В старцах мудрость,
И в долголетии разум.
Иов
Старость должна быть не концом жизни, а ее венцом.
Андре Репонд
Наверное, вы не раз слышали, что золотой осенью жизни именуют “третий возраст”. Понятие о “третьем возрасте” появилось давно. Около 700 лет назад выдающийся персидский поэт, эрудит, философ Саади из города Шираза говорил, что человек должен жить не менее 90 лет, из которых первые 30 лет обязан посвятить учению и труду, вторые 30 лет – странствиям по свету и труду, и, наконец, в течение последних лет он должен отдавать свой опыт, свой “чекан души” людям. Замечательно, что последняя треть жизни, по Саади, является “третьим возрастом” и в современном представлении. Сам же Саади, всемирной славой увенчанный, мог быть воспетым в газелях и стихах за мудрый образ жизни. Он прожил без одного года 90 лет, из которых более 20 странствовал в одежде дервиша по мусульманскому миру, пристально изучая жизнь, слагая газели, любовные стихи и предаваясь размышлениям в своих религиозных и философских учениях.
Читая газели, любовные стихи, философские и религиозные размышления Саади, невольно убеждаешься в правоте Екклесиаста, одного из выдающихся авторов Библии, что “есть время сеять – время собирать”, “всему свой срок”.
А вот чем наполняется жизнь в “третьем возрасте”, во многом зависит от человека, его воли, характера, мудрости, его морального кодекса и многого другого.
Все мы, земляне начала XXI века, испытываем пронзительное чувство причастности в ближайшем или отдаленном будущем к “третьему возрасту”, золотой осени, периоду сбора камней, к поре, как хочется надеяться, чистой и высокой духовности и светлой морали, когда человек, по Саади, должен щедро дарить “чекан души” и опыт жизни людям. Как же нам готовиться к этой поре, как жить тем, кто вступает или уже вступил в эту многотрудную и удивительную пору? Ответ я нахожу в опыте жизни мудрых людей разных эпох и народов, проповедующих высокое искусство жизни (ars vitae!).
Для размышления я предлагаю известные мысли Л.Сенеки. “Что ж, встретим старость с распростертыми объятьями: ведь она полна наслаждений, если знать, как ею пользоваться”. Мораль, я думаю, ясна, как исповедь: следует нам овладевать искусством жизни, полной счастья и “наслаждений”, в “третьем возрасте”. Конечно, для начала нужно знать биологию, психологию и физиологию лиц “третьего возраста”. Известно, что в эту пору жизни “страсти охлаждаются, ярость и гнев обузданы, спокойствие и бескорыстие придают высказываемым советам огромную нравственную силу, которая притягивает к себе молодых. Практическая смекалка неграмотного старика, накопленный им опыт жизни возвышают его над окружающими”, ибо даже:
У неграмотного деда
Самый выгодный диплом,
Именуемый душою,
Человеческим теплом.
Я убежден, что и вам больше импонирует нравственно и физически красивая старость. Все мы с вами испытываем душевное тепло, восторг, искреннее уважение к старому человеку, тем более старику, свободному от нытья, лени, бездумной суеты и зла.
“Бездействие и бессмысленная суетня действуют на человека самым опошляющим образом”, – предупреждал русский публицист и литературный критик XIX века Д.Писарев. Когда я вижу бессмысленно суетящихся, мне хочется им порекомендовать: читайте Екклисиаста – одну из самых мудрых частей Ветхого Завета.
В Екклисиасте критикуется суета сует (vanitas vanitatam) как труд с бессмысленным или легкомысленным зарядом, бесплодный, эфемерный.
Вместе с тем способность трудиться, творить добро названа Даром Божьим:
И понял я, хоть это и старо,
Что лучшего придумать мы не можем:
Трудиться. Есть и пить. Творить добро.
Я это называю Даром Божьим.
