search
main
0

Время выбрало нас

Лучшая на свете профессия

Каждый учитель готовится к урокам и проводит их, затем анализирует, но каждый из нас еще делает выводы из уроков жизни.

Урок №1.

Учиться и трудиться добросовестно, с большой самоотдачей

В далеком 1953 году я поступила в 1‑й класс московской школы №559, расположенной на улице Полянка. Это была женская школа. Если вы смотрели кинофильм «Первоклассница», то легко представите, что это такое. В моем детстве все было именно так, как показано в фильме: строгая, но справедливая учительница, дежурство в классе, чинно и без суеты проходящие перемены. Учили нас трудолюбию, ответственности, умению оказывать человеческую помощь друг другу – качествам, необходимым в жизни.
Самый любимый учителями и учениками урок в начальной школе – чистописание. Чернильница-непроливайка, перья «Школьник» и «Рондо». Тишина в классе, и только слышится голос учителя: «Толстая. Волосяная» – это линии букв, которые старательно выписывают школьники.

Учеба была интересной, успех каждой ученицы поощрялся учителем. Большой гордостью было приглашение учительницы вместе с ней проверять тетради. Это своеобразный урок «оцени себя сам».
В начальной школе уделялось большое внимание развитию, как мы сегодня говорим, элементам самоуправления. Дежурным учеником проверялась подготовка класса к следующему уроку: все, что необходимо к занятию, должно было лежать на парте в определенном порядке – экономия времени на уроке и умение организовать свое рабочее место.

Урок №2.

Уметь общаться в большом и сложном коллективе, прислушиваться к мнению окружающих и считаться с ним

В 1954 году произошло объединение мужских и женских школ. Покой кончился: шумные перемены, громкое многоголосие в коридорах. Первоначально шло соревнование двух школ, мужской и женской, и, конечно же, всегда старательные девочки выигрывали. Но умение общаться в большом коллективе, находить общий язык с разными людьми осталось.
Поскольку я из семьи военно­служащих, в течение школьной жизни мне довелось поучиться в семи разных школах. После Москвы я оказалась на многонациональном Кавказе. Уважение к старшим, взаимопонимание со сверстниками, изучение истории, географии и культуры народов, населяющих Кавказ, воспитали во мне то, что сейчас называется толерантностью.

Урок №3.

Главное – получить специальность и стать хорошим человеком

Школа 1950‑1960‑х годов – это новаторская школа, главная цель которой – привить школьникам любовь к любому труду – и умственному, и физическому. Она была призвана давать не только общее среднее образование, но и профессию. Подчас сама жизнь заставляла ребят задуматься о будущей профессии, ведь не все в то время располагали средствами и жили хорошо. У многих была потребность сочетать учебу и труд, чтобы помочь родителям прокормить семью. Труд воспринимался не как наказание, он вызывал гордость, и ребята стремились поскорее получить трудовую профессию, а система образования позволяла это сделать через профессионально-технические училища и вечерние школы.

В это время я уже училась в школе №33 Ленинского района Москвы, где были открыты первые медицинские классы при Первом Московском медицинском институте имени И.М.Сеченова. Режим работы школьников был очень плотным: 6 дней в неделю, из которых 4 дня мы занимались общеобразовательными предметами, 1 посвящали теоретическим занятиям по медицинским предметам, а еще 1 день проводили на медицинской практике. Наш класс прошел практику во всех клиниках 1‑го мединститута, мы, еще школьники, даже помогали на операциях.

Такая система позволила исключительно верно выбрать будущую профессию. Половина класса связала свою жизнь с медициной, среди моих одноклассников есть известные врачи, кандидаты и доктора медицинских наук. Остальные выбрали иные специальности, в их числе была и я. Мой выбор пал на профессию учителя. Мы справлялись с таким режимом, успевали заниматься учебой, спортом, посещать музеи, театры, ходили на встречи с молодыми поэтами Евтушенко, Вознесенским в Политехнический музей, участвовали в походах по местам боевой славы Подмосковья. Одним словом, жили насыщенной жизнью, всюду успевали, совмещали учебу и отдых, воспитывали себя.

Урок №4.

Овладеть секретами педагогического мастерства

1971 год. Я учитель одного из самых трудных (я так думаю) школьных предметов – физики. Все мы когда-то проходим школу молодого учителя: знать свой предмет, уметь наладить отношения с учениками и их родителями, продолжать познавать секреты педагогического мастерства, постоянно повышать свою квалификацию. Без помощи старших товарищей здесь никак не обойтись. Мне посчастливилось, у меня был такой наставник – мудрый, терпеливый, тактичный. Это человек, которому я бесконечно благодарна за то, что он оказал мне неоценимую педагогическую помощь на этом нелегком пути, ведь так сложно стать учителем!

