«Оставить чистый, прочный след в душе детей на много лет», – пожалуй, именно эта мысль двигала мной, когда мы с Екатериной Щербаковой отправлялись в маленькое, но такое важное путешествие. Наши устремления привели нас на территорию Всероссийского детского центра «Смена», где в рамках образовательной программы «Педагог России» проходили обучение ребята из разных уголков нашей необъятной страны.
Итак, на календаре весна, море шумит… Вероника Ивличева, начальник методического отдела управления образования ВДЦ «Смена», позже отметит необычайный цвет моря – лазурный. Да, это впечатлило нас, я даже на мгновение задумалась о том, что Ивану Айвазовскому явно понравился бы этот пейзаж – изумительная вышла бы картина!
Нам с Екатериной Александровной выпала удивительная возможность пообщаться с талантливыми детьми, которые интересуются педагогикой. Ответственно, потому что программа смены была направлена на формирование сообщества будущих педагогов страны на основе культурно-исторического наследия Российской Федерации, опыта и традиций отечественной педагогики. Выходит, что для кого-то из ребят встреча с нами станет судьбоносной, кто-то обязательно выберет нашу сложную, но интересную профессию? Верим в это.
Накануне ночью мы готовили выступление «Профессия дальнего действия…»: составляли презентацию, подбирали видеоматериал, размышляли над активностью. Нам хотелось использовать несколько форм работы, потому что мы стремились уйти от монолога, хотели услышать главных на этой площадке – детей. Тогда пришла в голову мысль взять за основу идею, которую так активно поддержали педагоги Межрегионального молодежного педагогического форума «От наставничества к профессионализму молодых. Время выбрало нас», – формат форсайт-сессии.
Напомню, что в рамках работы этой площадки на форуме Игорь Изюмов, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1997, заслуженный учитель РФ, предлагал участникам сессии поэтапно прописать качества классного руководителя «вне времени» (то есть те, которые были актуальны столетия назад и остаются актуальными сейчас), качества, которыми обладает современный классный руководитель и которыми должен обладать классный руководитель будущего.
Именно это легло в основу нашего общения с ребятами. Только мы предложили им рассмотреть качества не классного руководителя, а учителя. Работа получилась интересной, дети рассуждали, делились мнениями, защищали свои командные представления. Каждая группа подошла к поиску ответа на вопросы по-разному: кто-то изобразил все в виде блок-схемы, кто-то сопроводил текст графическими изображениями и иллюстрациями. Во всем прослеживались индивидуальность и яркость мышления. По ходу представления возникали интересные вопросы, обсуждения, открытия. По мнению ребят, педагог будущего – это вовсе не тот человек, который обладает только цифровой грамотностью, это прежде всего гуманный и харизматичный человек, умеющий нестандартно мыслить и мастерски владеть словом. Он понимает и уважает своих учеников, на протяжении всей жизни непрерывно обучается с ними.
После обсуждения проектов участники делились с нами своим опытом наставничества: рассказывали о том, как они помогают юным спортсменам преодолевать препятствия, как работают в своей образовательной организации с ребятами, имеющими ограниченные возможности здоровья, как активно участвуют в волонтерских акциях и федеральных конкурсах, как проводят уроки в дни самоуправления, все больше вдохновляясь профессией. Эти смелые, активные, творческие личности, грамотно формулирующие свою профессиональную позицию, выдвигающие интересные теории и предположения, покорили наши сердца. Восторгу не было предела!
По традиции яркие фотографии на память. Самые теплые объятия и улыбки. Все не зря, все для большого и важного дела на благо педагогики России.
Вероника Алексеевна позже отметила, что дети в рамках смены постоянно заняты творчеством, спортом, обучением, они развиваются всесторонне: соревнования, квесты, интеллектуальные игры, тематические вечера и концерты. «Как же это здорово!» – одновременно и вслух сказали мы с Екатериной Александровной.
По дороге домой мы думали и говорили о том, как же все-таки это здорово – быть педагогом и работать с такими творческими коллегами и учениками. А потом попали в пробку, в которой, чтобы не терять времени, наметили еще несколько путешествий. Но это уже совсем другая история… История, которая непременно оставит «чистый прочный след в душе детей на много лет».
В заключение хочу поблагодарить Веронику Алексеевну Ивличеву за приглашение и теплый прием. Вспоминаются слова Дмитрия Менделеева, который говорил, что вся гордость учителя в росте посеянных им семян. Мы надеемся, что наши посылы добра, радости от любимой профессии, удовлетворения и счастья прорастут и дадут свои плоды!
Евгения КОНСТАНТИНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №25 имени Героя Советского Союза Петра Гаврилова, Краснодар;
Екатерина ЩЕРБАКОВА, учитель математики гимназии №23 имени Героя Советского Союза Николая Жугана, Краснодар
Комментарии