Кстати, этот “Дар Божий” – трудиться, творить добро – причина из причин (causa causalis) нашего долголетия, ибо, как утверждал Кристоф Гуфеланд, ни один ленивец не достиг глубокой старости; все достигшие ее вели очень деятельный образ жизни.
Действительно, и в старости человек должен, преодолевая возрастную усталость, пользоваться уникальным “Даром Божьим” – мудро трудиться, творить добро. Уместно, на мой взгляд, осмыслить интересные размышления Сенеки о том, что нам от природы свойственна любовь к собственному телу, что мы должны беречь его в любом возрасте, что можно его и холить, но нельзя рабски ему служить. “Нет запрета о нем заботиться, но когда потребует разум, достоинство, верность, надо ввергнуть его в огонь”.
В итоге затрат “немалых” физических и духовных сил, мудрого и волевого проявления “любви к собственному телу” и духовному “достоинству” старость может быть эстетичной и этичной.
Раннее или позднее наступление нашей старости определяется многими психологическими и моральными потенциями. С полным знанием дела, профессионально Ф.Углов и И.Дроздов утверждают, что преждевременно старят человека некоторые особенности характера. По наблюдениям ученых, раньше времени старятся люди со злым, недружелюбным характером, в особенности же те, кто занят неправедными делами: совершает зло, преступления; в то же время люди добрые, открытые, творящие добро и своим близким, и обществу, значительно дольше сохраняют молодость и энергию.
Конечно, не может порадовать себя, да и родных, и близких старик с дурным, скверным, тяжелым, отвратительным, несносным, трудным, слабым, вздорным, мстительным, агрессивным, мрачным, склочным, конфликтным… характером. Убежден, эти старики обезображивают и сокращают жизнь не только себе, но и окружающим.
И какое наслаждение мы испытываем при общении со стариком, наделенным характером жизнерадостным, доброжелательным, энергичным, волевым, общительным, дружелюбным, спокойным, покладистым, мирным, открытым, в общем… счастливым характером.
Замечательный психотерапевт и публицист В.Леви пишет, что люди со счастливым характером – солнечные натуры. Обычно если не красавцы, то симпатично и ладно сложенные. Вокруг них всегда светло, свободно дышится и легко получается то, что не выходит ни с кем. Приносят удачу. Для них характерны уравновешенность, доброжелательность, чувство юмора. В труднейших положениях сохраняют жизнерадостность и какую-то детскую веру в чудо. В.Леви уверен, что без людей с таким даром, талантом человечество никогда бы не выбралось из пещер – да что там, просто не выжило бы.
И далее он указывает на семь главных свойств счастливых людей: 1. Не задаются вопросом, счастливы или нет; просто живут; 2. Знают, чего хотят; 3. Не умеют скучать; 4. Внутренне свободны; 5. Не обвиняют ни других, ни себя; 6. Умеют любить; 7. Умеют быть благодарными. На психический и соматический статус старости существенно влияет мудрость человека.
Я согласен с Ф.Угловым и И.Дроздовым, которые обращают внимание на тот факт, что, чем выше интеллект, тем больше старый человек сохраняет черты, характерные для молодости. Весьма примечательно суждение Г.Фриндеталя: “Самые умные живут всего долее”. Однако они не только живут “всего долее”, но и творят больше среднестатистического землянина “третьего возраста”.
Не счесть стариков мудрых, волевых, одухотворенных, которые в возрасте 80-100 и более лет сохранили творческую работоспособность, жизнелюбие, человеколюбие, ясность ума. Так, в 102 года Е.Корзун настраивал музыкальные инструменты в Ленинградской консерватории. Антон ван Левенгук прожил 91 год и до последнего дня работал с микроскопом, не потеряв ни остроты зрения, ни остроты восприятия, ни жажды познания.