Урок №5.

Быть высоким профессионалом

1970‑е были периодом изменения вектора развития московского школьного образования, когда над необходимостью получить профессию возобладало стремление школьников получить высшее образование. На учителей в тот момент возлагалась особенная ответственность: необходима качественная подготовка для поступления в высшие учебные заведения. Недостаточно уже просто хорошо знать свой предмет на уровне школы, необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться.

Но вместе с этим оставались и незыблемые вещи: хороший учитель должен не просто преподать свой предмет доступно и на высоком уровне, но и помочь с выбором профессии, воспитать ребят доброжелательными, готовыми помочь друг другу. Учитель – это не ходячий компьютер, а в первую очередь наставник, человек, пробуждающий чувства добрые в детях. У тех, кто помнил об этом, складывались теплые доверительные отношения с ребятами, эту нежную привязанность удавалось пронести сквозь года. Со своими выпускниками 1975 года я до сих пор поддерживаю отношения!

Урок №6.

Главный урок моей педагогической жизни

Большая часть моей педагогической жизни прошла в стенах школы №171. Слаженная работа учительского коллектива, интересная и содержательная воспитательная работа, первые специальные классы естественно-научного направления – все это я нашла в 171‑й

Коллектив, который создавал эту школу, – учителя-фронтовики: учитель истории – защитник Брестской крепости и участник Сталинградской битвы, учитель технологии – участник боев за освобождение Праги, учитель физической культуры – защитник Москвы, учитель английского языка – блокадница, участвовала в восстановлении Ленинграда после войны, будучи еще ученицей, работала учителем начальных классов в Сталинграде. Среди людей, стоявших у истоков школы, были и дети войны, школьниками работавшие в госпиталях, тушившие «зажигалки», работавшие на Победу в тылу. Эти люди оставались на передовой линии и в школьных стенах, они создавали новую школу, школу профильного обучения. Согласитесь, во главе угла всегда стоит личность, только такой человек может повести за собой, зажечь огонь познания. Неоценимый вклад в создание школы №171 внесли и молодые учителя, преподаватели вузов, горевшие желанием работать с детьми, вести их за собой в науку, воспитывать и растить своих нобелевских лауреатов.

Открытие учебно-производственных комбинатов (УПК) в начале 1970‑х гг. способствовало объединению понятий «наука» и «производство». В нашей школе химическое направление выросло именно из понимания необходимости предоставить детям возможность обучаться профессии «химик-лаборант» на базе УПК. Это помогало и нашим партнерам, химфаку МГУ, решить проблему обеспечения химических лабораторий кадрами. Вместе мы уже 45 лет и выпускаем уже не лаборантов, а будущих ученых.

В настоящее время в школе создано пять направлений профильного обучения, мы активно сотрудничаем с ведущими вузами Москвы, обеспечиваем интеграцию основного и дополнительного образования. В 2014 году произошло объединение школ в большой комплекс, что дало возможность нашим ребятам расширить выбор профильного обучения.

Московское образование создает условия для участия школ в таких городских проектах, как «Академический класс», «Инженерный класс», сейчас мы готовимся к участию в проекте «Медицинский класс», наши учителя и малыши активно работают в проекте «Эффективная начальная школа», а для дошколят открываем классы по подготовке к школе. Педагогическим коллективам предоставлена возможность участвовать во множестве проектов («Взаимообучение московских школ», «Гостеприимная школа»), позволяющих перенимать опыт коллег, узнавать о достижениях других коллективов, совершенствоваться, чтобы не отставать от времени, продолжать расти над собой.

Урок №7.

Профессия «учитель» – лучшая!

Школа – это целый мир, в котором есть и победы, и трудности, успешные дети и ребята, требующие индивидуального подхода в обучении. Главным в работе директора школы я всегда считала воспитание учителя, способного обеспечить качественное образование, доброжелательное отношение к детям, уважительное – к родителям, важно быть им помощниками в непростом деле воспитания достойного гражданина своей страны.

Позволю себе привести пример, на мой взгляд, показательный. Учились в школе два друга Леша и Миша, озорники. Мне, директору школы, приходилось с ними неоднократно встречаться, и эти разговоры были отнюдь не простыми. Через несколько лет после окончания школы в кабинет ко мне вошли возмужавшие и повзрослевшие Миша и Леша, искренние слова которых я надолго запомнила:
– Спасибо вам за то, что вы боролись за нас против нас!

Это философия детства: уважительное и доверительное отношение друг к другу через призму нескольких лет.
Уважительное, доброжелательное, строгое и требовательное отношение к людям – это мое кредо! Оно помогало в моем педагогическом труде. Я за признание того, что профессия «учитель» – лучшая!

Лидия КАРПЕНКО, экс-директор школы №171, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте