Многое в мире за последнее десятилетие стало сложнее. В современном мегаполисе жизнь ускоряется с каждым днем: всего становится больше – людей, домов, машин, контактов, информации. Жизненным приоритетом становится выбор наиболее оптимального варианта использования материальных и нематериальных благ.
Каждую семью, имеющую ребенка, интересует: как совместить многие вопросы в развитии и образовании ребенка – чему учить, какие знания давать, определять малыша в детский сад или нет, если да, то в какой? А для каждого образовательного учреждения сегодня одной из многих стандартных проблем стало обеспечение стремительно растущих запросов общества. Общая проблема любой образовательной системы – использование неэффективных с экономической точки зрения методов управления. Причина такого положения заключается в устойчивых стереотипах государственного устройства, когда создается иллюзия о бюджетном «кармане» как о единственной емкости финансовых ресурсов. Наше дошкольное учреждение для расширения спектра предлагаемых услуг, а также для привлечения внебюджетных средств на развитие учреждения предполагает с 1 сентября 2011 года организовать для воспитанников дополнительные платные образовательные услуги, которые мы будем оказывать сверх общеобразовательных программ. Почему не завтра и не через месяц? Вопрос оказался не таким простым. Первым этапом формирования дополнительных образовательных услуг стало проведение маркетинга оказываемых услуг. Анализ рынка дополнительных образовательных услуг показал, что набор их скуден и однообразен. Информация к сведениюВ районе Кузьминки, где расположен детский сад №2544, рейтинг ДОУ достаточно высокий. Такое положение во многом определяется продуманностью кадровой политики. Из 30 педагогов 27 имеют высшее профессиональное образование. Активная профессиональная деятельность позитивно сказывается на результатах развития дошкольников, которые высоко оцениваются родителями и учителями при поступлении воспитанников детского сада в школу. Мы провели социальный опрос родителей детей, проживающих в нашем районе, «Ваши пожелания системе образования и воспитания детей дошкольного возраста». Мониторинг показал, что 36% родителей хотели бы, чтобы дети получали дополнительное образование; 21% были готовы оплачивать услуги по дополнительному образованию. В ходе опроса определился и круг дополнительных услуг непедагогического характера, который оказался даже шире образовательных услуг. Например, родители хотят расширить службу быта для детей – парикмахерские услуги, стилистические услуги, привоз и развоз детей по домам, приготовление и продажа ужинов, празднование дней рождения детей по запросам родителей, а также с учетом национальных традиций. Мы понимаем, что образовательное учреждение, получая право на предпринимательскую деятельность, не утрачивает своего государственного статуса, поскольку эта деятельность имеет ограничения. Во-первых, дополнительные платные образовательные услуги (предпринимательская деятельность) образовательного учреждения имеют вспомогательный по отношению к основной деятельности характер и осуществляются только с согласия родителей, закрепленного в учредительных документах образовательного учреждения. Во-вторых, предпринимательская деятельность образовательных учреждений осуществляется под нашу собственную ответственность, хотя такая ответственность и имеет ограниченный характер, ведь образовательное учреждение по своим обязательствам отвечает только находящимися в его управлении денежными средствами. В-третьих, если речь идет о доходах от оказания платных дополнительных образовательных услуг, то такие доходы могут использоваться только в соответствии с уставными целями. В-четвертых, как показывает практика, если речь идет о дошкольных образовательных учреждениях, то объем доходов, получаемый от предпринимательской деятельности и деятельности от оказания платных дополнительных образовательных услуг, весьма невелик. В результате экономическая самостоятельность и активность на рынке образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений весьма невысоки и не способствуют привлечению в сферу образования дополнительных к бюджетным затратам средств, что в конечном счете отрицательно влияет на качество образования. В помощь образовательным учреждениям издан приказ Департамента образования от 22 декабря 2010 года №2072 «О доплатах за организацию платных услуг и иной приносящей доход деятельности», который снимает многие вопросы. Следующим этапом работы нашего детского сада после определения перечня образовательных услуг будет проведение рекламной кампании, которую мы предполагаем активно провести в апреле-мае этого года. В мае-июне мы сформируем пакет документов (локальных актов) по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, а в новый учебный год войдем уже с новыми реалиями. Ирина АНДРУШКО, заведующая детским садом №2544, почетный работник общего образования
Комментарии