Не может оставить нас равнодушными и знакомство с жизнью других полпредов большой когорты замечательных людей, которые и в возрасте 80-100 лет “творили чудеса” и “сами стали чудом”, “стремились высоко летать” и боялись “угомониться”. Это великие старики – ровесники XX века: Иван Семенович Козловский (1900); Анастасия Ивановна Цветаева (1894); Наталья Ильинична Сац (1903), Елена Николаевна Гоголева (1900), Евгений Иосифович Габрилович (1899). Современники Шаляпина и Александра Блока, ровесники Веры Холодной и Бориса Пастернака… Они ушли из жизни в 1993 г.
Продолжали “творить чудеса” в столь зрелые годы художники с мировым именем Ф.Х.Гойя (Испания), И.К.Айвазовский (Россия), П.Пикассо (Италия, Франция, Испания), И.Е.Репин (Россия), В.Тициан (Италия); скульпторы Б.Микеланджело (Италия), С.Т.Коненков (Россия); писатели, драматурги Софокл (Древняя Греция), Л.Н.Толстой (Россия), Б.Шоу (Англия), Андерсен-Нексс (Дания), В.Гюго (Франция); писатели, философы Вольтер (Франция), Пифагор (Древняя Греция); ученые России Н.Гамалея, В.Вернадский, А.Бах, К.Скрябин, И.Павлов, А.Туполев; ученые зарубежья Эдисон, Ньютон и многие другие.
Как видно, старость может адаптироваться к жизни деятельной, плодотворной, с определенным набором радостей, наслаждений, с живой искрой в душе, с остротой ума и чувства. Джордж Бернард Шоу, большой жизнелюб, солнечный долгожитель, в беседе о старости подчеркнул: “Нет старости для людей с живой душой и разумом, вбирающих жизнь всеми пятью чувствами. Старым можно быть и в молодости, но можно прожить долгую жизнь, так и не познав ее. Человек часто умирает раньше, нежели исчерпал все свои духовные и умственные силы. И если молодость – стихия страстей и эмоций, то старость – стихия мысли, творчества, разума”.
Да, старость – это не только опыт и знание, это умение использовать свои душевные, да и физические ресурсы на пользу и радость себе, родным и близким, любить и быть любимым. Это вечные истины, о которых нельзя забыть.
Краевой народный университет “Третий возраст”
В нашем крае был принят Закон о краевой целевой программе “Старшее поколение” на 1999-2001 годы. В рамках этой программы при краевой организации общества “Знание” был создан краевой народный университет “Третий возраст”. Первоначально открылись три филиала: Центральный, Железнодорожный и в г.Зеленогорске. Работа велась по программам трех факультетов: “Право”, “Здоровье” и “Сад и огород”. С принятием городской целевой программы “Старшее поколение” у нас появилась возможность расширить свою работу: филиалы университета открылись в каждом районе города. Это позволило увеличить число наших слушателей и максимально приблизить наши занятия к месту жительства ветеранов. В этом нам помогли городской Совет ветеранов и советы ветеранов районов города. Сейчас количество слушателей университета достигло 1500 человек.
Пожилых людей интересует самый широкий круг вопросов. На факультете “Право” они получают знания о пенсионном законодательстве и Законе о ветеранах, об основных вопросах гражданского законодательства, о защите прав потребителей. Здесь же высококвалифицированные лекторы дают консультации о том, как правильно оформить документы при обращении в государственные органы, как решить тот или иной сложный юридический вопрос. Эти лекции не оставляют никого равнодушными.
Особый интерес, и это понятно, вызывают лекции на факультете “Здоровье”. Как правильно следить за своим здоровьем, как правильно питаться в пожилом возрасте, как сохранить душевное спокойствие и продлить свою жизнь – вот далеко не полный перечень вопросов, на которые получают ответ наши слушатели на лекциях и индивидуальных консультациях. Замечательные лекторы-медики щедро делятся своими знаниями и жизненным опытом с ветеранами. Особенно хотелось бы отметить лекции о секретах долголетия Валентины Павловны Красовской, о психологических проблемах пожилых людей и способах их решения Александра Николаевича Орлова и Елены Александровны Затирка, о нетрадиционных методах лечения без лекарств Татьяны Даниловны Посигаловой и Марины Владимировны Макаровой, всех перечислить очень трудно.
