В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на первый план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, массового образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности.
Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но и создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.В дополнительном образовании детей познавательная активность выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Пронизывая уровни дошкольного, общего и профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым стержнем, ключевая характеристика которого – познание через творчество, игру, труд и исследовательскую деятельность.Какой взрослый человек, выбирая школу, колледж или вуз для своего ребенка, не думает о его будущем? Я думаю, что большинство родителей ответят на этот вопрос положительно. А часто ли мы сами уже во взрослой жизни задумывались: ту ли я профессию выбрал, тому ли я учился? По прошествии многих лет мы иногда делаем вывод о неправильности этого выбора как для себя самих, а очень часто и по отношениию к своим детям!Дополнительное образование выполняет функции социального лифта для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.В Москве возможность получения дополнительного образования обеспечивает большой спектр организаций различной ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей. Налицо рост заинтересованности семей в дополнительном образовании, в том числе на платной основе. Все это позволяет охватить дополнительным образованием значительное количество юных москвичей.Вместе с тем у практических работников системы дополнительного образования детей есть понимание, что инфраструктура дополнительного образования детей, созданная в массе своей десятилетия назад, отстает от современных требований по многим аспектам. Сегодня есть:- острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ;- отсутствие условий для привлечения в сферу дополнительного образования детей специалистов, прежде всего в области научно-технического, прикладного профиля, не имеющих педагогического образования;- недостаточное количество программ дополнительного образования детей, ориентированных на тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий;- слабая связь системы дополнительного образования с высшими и средними специальными образовательными организациями;- несовершенство системы оплаты труда в дополнительном образовании и многое другое.Приведу некоторые примеры из уже далекого прошлого. Станция юных техников Тимирязевского района, созданная в 1977 году, на базе которой работает Центр развития творчества детей и юношества «Гермес», имела в своем составе лаборатории радиоэлектроники, ракетомоделизма, судомоделизма, авиамоделизма, автомоделизма, боксы технического творчества для картинга и автодела, станочное оборудование, на территории стоял реальный самолет МиГ-21. Занятия вели ведущие специалисты оборонных предприятий – Лианозовского электромеханического завода, завода технологического оборудования, Московского авиационного института, кстати, не имевшие педагогического образования. Много детей, прошедших обучение в стенах станции, стали затем студентами таких вузов, как МАИ, МИФИ, МАТИ, МАДИ, трудились после окончания ПТУ или техникумов на заводах среднего машиностроения. И пример недалекого прошлого. В 2012 году на территории Южной Кореи прошла генеральная ассамблея WorldSkills International (WSI), на которой Россию официально приняли в состав WSI. Соревнования, которые проводит эта международная некоммерческая ассоциация, называют Олимпиадой среди тех, кто умеет работать руками. В 2013 году сборная Российской Федерации приняла участие в чемпионате мира WSI в Лейпциге (Германия), где разделила последнее место с Чили, Эстонией, Кувейтом, Оманом и Саудовской Аравией.Эти примеры показывают, как много мы потеряли хорошего из того, что было наработано нашими предшественниками, и как много у нас проблем в настоящем и будущем.Наметившиеся положительные тенденции в развитии дополнительного образования, выразившиеся в утверждении Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года №1726-р), структурные изменения в системе дополнительного образования Москвы, происходящие в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 21.12.2010 г. №1075-ПП «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений города Москвы» и приказа Департамента образования «О реорганизации государственных бюджетных образовательных учреждений Департамента образования города Москвы», позволяют достаточно оптимистично смотреть на развитие системы дополнительного образования города. Появились «правила игры»: обозначены принципы и цифры по финансированию дополнительных общеобразовательных программ, требования к результативности.Педагогическому коллективу Центра творчества «Гермес» удалось сохранить многие объединения научно-технической и прикладной направленности. Мы успешно реализуем проекты мультимедийного сопровождения деятельности (иначе «Телепроект»), проводим международные фестивали «Фотография как образ мира», «Автогородок», «Техника на высоте», которые позволяют привлечь значительное количество обучающихся к научно-техническому и прикладному профилю, установлены контакты с учреждениями среднего профессионального и высшего образования – СПО №8, 11, 20, вузами МИСиС, Станкин. В рамках частно-государственного партнерства при содействии Московского института развития образования организовано сотрудничество с фирмой «Звезда», отрабатывается схема сетевого взаимодействия с образовательными комплексами Северного учебного округа. Наше учреждение готовится к переходу на новые условия оплаты труда, идет процесс присоединения к центру других учреждений дополнительного образования Северного округа, что значительно усилит потенциал дополнительного образования.Происходящий процесс оптимизации сети образовательной структуры достаточно болезненно воспринимают администрации и педагогические коллективы учреждений дополнительного образования. Звучат возгласы: «Уничтожают дополнительное образование!», «Сливают со школой ради помещений!», «Исчезает уникальность дополнительного образования!». Вместе с тем каждый руководитель учреждения дополнительного образования должен со всей полнотой ответственности сделать для себя вывод: может ли он и возглавляемый им педагогический коллектив обеспечить в полной мере решение тех задач, которые сейчас стоят перед системой дополнительного образования, может ли он адекватно ответить на вызовы нынешнего времени.Может быть, в рамках разрабатываемой концепции дополнительного образования Москвы, реализации изменений, происходящих в системе образования города, найдется достойное место и дополнительному образованию, реализуемому на базе комплексов, и дополнительному образованию, реализуемому на базе учреждений дополнительного образования и в основном направленному на реализацию программ научно-технического, естественно-научного профиля, будет обеспечено как межведомственное, так и сетевое взаимодействие. Время покажет. А сейчас необходимо засучить рукава и работать!А.ЛЫКОВ, директор ЦРТДЮ «Гермес»
Комментарии