе общения с родителями можно допускать сомнения в словах и действиях. Такая позиция учителя создает уверенность родителей в том, что вы пришли в семью обменяться мнениями о ребенке и его воспитании. Это важный шаг к формированию чувства единения и близости родителей и ученика. Однако функция педагогического обобщения итогов, в частности «домашнего собрания», остается за учителем как за профессионалом.
Николай СПИЦЫН, доцент Пермского педагогического университета, Пермь
Комментарии