Огромную практическую пользу дают лекции на факультете “Сад и огород”. Не секрет, что более половины рациона пенсионеров составляют продукты, выращенные на своих дачных участках. Как увеличить урожай и качество овощей и ягод, какие сорта эффективнее использовать в нашем климатическом поясе, как бороться с вредителями урожая и о многих других темах ведут свои занятия старейшие лекторы Общества садоводов-любителей Тамара Леонтьевна Буглова и Альбина Ивановна Рещикова.
Интерес к работе народного университета настолько велик, что нам необходимо постоянно расширять нашу деятельность: хотелось бы открыть лектории по литературе и искусству, научить пенсионеров работать на компьютере, открыть мастерские по прикладному искусству; необходимо открыть филиалы университета в районных центрах, ведь именно там пожилые люди более всего нуждаются в информации и знаниях, т.к. там отсутствует многоканальное телевидение и пенсионеры не могут позволить себе выписывать газеты; хотелось бы наладить выпуск методических пособий для пожилых людей и многое другое.
Для решения этих вопросов необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон: и общества “Знание”, и ветеранских организаций, и органов социальной защиты населения различных уровней. Надеемся, что настоящая конференция поможет нам в решении многих проблем и любой пенсионер сможет найти для себя занятия по душе в нашем молодом университете “Третий возраст” для пожилых людей.
Уровень культуры отношений в обществе является одним из основных условий существования самого общества, забота о старшем поколении в цивилизованных странах является частью стратегии государства и общества в целом.
На мой взгляд, в Зеленогорске многое делается по поддержке престарелых, инвалидов, ветеранов, пенсионеров, которые составляют одну треть населения города. В городской программе “Старшее поколение” наряду с решением вопросов усиления социальной защищенности старшего поколения комплексно решаются задачи оптимизации социально-культурной среды жизнедеятельности граждан старшего возраста. Развита сеть клубов по интересам для людей старшего поколения в культурно-досуговых учреждениях города, обеспечена материальная поддержка любительских объединений и творческих коллективов, в составе которых люди пенсионного возраста, инвалиды детства, войны и труда.
Организованы и проводятся циклы благотворительных спектаклей, концертов, лекций и совместных мероприятий, конкурсов, программ для пожилых людей. Отдельной строкой финансируется деятельность открытого народного университета старшего возраста (ректор Л.Волобуева).
Нашему народному университету помогает Красноярская краевая организация общества “Знание” под председательством Геннадия Овчинникова.
Знакомство с опытом работы с пенсионерами в городах Ярославле, Орле, Курске, Челябинске, Омске позволило выработать Центру гражданского образования г.Зеленогорска свой стиль работы с людьми старшего возраста.
В лекторском активе Центра гражданского образования – половина представителей старшего возраста, они находятся в постоянном поиске, учатся, совершенствуют свое лекторское мастерство и постоянно проводят информационно-просветительскую работу по месту жительства, с учащимися школ, молодежью и пенсионерами.
Реалии нашей жизни таковы, что, выйдя на пенсию, человек оказывается предоставлен самому себе. Он почти в полном объеме потерял связь с коллективом, с которым проработал всю жизнь, оказался неподготовленным пополнить свой мизерный пенсионный бюджет. До этого времени ему некогда было заниматься садоводством, он слабо усвоил законы агротехники.
А когда в семье случилось несчастье, он не знает, как оформить наследство. Поэтому человеку в так называемом третьем возрасте необходимы новый круг общения, дополнительные юридические и медицинские знания и даже новая неприхотливая профессия, чтобы заработать дополнительно на жизнь. У него наконец появилось свободное время, и он может занять его тем, чем раньше было некогда: ходить в театр, читать книги, слушать музыку, находить новый круг общения.
Многоопытные немцы давно поняли, что “третий возраст” точно так же, как и первый, и второй периоды жизни человека, требует в первую очередь новых знаний и умений.
Так, на мой взгляд, возникли университеты в нашей стране. И мы в нашем городе ощутили эту потребность. Мы видели, как высококвалифицированные специалисты, заслуженные рабочие, выйдя на пенсию, тоже теряли жизненный ориентир. На первых порах им помогали клуб “Ветеран”, кинолектории, различные мероприятия городского Совета ветеранов войны и труда.
Но в этих общих формах люди все же находили ответы не на все свои вопросы. И поэтому совершенно логично было решение открыть университет в нашем городе по предложению Геннадия Овчинникова.
Тем более что уже была заложена база: в 1997 году группа людей под руководством Галины Веселовой, директора Центра гражданского образования, организовала школу старшего поколения. В самом начале в ней проходили групповые мероприятия, затем – занятия по здоровому образу жизни.
Появился клуб “Надежда”, активно стал действовать клуб “Ветеран”, руководит им бывший политработник Александра Курганова. Ей 83 года, но она активна, бодра, любознательна.
Наши пенсионеры с воодушевлением приняли занятия в университете. Около 130 человек записались на три его факультета и с января активно посещают занятия по праву, медицине и декоративно-прикладному искусству. В Доме милосердия работает Домашняя академия. А с октября добавились еще музыкальный лекторий и семейный факультет.
Много откликов об университете появилось в средствах массовой информации. Вот некоторые из них:
“В жизни каждого человека наступают такие моменты, когда чувствуешь, что наступил предел. Предел всему: здоровью, желаниям, стремлениям, мечтам… Тогда более сильные начинают переосмысливать жизнь, стремятся занять себя чем-либо полезным и интересным. Многие из нас нашли себя в открытом народном университете. Здесь мы оживаем, нам становится интересно жить. Мы общаемся, а ведь это так здорово!”
“Оказалось, что вокруг столько интересного и нового, – делай, смотри, учись. Очень важно, что слушатели получают заряд бодрости, чувство удовлетворения, положительные эмоции. К слову, во время эпидемии гриппа ни один из них не заболел и мы не прерывали занятий…”
Честно говоря, мы не ожидали такой реакции, такого душевного отклика, так называемых студентов университета – людей, умудренных опытом, которые, пожалуй, еще с большим энтузиазмом, чем молодежь, слушали лекции, учились мастерить, ломали голову на деловых играх. Именно здесь люди получили конкретные ответы на интересующие юридические вопросы. Поняли, что здоровье можно сохранить, умело работая над собой. Они обнаружили, что на собственном участке могут выращивать вдвое больше овощей и, наконец, они получили первичные навыки в новой профессии.
Образование для пожилого человека необходимо, как воздух
“Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания”.
Это сказал Лев Толстой. А вот мнение слушателя Открытого народного университета:
“Я все время мечтала о том времени, когда же в нашем городе появится возможность пообщаться не на “скамеечно-магазинном уровне”, а целенаправленно, чтобы можно было узнать что-то новое и поделиться накопленными знаниями друг с другом…” (Л.Черных).
“Учиться никогда не поздно. И мы учились, многие – на всех трех факультетах. Надо было видеть ветеранов на занятиях! Почти детская увлеченность, любознательность, задор. Нет, это не люди преклонного возраста! Это – сама молодость!” (Л.Хаустова).
Открытый народный университет, что же он значит для людей, практически потерявших связь с производством? Прежде всего университет – это средство активного общения, огромный эмоциональный потенциал.
В университете слушатели получают необходимые знания для достойной старости: человек должен хорошо знать свои права, уметь организовать здоровый образ жизни и открыть в себе, по мере возможности, дар Божий.
В январе 2000 г. были открыты три факультета: факультет “Право”, факультет “За здоровый образ жизни” и факультет “Культурно-исторические ценности”.
На факультете “Права” бывший заместитель прокурора города Любовь Яковлева учит пожилых людей, как защитить свои права, как правильно оформить документы в нотариальную контору, в регистрационную палату, в БТИ. На лекционных и семинарских занятиях слушатели находят ответы на злободневные, жизненные вопросы о праве собственности и порядке его отчуждения, о жилищном праве, о защите прав потребителя и т.д. Они подробно знакомятся с Законом о ветеранах, с обязательственным правом; на занятиях узнают об ответственности за нарушение обязательств, об обязательствах вследствие причинения вреда и другие немаловажные темы “вкладываются” в умы людей, проживших жизнь и не знающих еще многого. Как пишет одна из слушательниц этого факультета: “Чего греха таить, мы почти все юридически безграмотны, и вместо скучного ответа на вопрос разгорались дискуссии, в которые включались все слушатели…”
На этом факультете, кроме “Основ права”, введены два новых предмета: “Основы политологии” и “Социальная психология”.
А сколько вопросов, касающихся здоровья?! И здесь на помощь приходит наша мудрейшая Галина Серякова – врач-гигиенист. Ее основное занятие было связано с гигиеной питания и гигиеной детей. Теперь она – преподаватель эндоэкологической реабилитации лиц старшего возраста. Галина Григорьевна ориентирует своих слушателей на расширение сферы участия в жизни общества, формирование активной жизненной позиции, на здоровый образ жизни, на сбалансированное питание – основной фактор эндоэкологической реабилитации человека в XXI веке. Вот несколько тем, которые освещаются глубоко на лекционных и семинарских занятиях с практическими советами:
Как вести себя в пожилом возрасте.
Биология старения и сохранение здоровья в пожилом возрасте.
Важнейшие аспекты концепции здорового питания населения России.
Пищевые продукты XXI века. Понятие об эндоэкологической реабилитации.
Разнообразие потребляемых пищевых веществ и их значение для организма.
Всего разработано Г.Серяковой 20 тем для слушателей факультета “За здоровый образ жизни”. Сейчас она готовит новую программу, связанную с садово-огородными делами. Здесь у Галины Григорьевны тоже богатые наработки. У нее самой одно из лучших подворий. Это идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости и вместе с тем гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной строгости, запасливости и нищелюбия. И это в целом – идеал трудовой жизни. Это ее Домострой.
К этому стоит нам приглядеться и, видя все различия исторических эпох, обратить внимание вот на что: в век Домостроя, век политического и экономического подъема, идеалом провозглашаются строгость и бережливость, скромность в запросах и затратах…”
Все факультеты, а особенно три – ЗОЖ, КИЦ и семейный, – тесно связаны. Пришла мысль создать университетский клуб, но при его планировании открылся семейный факультет. За основу деятельности его взят свод житейских правил и наставлений “Домостроя”. А преподают на этом факультете преподаватели факультета “Культурно-исторические ценности” – ведь именно здесь женщины учатся лепить из глины, шить из лоскутиков и меха, заниматься папье-маше. По программе еще и картины из соломки, и теремки из глины, встречи с замечательными людьми.
Живет в нашем городе замечательный человек, который выращивает дубы и кедры, украшая улицы и дворы. Пригласили его тоже на наш семейный факультет. Михаил Павлович Гребенюк (ему исполнилось 70 лет) заворожил всех своей любовью к кедру. Он провел практическое занятие: где можно выкапывать кедр, как его нужно сажать. Более 30 деревьев посадили слушатели университета на своих садовых участках и дворах.
Формы работы на семейном факультете разнообразны: кроме встреч с интересными людьми, еще и выставки работ слушателей, и дегустация консервов (“Лето собирает, а зима поедает”), и просмотр видеозарисовок с садово-огородных участков и подворий, и устраиваются званые и музыкально-поэтические вечера. Традицией уже стало рассказывать о своей малой родине и листать семейные альбомы…
На семейном факультете выступают врачи, педагоги. Здесь общаются, делятся своими проблемами, получают ответы на все вопросы, продолжают начатое на других факультетах (“Не наряд жену красит – домостройство”, “Целебоносное зелие – дарование велие” и т.д.). Это моя авторская программа, которая была составлена благодаря житейскому опыту. Те вопросы, которые затрагиваются на занятиях, никого не оставляют равнодушными:
Как наладить комфортные отношения с родными и друзьями.
Как правильно украсить и защитить свой дом цветами и комнатными растениями.
Как выбрать благоприятные энергетические зоны у себя дома.
Как правильно организовать свое жизненное пространство.
Больше всего предметов на факультете “Культурно-исторические ценности”: глина; лоскутная техника; папье-маше; мягкая игрушка; краеведение; музыка.
Декан этого факультета, она же преподаватель по лепке из глины, Валентина Баранова принимает слушателей в своей мастерской – музее барановской игрушки. Здесь она читает лекции о народных художественных промыслах России, учит лепить из глины и разукрашивать изделия. В этой же мастерской в конце семестра проводятся заключительные семинары с показом работ слушателей факультета, а также защита курсовых работ. В прошлом году защитила свой курсовой проект Л.Черных “Работа по декоративно-прикладному искусству с “бабушками”. Сама слушательница затем 2 раза выставляла свои работы в Красноярске. До поступления на факультет она ни глиной, ни папье-маше не занималась, по последнему даже нашла свою технологию работы с бумагой.
Музыкальные занятия, которые ведет Евгений Баранов, превратились в неописуемый праздник для души каждого из 35 слушателей. Программа сложная, но настолько интересно преподносится, что слушатели ходят с кассетами и записывают друг у друга арии из опер, целые оперы и симфонии. Евгений Михайлович ведет музыку в сочетании с литературой, живописью, театром.
Есть на факультете “Культурно-исторические ценности” творческая швейная мастерская “Елена & К”, где женщины занимаются лоскутной мозаикой. Связь с этой мастерской обогащает жизнь слушателей. Второй раз готовится совместная работа университета, мастерской, городской библиотеки, музыкальных, танцевальных и поэтических групп, салон красоты – вечер “Волшебный мир женщины”. Два года назад состоялась презентация творческой швейной мастерской. Елена Мухачева подготовила коллекцию новинок моды и причесок для молодежи и людей старшего возраста.
Учебные занятия, семинарские и практические занятия, защита курсовых, встречи с замечательными людьми, званые и другие вечера, дегустации, выставки – все это наш Открытый народный университет.
Кроме того, ведутся занятия в Доме милосердия по программе Домашней академии, действует так называемый выездной лекторий. Педагоги и врачи читают лекции о здоровом образе жизни, делятся рецептами, готовят выставки. Общество инвалидов организует выезд слушателей в мастерскую В.Барановой, т.к. им очень нравится ее творчество. Замечательным человеком, коллекционером, педагогом Петровой Надеждой Борисовной разработана интересная тематика бесед о камнях и раковинах. Цель ее занятий – познакомить слушателей с удивительным миром природы, где все находится в гармонии; расширить кругозор; рассказать о лечебных свойствах камней, растений и животных; показать совершенство строения природы и ее красоту.
Обо всем этом Надежда Борисовна знает не понаслышке: была геологом, долгое время преподавала географию в школе, почти всю жизнь грамотно коллекционирует камни и раковины.
При поддержке администрации города, Управления по делам культуры и искусства, Управления социальной защиты, Общества ветеранов и, главным образом, спонсоров – ОНУ работает…
А.ОРЛОВ,
Е.ВАСИЛЬЕВА,
Г.ВЕСЕЛОВА,
Г.ВОЛОБУЕВ,
Д.ВОЛОБУЕВА
Красноярск
Комментарии